Археологический сезон

С 26 июня на мысу, на месте слияния Шексны с Волгой вновь работает рыбинская археологическая экспедиция. Нынешний археологический сезон - двадцатый. Юбилей ознаменован замечательными находками, которые можно назвать археологическими хитами.  

- Эх, тяжела ты, шапка… - выдохнул я, водрузив на голову металлический шлем с кольчужной сеткой-бармицей. Для большего соответствия образу защитника Усть-Шексны я вооружился топориком-чеканом. Весит он совсем ничего - меньше полкило. Не то что тяжелый плотницкий топор. Вот, кажется, оружие для настоящего средневекового мужчины. Махнул - и рассек ворога от макушки до пят. И тогда заместитель руководителя рыбинской археологической экспедиции Александр Рыкунов заострил внимание на висевшей в сторожевой башне кольчуге, сплетенной из нескольких тысяч стальных колец. В кольчуге зияли дырки. Дырок понаделали худенькие девушки-студентки из Ярославского педуниверситета, которые проходят на Усть-Шексне археологическую практику. Им разрешили отложить в сторону лопаты и махнуть раз-другой чеканом. Легковесный топорик стал грозным оружием в девичьих руках.

Топорами-чеканами и секирами, копьями и сулицами, мечами и стрелами отбивались воины Усть-Шексны в феврале 1238 года от навалившихся на городок ордынцев. Против монгольской конницы они использовали «чеснок» - своего рода мины того времени. Эта такая металлическая штуковина о четырех шипах. Как «чеснок» ни кинь на землю, а один шип будет кверху торчать. Что для коней, что для людей - увечье.

Усть-Шексна против ордынцев не устояла. Ее упадок в XIII веке рыбинские археологи - супруги Александр и Ирина Рыкуновы - как раз связывают с монголо-татарским нашествием. А ведь Усть-Шексна, занимавшая перед нашествием площадь не менее 30 га, стояла вровень с Ярославлем, а уж тогдашняя Москва - пограничная крепость Владимиро-Суздальского княжества - поселению городского типа в устье реки Шексны и в подметки не годилась.

Меня переполняют эмоции, а вот у Ирины Рыкуновой в руках артефакты. В нынешнем, двадцатом по счету археологическом сезоне она руководит экспедицией на поселении Усть-Шексна. И дело не только в том, что ее супруг доктор технических наук профессор

РГАТА Александр Рыкунов повел себя как джентльмен. Дело еще и в том, что открытый лист, дающий право на проведение комплексных археологических раскопок, в этом году оформлен на научного сотрудника Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ирину Рыкунову. Поэтому на правах руководителя экспедиции она и провела импровизированную пресс-конференцию для журналистов с выходом на место раскопок.

Двадцатый археологический сезон богат находками, в том числе уникальными, которые в очередной раз свидетельствуют о том, что Усть-Шексна уже в первой половине XI века была значительным торгово-ремесленным центром Верхневолжья. Вновь найдены серебряные арабские дирхемы Х века, равнозначные для той эпохи по своему денежному хождению современным долларам и евро. Это поселение по насыщенности металлургических горнов и залежам шлаков было эдаким средневековым Череповецким металлургическим комбинатом. Обнаружены следы частокола и сторожевой башни, значит, Усть-Шексна была крепостью. Вислые актовые печати указывают, что здесь появлялись государственные чиновники с важными государственными бумагами. В Ярославской области археологами было обнаружено двенадцать вислых печатей, из них на месте поселения Усть-Шексна - пять таких печатей: три - новгородские, одна - византийская и четко датированная специалистами в Москве вислая печать князя Мстислава, сына Ярослава Мудрого.

Культурный слой Усть-Шексны - от метра до шести метров толщиной. Средневековый слой насыщен предметами домашнего обихода: ножи, оселки, грузила, кресала, керамика.

- Что нас особенно порадовало, так это вещи, которые составляют снаряжение коня и всадника: удила, стремя, - Ирина Рыкунова очень довольна этими находками. Но, оказывается, уникальных находок целый каскад.

Найдены три наконечника стрел, из них один граненый бронебойный наконечник стрелы. Найдена булава, которая датируется XI - XII веками. Допустим, булавой мог пользоваться и простой ратник. А вот затыльник плетки XI века указывает, что она принадлежала военачальнику. Найдены женские украшения XII века из стекла и сердолика, каменные пряслица, крестики-корсунчики.

Хит нынешнего археологического сезона - почти целая бронзовая двуглавая коньковая привеска. Такие привески были популярны у женщин финно-угорского племени весь. Носить такие привески означало призывать в дом достаток и богатство.

Еще один хит из эпохи раннего средневековья - книжная застежка начала XIII века. А грамотность и, соответственно, книги были свойственны тогда горожанам, а не сельским жителям. И еще один шедевр - каменная литейная формочка для изготовления ювелирных изделий.

Вроде всем удивили нас археологи Рыкуновы. Но напоследок Ирина Рыкунова приготовила еще сюрприз - четыре серебряных дирхема Золотой Орды и серебряные копейки времен царя Михаила Федоровича Романова. Последнее тем более удивительно, поскольку до сих пор считалось, что в XVII веке поселение Усть-Шексна затухает окончательно, передав веком раньше вахту Рыбной слободе, на которой и зародился город Рыбинск. Но находки этих монеток показывают, что, возможно, эта версия нуждается в переосмыслении.

Чуете, к чему я клоню? К тому, что если тянуть историю Рыбинска от поселения Усть-Шексна, то нужно тянуть ее из XI века. Находки юбилейной археологической экспедиции, тем паче археологические хиты, дают право думать, что Усть-Шексна была все-таки средневековым городом.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе