На асфальте, преграждая подъезд к воротам, громоздятся две
огромнейшие неподъемные конструкции, аккуратно выкрашенные желтой краской – «от
бандитов», как объяснили местные жители. Когда террористы Басаева безнаказанно
переезжали из города в город, вышел приказ министра обороны принять
соответствующие меры на подведомственных объектах. Были они приняты и здесь,
в Прибрежном, где расположена 81я инженерная база Министерства обороны
РФ.
До недавнего времени поселок тоже относился к военному
ведомству, поэтому где он находится, чем примечателен, и сейчас в городе мало
кто знает. Между тем эта база квартирует в Ярославле уже 89 лет, и в ее истории,
большая часть которой неразрывна с историей поселка, масса таких подробностей,
которые кажутся придуманными неким романистом.
ПОСЛЕ ШТУРМА ЗИМНЕГО
Решение о ее создании было принято в 1917 году еще Временным
правительством. Когда в ходе первой мировой войны создалась угроза Петрограду,
сочли необходимым перевезти оттуда часть имущества Центрального
военноинженерного склада в Ярославль. Сохранился приказ первого начальника
Ярославского главного инженерного склада (будущей базы) Игнатия Ильича Ильина,
в котором он объявляет о его создании и своем вступлении в должность. Приказ
датирован 30 октября 1917 года – выходит, база родилась через пять дней после
штурма Зимнего.
Это что касается формальной стороны дела, а фактически все
выглядело еще более неправдоподобно. Из Петрограда груженые баржи двинулись
в Ярославль по Мариинской системе. Представить себе, как в такое время, по
такому пути, да еще поздней осенью пробирался плавучий караван, можно только при
очень хорошем воображении. До зимы, конечно, не успели, одна баржа гдето по
пути вмерзла в лед (по другим сведениям, две), часть груза была потеряна.
Оставшийся груз вместе с Ильиным и несколькими его спутникамипитерцами
и положили начало Ярославскому главному военноинженерному складу, будущей 81й
базе.
Я слушаю эту историю из уст ее летописца, майора в отставке
Анатолия Васильевича Дементьева, чья судьба связана с базой уже пятьдесят лет.
Сначала он здесь служил, после выхода в отставку работал в одном из
подразделений, а сейчас каждое утро отпирает двери музея базы и погружается
в бумаги за письменным столом. Между прочим, тот первый приказ Ильина с датой 30
октября 1917 года обнаружил в архиве именно он – и установил таким образом
официальный день рождения предприятия.
– Вы удивитесь, но я даже встречался с Ильиным. В 1960е годы
Игнатий Ильич жил в деревянном доме на улице Победы, недалеко от проспекта
Октября. Ему было уже за девяносто, наша база его и хоронила. Я искал потом
могилу на Леонтьевском кладбище, но не нашел.
От Ильина в музее остался большой дореволюционный пожелтевший
альбом – «Атлас чертежей к укладке повозок понтонного дела» – он так и не
понадобился.
Питерцы начали обустраиваться в Ярославле весной 1918 года.
Место им отвели не там, где сейчас, а на другом конце города, рядом
с авторемонтным (будущим автомобильным, сейчас моторным) заводом. О том, как
были пережиты события июля 1918 года, сведений не сохранилось. Зато известно,
что сразу вслед за ними одной из функций инженерного склада стал сбор брошенного
военного имущества в городе и на пригородных железнодорожных станциях. А первыми
производственными процессами, освоенными военными инженерами в лежавшем в руинах
Ярославле, стали, как говорится в документе тех лет, «чистка, отточка и окраска
шанцевого инструмента» – попросту говоря, отчищали и точили старые
лопаты.
Судя по фотографиям 1920х годов, секретный по тем временам
объект выглядел как скопление бараков. В одних работали, в других – через дорогу
(нынешний проспект Октября) жили. Что не помешало приступить к ремонту
и восстановлению сначала судовых двигателей, потом все более сложной техники по
оборонному заказу. Во время войны в одном только 1942 году сюда прибыло 2760,
а было отгружено отсюда 2864 вагона с имуществом военного назначения.
ПАМЯТНИКИ И ТОВАРИЩ ХО ШИ МИН
После войны базу перевели в Прибрежный. В первых построенных
здесь домах, вспоминают старожилы, ничего не было, кроме стен и крыши: ни газа,
ни воды, туалет на улице. Рядом со столовой – ледник для хранения продуктов:
подъезжала машина и вываливала в его недра глыбы льда.
Постепенно появились котельная на газе, инженерные коммуникации,
магазин, благоустроенные дома, начальная школа, садик. Свидетелем тех лет
осталась водонапорная башня. Прибрежный давно подключен к городскому водоканалу,
но башня отнюдь не заброшена, как некоторые другие такие же в городе: она до сих
пор действующая, «в резерве», как сказали мне, – в порядке трубы, территория
вокруг содержится под санитарным контролем. Шелестят листвой вишневые деревья
– начали было когдато насаждать близ нее вишневый сад, но победили вкусы
военного начальства, перешли на елочки.
Своеобразным памятником прошлому можно считать и несколько сот
метров Старокостромской дороги, которая после появления тут военных оказалась на
территории поселка. Прямая, как стрела, обсаженная деревьями и цветами, она
одним концом уходит в романтическую даль, а на другом конце превращается в Аллею
Славы с памятником воинампобедителям. Фигура солдата на высоком постаменте
имеет интереснейшую историю.
В 1950 – 1960х годах начальником базы был Андрей Федорович
Чуприков, его связывали самые добрые отношения с председателем горисполкома
(понынешнему мэром) Юрием Дмитриевичем Кирилловым: военные иногда помогали
городу землеройной техникой, город, чем мог, помогал военным. К 20летию Победы
Ярославль начал готовиться задолго до самой даты, центральным событием
празднования должно было стать открытие памятника погибшим ярославцам, ни одного
такого в городе тогда еще не существовало.
В числе вариантов предлагалась и фигура солдата, но выбрали
всетаки другой вариант, который и воплощен сейчас у Вечного огня на площади
Челюскинцев. А памятник с фигурой солдата по взаимной симпатии Кириллова
и Чуприкова перебрался в Прибрежный и был открыт даже раньше, чем городской.
Таким образом, как здесь убеждены, это самый первый памятник воинам Великой
Отечественной войны, установленный в Ярославле.
Кто его автор, здешним историкам узнать не удалось. Лично
Дементьеву он напоминает знаменитый памятник в Трептовпарке. Его нисколько не
смущает, что тот солдат, в Берлине, с ребенком на руках, а здесь с зажатой
в руке пилоткой.
– В разных работах одного и того же скульптора должны же быть
различия! А так – и тот, и другой с автоматом, в плащпалатке, и главное – и
тот, и другой с открытым и мужественным лицом.
Памятнику уже сорок лет – не шутка. Пришлось его подкрасить:
гимнастерка и брюки у солдата теперь зеленые, сапоги – черные. Несколько лет
назад его перенесли на новое место и капитально реконструировали. При этом
хозяйственные военные обошлись сугубо собственными возможностями: позади фигуры
теперь бетонные полукружья – элементы бомбоубежища, долго хранившиеся на базе
и наконец нашедшие применение. Из других элементов бомбоубежища получился
отличный постамент.
Недалеко от памятника, рядом с цветущими клумбами – симпатичное
двухэтажное здание – бывшая УМБ (учебноматериальная база). Оно было построено
в 1970е годы, когда кроме инженерного обеспечения военной техники 81й базе
вменили в обязанность обучать иностранных специалистов – с Кубы, Афганистана,
Вьетнама, социалистических стран. С тех пор в музее остался портрет товарища Хо
Ши Мина и другие подарки.
Музей теперь здесь же, в бывшем УМБ, на первом этаже, в другом
крыле – медпункт, а весь второй этаж занимает гостиница. Начальник базы
Пономаренко сделал в ней евроремонт, она открыта для всех желающих, в люксовских
номерах охотно останавливаются пролетающие через Ярославль летчики из Туношны,
гостиница на хозрасчете – смотришь, и базе доход.
ПО МЕТОДУ ПОНОМАРЕНКО
Александр Ильич Пономаренко служит тут с 1991 года. Что это за
время, объяснять не надо. Страна в развале, как выживать военным, непонятно, все
говорят о конверсии, а что это такое реально, никто толком не знает. До 1993
года база работала только на Министерство обороны. Получив относительную свободу
маневра, Пономаренко организовал ремонт лесозаготовительной техники, тракторов,
бульдозеров – в Прибрежный потянулись заказчики из Вологды, Архангельска,
Сыктывкара. Потом началась сборка белорусских автобусов с ярославскими
двигателями и шинами, капитальный ремонт автобусов, троллейбусов, трамваев.
Сегодня доля оборонного заказа составляет 40, а сторонних заказов – 60
процентов. Предприятие сохранило людей, средняя зарплата здесь 12 тысяч, есть
высококлассные специалисты, которые получают до 30 тыс. рублей.
– Деньги не получают, их зарабатывают, – поправляет меня
Пономаренко. Позже я увидела те же слова на табличке у ворот базы.
Ктото из моих собеседников сказал, что у Пономаренко принцип:
работа должна быть напряженной, как у Форда.
– Правда? – спрашиваю.
– Правда, – улыбается он. – Форд говорил: «Не позволяйте жить
слишком спокойно тем, кто у вас работает». Но напряжение напряжением, а еще
в работе должны быть идеи. Я приветствую всякую: в любой, даже бредовой идее
есть изюминка.
В умении найти свой интерес военным не откажешь. Стоянку
маршруток, у которых тут конечная остановка, они, например, предложили сделать
на площади рядом со своей столовой. Теперь водители маршруток, а вслед за ними
водители автобусов, дальнобойщики обедают только в их столовой – еще
доход.
Недавно поселок Прибрежный военные передали городу. Как будет
складываться его жизнь дальше? Сохранится ли своеобразие этого поселка,
сочетающее в себе военный порядок с полным отсутствием всяческой казенщины
и славной историей? Или в городе появится просто еще один безликий микрорайон
– такой, как все?
Северный край