10 ноября 2010 ● Владимир Ильич Можегов
Лица и судьбы обновленческого движения
Обновленческое движение в Православной Церкви 1920-х годов не было однородным явлением. «Живая Церковь» Владимира Красницкого, «Союз церковного возрождения» епископа Антонина (Грановского), «Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) Александра Введенского и Александра Боярского, множество более мелких групп и союзов – все они действовали сами по себе. Основную массу движения, вопреки расхожему мнению, составляли обыкновенные русские священники, оказавшиеся в этом стане более или менее случайно, главным образом потому, что принадлежность к нему служила хоть какой-то гарантией от ареста. Среди этой массы нередки были, конечно, прохвосты, карьеристы и агенты ГПУ. Но цвет движения составляли идейные модернисты, идеалисты-интеллигенты, ютящиеся в захудалых приходах, живущие впроголодь, не признанные ни властью, ни народом и окончившие жизнь, как правило, в сталинских лагерях. Соль движения составляли идеологи и вожди, ярко являющие все добродетели и пороки обновленчества.
Лидеры новой Церкви
Начнем с лучших. Александр Боярский – сын священника, пламенный проповедник в рабочей среде. С юности и до самой смерти – убежденный христианский социалист и реформатор. Его программа христианской демократии (работа «Церковь и демократия», 1918 год) и сегодня звучит удивительно современно. Вот вкратце ее тезисы. Церковь – не политическая партия. Признание свободы совести. Отрицание единоличной власти и сословий, смертной казни и агрессивной войны. Труд – основа жизни. Государственный строй как соборный (коллективный) разум. Замена капиталистической собственности на кооперативную и общинную. Несовместимость христианства и богатства (капиталист, желающий руководствоваться христианскими нормами, разорится ровно через два дня, замечает Боярский). Последний пункт – исключительно мирные методы борьбы со злом. Человек последовательный и кристально честный, Боярский стал единственным из ведущих лидеров обновленчества, окончившим жизнь как мученик в 1934 году.