Александр Дранков: пионер российского кино

Хрестоматийной фигурой раннего российского кино стал продюсер Ханжонков.

Но у него был конкурент, который оказался не менее, а иногда, может быть, и более успешен.


На заре кинематографа в эту сферу приходили самые разные люди: Александр Ханжонков, например, окончил юнкерское училище и был профессиональным военным. Один из первых кинорежиссёров и сценаристов Василий Гончаров до того, как начал писать, работал на железной дороге и добился некоторых успехов, сделался начальником станции. Кинооператор и продюсер Александр Дранков владел сетью фотоателье, был фотокорреспондентом и даже поставщиком Двора (то есть придворным фотографом). Казалось бы, в начале 20-го в. кинематограф принимал всех и всем давал возможность проявить себя.



Фотограф, который хотел большего

Александр Осипович (Абрам Иосифович) Дранков родился в 1886 г. Местом его рождения называют Феодосию, но достоверно это неизвестно. Накануне 20-летия перебрался в Петербург, где начал бизнес — открыл фотоателье. Работал вместе с братом и поставил дело на широкую ногу. За оборудованием ездил в Англию: конкурентов было немало, и приходилось как-то завоевывать публику. Дранков привёз новую аппаратуру: зеркальную камеру и сильные лампы, которые позволяли снимать в любое время суток и в любом помещении. Фото получались довольно качественные и дешёвые. Также после зарубежного вояжа Дранков имел при себе удостоверение фотокорреспондента Times, а позже стал поставлять фото ещё и для французского журнала Illustration. Всё это создало ему репутацию умелого фотографа и привлекало клиентов.


Александр Дранков.
Источник: Wikimedia Commons


Но Дранкову, по всей видимости, нужно было больше. Современники отзывались о нём не очень комплиментарно: «Всегда потный, развязный и нахальный, чёрт знает что». Бизнес-бизнесом, а нужно было что-то яркое, что произведёт впечатление на публику. Дранков становится официальным фотографом Думы, большую высоту в профессии было уже не взять. В 1907 г. Александр Осипович открывает Синематографическое ателье.



Классические сюжеты

Основными его конкурентами в тот момент были французы, в частности компания Gaumont. Дранков же создавал свой собственный кинематограф, основываясь на национальных сюжетах. Решил не размениваться, начал с «Бориса Годунова». Целиком фильм так и не вышел, но отснятые фрагменты всё равно показывали в кинотеатрах как «сцены из боярской жизни». Александр Осипович всегда отличался большой предприимчивостью.

В 1908 г. Дранков неожиданно для себя стал родоначальником отечественного кино. Именно так. На его студии был снят фильм, который считают первой полноценной кинокартиной российского производства. Это была не документальная зарисовка, а история, полностью придуманная и реализованная авторами. Режиссёр Владимир Ромашков снял по сценарию уже упомянутого Гончарова фильм о Степане Разине, который обычно называют или по имени главного героя, или «Понизовая вольница». Александр Дранков был одним из операторов. 15 октября того же года 7-минутная картина вышла на экраны.


«Понизовая вольница».
Источник: Wikimedia Commons


Удивительно, но своим рождением первый российский фильм обязан любителям. Дранков хоть и был фотографом, но фотограф и оператор — это разные профессии, разный подход к съёмке. Гончаров работал на железной дороге, а пьесы писал просто «из любви к искусству». Ромашков же ставил спектакли на столичной и провинциальной сцене, но основное ремесло его всё же было актёрское. «Понизовая вольница» осталась его единственным фильмом.

Первоначально картину демонстрировали в рамках «синематографической пиесы», то есть на сцене шёл спектакль с киновставками. Позже Дранков смонтировал из этих фрагментов отдельную историю Степана Разина и убитой им княжны. Журнал «Вестник кинематографов» высоко оценил картину, отметив её техническое совершенство. Посетовали только на слишком малый хронометраж.



Война продюсеров

Что интересно — Гончаров, который всю свою жизнь мечтал заниматься драматургией, после «Понизовой вольницы», видимо, поверил в то, что возможно всё. И отправился… к Александру Ханжонкову, конкуренту Дранкова. Он предложил тому три сценария, и Ханжонков запустил в производство сразу три картины. Всего за оставшиеся ему шесть лет жизни Гончаров снял 28 фильмов.

А вот Дранков лишился сценариста и, видимо, обидевшись, решил посоревноваться с Ханжонковым. Узнав, что у того на студии Гончаров снимает картину про купца Калашникова, начал снимать… то же самое. Продюсеров рассудил прокат, картина Ханжонкова собрала больше, но Дранков не сдавался. Студия Ханжонкова сделала первый полнометражный фильм об обороне Севастополя, Дранков выпустил картину в шести частях про Соньку-Золотую ручку. Ханжонков сделал сатирическую ленту «Хаим-кинематографщик», которая прозрачно высмеивала кустарную манеру Дранкова. Но именно последнему была оказана большая честь — студия Дранкова снимала фильм о царствующем доме Романовых.


Александр Ханжонков.
Источник: Wikimedia Commons


Характер Дранкова заставлял его всегда идти до конца. По всей видимости, понятия «трудности» для него не было. Хорошо известно, что именно он сделал первую хроникальную съёмку Льва Толстого. Но как! Получив от писателя решительный отказ, он спрятался в… туалете и снимал гуляющего Льва Николаевича через фигурную прорезь в двери. Документальный фильм имел большой успех.

В 1916 г. о нём писал журнал «Экран России»: «Человек этот был поистине вездесущ: на парадах, похоронах, дерби, пожарах, обвалах, наводнениях, встречах коронованных особ самым непостижимым образом он умудрялся поспевать вовремя. Без него не хоронили, не горели здания, не бушевали стихии, не встречались монархи. <…> Проявив и напечатав ленту, он носился с нею по петроградским театровладельцам, пристраивал, убеждал, угрожал. Иногда появлялся в Москве и прямо с Николаевского вокзала с ворохом лент мчался к Пате, в «Гомон». Предлагал, навязывал, клялся, заискивал. <…> Любил пышность, помпу, бутафорщину, любит и теперь и, должно быть, умрёт с этой любовью».



Тяжёлые времена

Успехи были, Дранкова знали, но бизнес шёл не так гладко, как хотелось бы. В 1915 г. правительство ввело военные квоты на ввоз плёнки, в первую очередь из Англии, съёмки стали слишком дорогими. Чтобы заработать хоть что-то, он взялся организовывать гастроли балерины Большого театра Екатерины Гельцер по городам юга — успеха они не принесли. После революции Дранков решает из столицы уехать: в 1918 г. он под предлогом организации съёмок едет на юг, оттуда в Киев, где начинает бизнес снова, открывает «учебную практическую киностудию». Предполагалось, что там будут учить не только тому, как снимать кино, но и истории искусств, теории литературы, художественному оформлению и т. д. Но, по всей видимости, только на кино Александр Осипович уже не рассчитывал, одновременно открыл в городе кабаре.

Киевская пресса оценила эти инициативы скептически: «У Дранкова — просто недержание студий. В Киеве, в Харькове и в Одессе он объявил — кинематографические студии. Почему обидел Екатеринослав? И что самое странное — во всех студиях объявлен один и тот же состав преподавателей».


Логотип компании Дранкова.
Источник: Wikimedia Commons


Дальше были Одесса и Крым, где в 1918 г. оказались многие российские кинематографисты. Там же был и Ханжонков, который пытался наладить работу студии с прежним размахом. Как мы знаем, это ему не удалось, а вот Дранков особенно задерживаться в Крыму не стал, поехал в Константинополь. Здесь он провёл несколько лет. Денег на открытие новой кинофабрики не было, так что он основал прокатную контору для демонстрации собственных ранних фильмов, а также… тараканий ипподром и небольшой театр-кабаре. Промаявшись несколько лет в Турции, Дранков в итоге оказался в США. Случилось это примерно в 1923 г.

Здесь опять, уже в который раз, пришлось начать с нуля, с работы в доках. Выучив английский, он сначала попробовал стать дистрибьютором американских лент для советского проката, но у него не было ни связей, ни достаточно хорошей репутации. Тогда предприниматель решил зайти в кинобизнес с другой стороны и организовал компанию, которая обслуживала «русский Нью-Йорк», показывала фильмы. Всего через несколько лет, в 1927-м, Дранков был уже в Голливуде, где создал новую студию. Планы были, как всегда, грандиозные: Александр Осипович сам написал сценарий фильма «Августейший любовник», где вывел Николая II и Матильду Кшесинскую. Но кино уже становилось звуковым, а Дранков снимал по-старому. Кроме того, влиятельных американских кинематографистов, которые поддержали бы его, не нашлось, и карьера закончилась.


Студии Голливуда, 1922 г.
Источник: Wikimedia Commons


Дранков умер в 1949 г. Последние несколько лет он посвятил занятию, с которого начинал — открыл компанию по печати фотографий, продавала фотоинвентарь.

В одной из современных работ, посвящённых Дранкову, его стиль характеризуется как «обескураживающая лёгкость манеры работать на всех направлениях одновременно». С этой точки зрения, наверное, просто быть первым: новое искусство кино ещё не имело рамок, не поставило само себе ограничения и могло развиваться в любом направлении. И порой кажется, что Александр Дранков так и не смог выбрать своё. А может быть, одного направления ему было просто мало?



Источники

Д.М. Усманова Думские фотографы: рождение новой профессии? Таврические чтения 2013. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность, Санкт-Петербург, 2013 г.
П.И. Фокин Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков, Том 1.q
Р.М. Янгиров «Рыцарь удачи» на чужбине. Новые материалы к биографии Александра Дранкова, Киноведческие записки, № 50, 2001 г.
А. Поздняков Начало. «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), режиссер Владимир Ромашков. Искусство кино, №11, 2008 г.
Л.А. Зайцева Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе.

Автор
Елена МИНУШКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе