Алексей Мельгунов: человек, изменивший наш город

В нынешнем году исполнилось 235 лет со дня основания Ярославской губернии и 290 лет со дня рождения первого ярославского губернатора Алексея Мельгунова. В прошлом выпуске мы рассказали о роли этого удивительного человека в создании Ярославского наместничества. Сегодня речь пойдет о преобразованиях Мельгунова в губернском центре – Ярославле.


Ильинская площадь и северный корпус Присутственных мест.


На улицах паслись коровы…

Один из самых ярких экспонатов Ярославского музея-заповедника сегодня – роскошная карета, принадлежавшая когда-то ярославскому генерал-губернатору Мельгунову. Этот экипаж, вызывающий восхищение туристов, напоминает нам о галантной эпохе Екатерины Великой, приобщавшей Россию к достижениям европейской цивилизации. Тем не менее в провинциальном Ярославле такая карета едва ли могла пригодиться губернатору Мельгунову. Великолепный экипаж не проехал бы здесь и пары кварталов, увязнув в грязи на первом же перекрестке. В описаниях Ярославля XVIII столетия мы встречаем немало свидетельств тому, что у Европы нам еще только предстояло учиться: «строения дурны, все почти крестьянские дома, улицы тесны и вымощены досками». На весь Ярославль приходилось всего 43 каменных здания. Неудивительно, что каждые полвека здесь случались большие, а то и «великие» пожары. На центральных площадях города свободно разгуливал скот, а в огромных лужах хозяйки полоскали белье…


Мельгунов А. П. Портрет работы Д. Коренева


Перекраивая карту города

Таким предстал Ярославль перед первым своим губернатором 235 лет назад. C первых же дней Мельгунов приступил к превращению города в благоустроенный центр, соответствующий статусу столицы губернии. В 1778 году по инициативе Мельгунова и при содействии архитектора Ивана Левенгагена был составлен принципиально новый, «регулярный» план Ярославля.

На смену средневековой паутине улиц пришла строгая радиально-кольцевая планировка, от центральной (ныне Советской) площади к окраинам протянулись прямые проспекты-лучи, а кварталы получили геометрически правильные очертания.

Градостроительный бум, охвативший весь Ярославль, можно было, по свидетельству историков, сравнить с «разгромом после неприятельского нашествия». Однако надо отдать Мельгунову должное: практически все древние храмы и башни, которыми так гордился Ярославль, были сохранены и органично вписаны в новый план застройки. Даже сегодня, спустя два с лишним века, мельгуновский план Ярославля считается одним из наиболее удачных примеров «регулярной» перепланировки русских городов. Не случайно весь исторический центр Ярославля в наши дни объявлен охранной зоной ЮНЕСКО.


«Политические долгожители»

В соответствии с новым планом центральные улицы Ярославля застраивались исключительно каменными домами. Первые ласточки не заставили себя ждать: уже в 1780-е годы на главной площади города выросли корпуса Присутственных мест, где располагались административные учреждения. «Присутствия», или, говоря языком современным, «офисы» чиновников, расположились в двух величественных зданиях, что по сей день обрамляют Советскую площадь. Между ними (там, где сейчас администрация Ярославской области) при Мельгунове был выстроен губернаторский дворец, простоявший, увы, всего 11 лет. Из-за непрочности грунта он был разобран на кирпич уже при Павле I.

Зато дворец вице-губер­натора, выстроенный в 1787 году, оказался «политическим долгожителем». Этот особняк служит городу уже 225 лет, и сегодня в его стенах располагается мэрия Ярославля. Кстати, при его строительстве Мельгунову пришлось проявить чудеса дипломатии, поскольку прежде на этом месте располагалась древняя церковь Святого Леонтия. По мере превращения соседних кварталов в административные она осталась без прихода. Храм пустовал и ветшал, но разрушить его было бы, конечно, кощунством. Решение, найденное Мельгуновым, оказалось весьма остроумным. Церковь была аккуратно разобрана и перенесена на новое кладбище близ угличской дороги (ныне Леонтьевское кладбище). В выигрыше остались все: церковь обзавелась приходом, вице-губернатор получил для дворца престижный участок, а Мельгунов добавил еще один штрих к картине «благоучрежденного Ярославля».

Неутомимый и непреклонный губернатор шаг за шагом приближал Ярославль к екатерининскому идеалу. Однако речь шла не только о городской застройке. Благодаря Алексею Мельгунову Ярославль оказался флагманом культурной жизни русской провинции, и об этом «Родной город» расскажет в следующем выпуске.

http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/213/history/3544/

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе