Фильмы по русской истории, которые нужно снять. Часть 4. Пётр и Феврония: наша альтернатива дню Св. Валентина

Русь, последняя четверть XII столетия: отрок из дружины муромского князя в рязанской глуши ищет лекарку по имени Феврония. Ему сказали, что вон в том доме. Он заходит, видит девушку за ткацким станком, перед ней прыгает приручённый заяц. 

На вопрос, где старшие, девушка отвечает смехом и загадками: «Родители взаймы плачут, а брат сквозь ноги смерти в глаза смотрит». Оказалось, это и есть Феврония. Отец и мать пошли на похороны односельчанина (плачут взаймы — в том смысле, что когда-то их тоже будут хоронить и оплакивать), а брат — бортник. Он лазит за мёдом по деревьям, всё время рискуя с них свалиться. Дружинник просит лекарку поехать с ним в Муром. Пётр, младший брат местного князя Павла, покрылся язвами и по ходу ещё умом тронулся. Ничего не помогает. Вот-вот отдаст Богу душу. Отрок просто не знал, что на самом деле произошло в княжем тереме.

Змееборец и его идеальная половина

В какой-то из вечеров из покоев Павла вышел Пётр и отправился к жене старшего брата передать — мол, князь слегка прихворали, хочет побыть один. В палатах снохи Пётр снова встречает брата, которому он буквально только что пожелал спокойной ночи. То есть князь находится в двух местах одновременно. Ошеломлённый Пётр спрашивает у него что-то известное лишь им двоим, Павел отвечает невпопад. Пётр выхватывает меч и протыкает самозванца. В этот момент двойник брата превращается в гигантского змея. Князь рубит змея на куски, потом теряет сознание.

Очнувшись, Пётр попадает в новый кошмар. Что это было? Может, он обезумел? Впал в неистовство, изрубил любовника княгини, а всё остальное насчёт змея просто придумал. Может, действительно бился с оборотнем — порождением дьявола? Или же убил своего собственного брата? А под личиной муромского князя сейчас правит мерзкая тварь, наславшая на него морок.

Ни в какой бане Пётр не может отмыться от крови змея — во время боя он был забрызган ею с ног до головы. Яд жжёт кожу (врачи могут подтвердить, что кожные заболевания часто наступают на нервной почве). Лекари говорят, что он заболел проказой.

Феврония берётся исцелить князя, но взамен ставит условие, чтобы он на ней женился. Пётр находится в таком состоянии, что ему, в общем, всё равно, и он соглашается. Лекарка выполнила своё обещание, а князь — нет. После выздоровления он лишь отправляет Февронии богатые подарки, которые та отказывается принять.

Между тем, после кажущегося исцеления с князем случается рецидив. Он снова на грани. Пётр сам уже засылает сватов к крестьянской девушке, которая опять ставит его на ноги.

Феврония обладает уникальным даром — понимать суть вещей и видеть людей такими, какими они есть на самом деле. Когда они с мужем путешествуют по Оке, один боярин позволяет себе озорные взгляды в сторону княгини. Феврония подходит к охальнику, зачерпывает ковшом воду с одного борта ладьи, протягивает ему — на, попробуй. Потом зачерпнула с другой стороны. Одинаковая ли вода или одна слаще другой? Одинаковая. Так и женская природа одинакова. Зачем же ты, позабыв о своей жене, помышляешь о другой?

Также просто и убедительно Феврония разрешает душевные терзания мужа по поводу того вечера. Господь даровал тебе силу победить змея. Тем самым ты спас брата и сноху, больше переживать тут нечего.

Современная масс-культура не интересуется женскими образами такого рода, хотя в спокойной мудрости Февронии есть глубина — в том смысле, что её архетип в полной мере является народным творчеством. Это идеальная женщина русского средневековья.

Она не просто умна, она мудра настолько, что абсолютно контролирует свою любовь, страсть, волю, чувства. Она без суеты решает жизненные проблемы. Она не спорит с врагами и говорит иносказательно, чтобы не оскорбить интеллектуально убогих своими поучениями. Ещё народ верит, что она творит чудеса. Когда князь Пётр, стесняясь низкого происхождения жены, пытался отучить её от крестьянской привычки после еды сгребать хлебные крошки со стола в ладошку и схватил её за руку, она разжала кулак — там лежали кусочки ладана.

Политика и служение

В 1203 году умирает старший брат Петра, и он наследует княжеский престол. В Муроме назревает боярская смута. С целью спровоцировать князя местные аристократы заявляют, что неблагородное происхождение Февронии является преградой для его правления. Пусть князь откажется от жены.

Феврония уговаривает князя не вступать в конфликт с боярством, а вместе уехать из Мурома. Нужно дать возможность боярам вначале передраться между собой. Расчёт оказался верным. Скоро Петра зовут назад в Муром — наводить порядок.

Как и все Рюриковичи той эпохи, Пётр активно участвует в междоусобных конфликтах и многих сражениях. В политике ориентируется на великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, а затем на его сына Юрия. Не бегает между лагерями. Выполняет клятвы. Но при этом считает войну ради удовлетворения личных амбиций бессмысленным и жестоким занятием. Когда владимирские князья расплатились с ним за военную помощь завоёванным Пронском, Пётр не стал мешать возвращению в город прежнего князя.

Пётр и Феврония вырастили троих детей, дождались внуков, а на старости приняли постриг и ушли в два соседних монастыря.

Когда Феврония вышивала покрывало для святой чаши, муж послал ей сказать, что он умирает. Феврония попросила передать, чтобы он подождал её — они умрут в один день, только она хочет закончить вышивку. Второй раз послал к ней Пётр со словами: «Уже мало пожду тебя». В третий: «Уже хочу умереть и не жду». Тогда Феврония, которая не успела дошить совсем чуть-чуть, воткнула иглу в покрывало, обвертела вокруг неё нитку и послала сказать мужу, что готова умереть вместе с ним. Их похоронили в пасхальную неделю 1228 года в одном гробу.

История их жизни стала народной легендой. В 1547 Пётр и Феврония были канонизированы православной церковью, тогда же были собраны и записаны устные сказания о них. Из «Повести о житие святых чудотворцев муромских князя Петра (в иноческом чину Давида) и княгини Февронии (Евфросинии)» мы и взяли этот сюжет, внеся в него некоторые изменения. Зачем изменения?

Во-первых, жития написаны в специфическом агиографическом жанре. Там по разным поводам «слепые начаша прозирати, храмые хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша».

Во-вторых, хотелось согласовать жития с реальными историческими персонажами, которыми были князь и княгиня. Кстати, по летописи Давид и Ефросиния — это не церковные, а, наоборот, мирские имена наших героев.

На сегодняшний день историю Петра и Февронии вряд ли можно назвать общеизвестной, но, кажется, легенда имеет значительный потенциал — вплоть до создания базы для своего праздника, вроде раскрученного Дня Святого Валентина. Тем более что день почитания святых приходится на летнюю пору — 25 июня по церковному календарю и на 8 июля по официальному, несколько лет назад введённому празднику «семьи, любви и верности». Для Дня влюблённых всё-таки лето более подходящая пора, чем февраль.

Валентин Жаронкин, Обозреватель

Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе