Это сладкое слово «Бельфор»

«Родной город» продолжает рассказывать про ярославских кондитеров. Сегодня речь пойдет о признанном лидере сладкой индустрии дореволюционного Ярославля – кондитерской фабрике купца Кузнецова, основанной 110 лет назад.
Паровая машина – залог успеха
В начале XX столетия кондитерское производство было весьма распространенным и выгодным средством вложения капитала. В Ярославле существовало 7 достаточно крупных производств, а небольшие кондитерские мастерские открывали даже ярославские крестьяне. В иных заведениях работало лишь 3–4 человека: хозяин, его жена и дети. Самыми известными кондитерами Ярославля были богатые купцы Александр Маслеников и Николай Патеревский, имевшие солидные кондитерские фабрики за Которослью и экспонировавшие продукцию на выставке Северного края – своеобразной ярмарке «достижений народного хозяйства» северных губерний России.

Здание фабрики «Бельфор»
начала XX века…

Однако в 1902 году произошло событие, в корне изменившее расстановку сил в «сладком» бизнесе. В самом центре города, практически у стен Спасского монастыря, молодой купец Василий Кузнецов открыл новую кондитерскую фабрику. Оснащенная паровой машиной, она сразу оставила позади всех местных производителей, а через пару лет кузнецовские сладости завоевали награды крупнейших международных выставок.
Окрыленный успехами, Кузнецов уже через три года затеял строительство нового трехэтажного корпуса фабрики, выходящего на Богоявленскую площадь. Здесь расположились не только мастерские и складские помещения, но и жилые комнаты со столовой для рабочих. Предприятию, возводившемуся в сердце Ярославля, оказались не чужды красота и стиль, и зубчатые крыши фабричных зданий возвышались над улицей как затейливые шпили сказочного городка.

Фантики как произведение искусства
В 1909 году Василий Платонович дал своей фирме новое звучное имя «Г. Бельфор» в честь небольшого французского городка. Это интригующее название купцу предложили московские приятели. Ассортимент фабрики был широчайшим. Что же касается продукции, то кроме привычных монпасье, пастилы и карамели Кузнецов радовал ярославцев разнообразным печеньем, халвой и шоколадом. Особого внимания заслуживают старинные конфетные обертки, сохранившиеся в фондах Ярославского музея-заповедника. «Бельфор» выпускал целые серии конфет, посвященные, к примеру, юбилею Н.В. Гоголя, героям 1812 года, русским поговоркам или популярным операм. Над «Ребусной» карамелью можно было изрядно поломать голову, «Детская» задавала загадки, а «Гадательная» предсказывала судьбу… Конфетные фантики и этикетки, отпечатанные в лучших типографиях, становились почти произведением искусства. Они не только развлекали, но и служили просветительским целям, отражали настроения в обществе. Сто лет назад в ярославском магазине можно было встретить даже карамель с красноречивым названием: «Я не в силах больше пить».

Возрождаясь из пепла
Тем временем с наступлением Первой мировой войны жизнь становилась все менее сладкой. Мука и сахар катастрофически дорожали. Фабрика «Бельфор» была вынуждена перейти на более прозаическую продукцию – вермишель и макароны. Объединившись, владельцы крупнейших кондитерских заведений Ярославля организовали общую фабричную кассу для выдачи пособий нуждающимся. Однако после 1917 года помощь потребовалась уже самим фабрикантам. В дни белогвардейского мятежа, опасаясь расстрела, Кузнецовы покинули город и несколько лет скрывались в Нерехте.
Фабрика «Бельфор» была национализирована, но не закрыта. Среди всех кондитерских предприятий Ярославля ей одной суждено было возродиться из пепла революции. Собрав уцелевшее оборудование Масленикова и Патеревского, она стала государственной, первой и единственной кондитерской фабрикой советского Ярославля. В 1926 году по решению трудящихся она получила оптимистичное имя «Путь к социализму», а в 1990-е превратилась в «Ярославлькондитер».
Менялись названия, менялись сюжеты на конфетных обертках и вкусы покупателей… Но и в советские, и в постсоветские годы ярославцы сохраняли народный титул «знатных конфетчиков». А сладкоежками они, пожалуй, остаются и ныне.
Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе