Губернатор Полторацкий – светский лев Ярославля

В нынешнем году Ярославская губерния отметила 235 лет со дня основания. С той поры в истории нашего края сменилось почти три десятка губернаторов, однако остаться в веках удалось далеко не всем. Продолжая «галерею» губернаторских портретов, «Родной город» расскажет сегодня о Константине Полторацком. В гостях у губернатора Полторацкого трижды бывал император Николай I.
Дворянство за арию
Судьба ярославского губернатора Константина Полторацкого, возглавлявшего наш край на протяжении 12 лет, вполне могла бы послужить основой приключенческого или великосветского романа. Его отцом был оперный певец, блиставший при дворе императрицы Елизаветы под псевдонимом Марко Портурацкий. Великолепный баритон помог этому «итальянцу» украинского происхождения получить дворянство. Кажется невероятным, но за тридцать лет брака у Полторацкого родилось более 20 детей! Получив прекрасное образование, все они заняли достойное место в обществе, а внучки певца – Анна Керн и Анна Оленина – вдохновили на поэтические признания самого Александра Пушкина.

Дружил с царем и спорил с Наполеоном
Будущий ярославский губернатор Константин Полторацкий был одним из младших сыновей в этой удивительной семье. Уже в три года он, по обычаю времени, стал сержантом Семеновского полка. Начало XIX столетия увлекло молодого офицера в водоворот великих событий. В марте 1801 года, в роковую ночь свержения Павла I, он дежурил в Михайловском дворце. Именно 18-летний поручик Полторацкий первым встретил Александра I словами «Ваше Императорское величество». Впоследствии он пользовался доверием царя, а в годы наполеоновских войн отличился как храбрый воин.
В 1813 году, вступив в неравный бой под Шампобером, Полторацкий был схвачен французами и Наполеон допрашивал его лично. Потеряв в шампоберском бою немало своих солдат, Бонапарт никак не мог поверить, что сопротивлялась ему лишь горстка русских.
Однако Полторацкий был честен: «Три с половиной тысячи человек и 24 пушки». На прочие вопросы, касающиеся расположения русской армии, Константин Маркович отвечать категорически отказался и под надзором был направлен в Париж.

Лучшие дороги в России
Отдав 45 лет военной службе, Полторацкий вышел в отставку в 1830 году, сразу получив пост ярославского губернатора. Первым испытанием для него стала борьба с эпидемией холеры, бушевавшей в Ярославском крае. Полторацкий не только контролировал создание лазаретов и выдачу пособий, но и лично навещал больных. Когда беда миновала, 80 выздоровевших ярославцев пришли в Губернаторский дворец, а Константин Маркович угостил их праздничным завтраком.
Большое внимание при Полторацком уделялось строительству дорог. По воспоминаниям путешественников, сразу на границе Ярославской губернии начиналась «прекрасно отделанная дорога», обсаженная березами и усыпанная крупным песком. Везде были устроены прочные мосты и перила над обрывами, а крутые подъемы срыты и вымощены камнем. Подобные меры, принятые на всех почтовых трактах Ярославского края, безусловно, не остались незамеченными на фоне привычного российского бездорожья.

Балы и царственные гости
Пользуясь расположением царей, Полторацкий вращался в высших аристократических кругах. Его дом в Москве был одним из самых популярных великосветских салонов. Переехав в Ярославль, губернатор и здесь продолжал вести привычный образ жизни, приобщив местное общество к пышным балам, блестящим приемам, спектаклям и маскарадам. Французский путешественник маркиз де Кюстин, посетив дом ярославского губернатора, признавался: «Я мог вообразить, что нахожусь в Лондоне или в Петербурге». Супруга губернатора говорила только по-французски и, к удивлению маркиза, воспитывалась в детстве близкой подругой его бабушки.
Полторацкие трижды принимали в своем ярославском особняке императора Николая I, а также наследника престола – будущего Александра II. На музыкальных вечерах в Губернаторском доме выступал зять Полторацкого – блестящий виолончелист Борис Голицын, друживший с самим Бетховеном.
Званые обеды Полторацкого познакомили ярославскую знать с изысками французской кухни, открыв моду на продолжительные и шумные застолья. По свидетельству племянника, везде и всюду Полторацкий «был известен своей щедростью, гостеприимством и роскошью». Даже долги не смущали Полторацкого, если дело касалось престижа. Приоткрыв для Ярославля чертоги высшего света, этот добрый и радушный барин остался в памяти  горожан поистине блестящим губернатором.
http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/217/history/3565/


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе