История скорбной реликвии

... где-то в далекой Германии, в мастерской дрезденского оружейника Карла Ульбриха – уже собирают пару дуэльных пистолетов, вставляют в них капсульные замки, укладывают на зеленое сукно вместе с шомполом, пороховницей, свинцовыми пулями…

К 180-летию со дня кончины Александра Сергеевича Пушкина

Немецкий Дрезден – роковой для Пушкина город. Мог ли помыслить поэт, что в дни его молодости, его раздумий, влюбленности, озарений – где-то в далекой Германии, в мастерской дрезденского оружейника Карла Ульбриха – уже собирают пару дуэльных пистолетов, вставляют в них капсульные замки, укладывают на зеленое сукно вместе с шомполом, пороховницей, свинцовыми пулями… и деревянный футляр защелкивается на изящный запор. До поры до времени.

Смерть пришла из Дрездена.

Немецкая слобода, где появился на свет русский гений, и пистолет из Германии, лишивший его жизни. Тайные знаки судьбы или «немецкая составляющая» жизни и смерти поэта?..

…И каждый взял свой пистолет

Немецкий пистолет в руке француза. Той, что не дрогнула.

Дуэльные пистолеты, Дрезден, 1930-е годы

Дуэльные пистолеты, Дрезден, 1930-е годы

…Осенью 1833 г. с палубы пришвартовавшегося в Кронштадте парохода «Николай I» сошел на берег молодой человек весьма привлекательной наружности. Звали его Жорж Дантес, и прибыл он в Северную столицу, надеясь поступить на русскую военную службу. С собой он вез рекомендательное письмо на имя императора Николая I от наследного прусского принца Вильгельма и, следовательно, вполне был уверен, что Россия – именно та страна, где его амбициозные мечты станут реальностью.

Первое упоминание о Дантесе в дневнике поэта: «Барон д’Антес и маркиз де Пина, два шуана, будут приняты в гвардию прямо офицерами. Гвардия ропщет».

Жорж Дантес – участник неудавшегося заговора герцогини Беррийской с целью восстановления на французском престоле Бурбонов. Не зная русского языка, тем не менее, был допущен к офицерскому экзамену и зачислен в кавалергардский полк корнетом.

Его сотоварищ Эммануил де Пина, французский монархист, в прошлом – паж короля Карла X, также принят Николаем I на военную службу. Правда, не в гвардию, а в армейский пехотный полк. Но уже в 1836 г. принужден был подать в отставку и покинуть Россию по обвинению в краже… серебряных ложек.

Лучше бы уж Дантес украл ложки! Двое воришек – один украл столовое серебро, а другой – жизнь русского гения.
Как причудливо и долго шла таинственная подготовка к дуэли! И пророчества ворожей, и собственные предчувствия поэта, и реальные жизненные обстоятельства вели к одному-единственному дню – 27 января 1837 г.

Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет

Дуэль, рисунок Пушкина, 1933

Дуэль, рисунок Пушкина, 1933

Пушкин готовился пустить свой пистолет в дело, но пуля Дантеса прежде нашла свою жертву. Упал в снег смертельно раненный поэт, выпал из разжатой руки и его пистолет. «…У меня еще достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел», – очнувшись, произнес Пушкин. Пистолет, пришедший в негодность, – дуло забил снег – был заменен.

Пушкин оперся на левую руку, прицелился и выстрелил. Увидев падающего Дантеса, с возгласом «Браво!» бросил пистолет вверх.

Но именно тот второй из дуэльной пары, из коего Пушкин успел сделать свой единственный выстрел, сослужил поэту добрую службу. Пуля лишь царапнула руку его противника. Какое благо, что светлое имя Пушкина не омрачилось тяжестью великого греха!

«Приближаюсь к тому времени, когда перестало земное быть для меня занимательным», – записал некогда поэт.
«Пушкин как нравственная личность и православный христианин» – так именовал свою статью, вышедшую в 1929 г. в Белграде, русский священник митрополит Антоний (Храповицкий). Одним из первых он сумел постичь творчество гения русского духа как великую миссию, возложенную на него Творцом. Безмерно скорбит отец Антоний о ранней кончине Пушкина и все же находит слова, дарующие высшее прозрение: «Совершенно освободиться от остатков гордыни, закрепившейся в нелепом предрассудке дуэли, – это самое трудное в христианском подвиге человеческой души, и сего достигает она после долгих лет духовной борьбы с собою. Достиг бы этого и Пушкин, если бы Бог продлил жизнь гениального поэта до старости».

Дуэль Пушкина с Дантесом, с картины Алексея Наумова

Дуэль Пушкина с Дантесом, с картины Алексея Наумова

И все же судьба была милостива к поэту: его выстрел – по Божией милости! – не достиг цели. Пушкин умер не убийцей. Более того, он просил не мстить за него Дантесу! Как это важно для всей его долгой и необычайно высокой посмертной судьбы.

Ему было даровано три дня, чтобы проститься с женой и детьми, друзьями, исповедаться перед кончиной и уйти в мир иной христианином.

Россия до пушкинской дуэли и после нее. Две страны, две эпохи. Выстрел Дантеса обозначил смену эпох в России.

А сами пушкинские пистолеты, «Лепажа стволы роковые», изготовленные в Париже и приобретенные на Невском проспекте, в оружейном магазине Куракина, исчезли в водовороте времени. Лишь единственное упоминание о них: в 1937 г. они оказались в Варшаве, о чем и поведал один из польских журналов, опубликовав их фотографию. А через два года разразилась Вторая мировая… И кто тогда вспоминал об историческом оружии? Но вот любопытная деталь: Пушкин купил пистолеты на деньги, вырученные им от продажи фамильного гончаровского серебра!

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок

…Приближались к границам Российской империи не только будущий убийца поэта, но и смертоносное оружие.

Пушкин и Натали, рисунок Евгения Устинова

Пушкин и Натали, рисунок Евгения Устинова

Пистолеты прибыли в Россию чуть позже, чем Жорж Дантес-Геккерн. Путь их лежал через Веймар, столицу Тюрингии, где властвовала тогда великая герцогиня Мария Павловна, покровительница искусств и… немецких гениев Шиллера и Гете. В декабре 1835 г. французский посол барон Амабль-Гильом де Барант, направляясь к месту новой службы в Петербург, сделал остановку в Веймаре, который Гете остроумно именовал маленькой резиденцией, насчитывающей «десять тысяч поэтов и несколько жителей», и нанес визит герцогине. О чем и сообщил в Париж: «Великая герцогиня, сестра русского императора, приняла меня благосклонно…»

Пара дуэльных пистолетов проследовала вместе со своим владельцем, французским послом, через самый поэтический город в Германии, чтобы вскоре оказаться на берегах Невы.

И в Веймар же из Петербурга, спустя год с небольшим, в январе 1837 г., летела императорская депеша.

Николай I – великой герцогине Марии Павловне Саксен-Веймарской: «Здесь нет ничего такого любопытного, о чем я мог бы тебе сообщить. Событием дня является трагическая смерть Пушкина, печально знаменитого, убитого на дуэли одним человеком, чья вина была в том, что он, в числе многих других, находил жену Пушкина прекрасной, притом что она не была решительно ни в чем виновата…»

Великая герцогиня Саксен-Веймарская – Николаю I: «То, что ты сообщил мне о деле Пушкина, меня очень огорчило: вот достойнейший сожаления конец, а для невинной женщины ужаснейшая судьба, какую только можно встретить».

В историю дуэльных пистолетов вплелись имена и судьбы представителей разных эпох: дипломатов, танцовщиков, политиков, поэтов, президентов – барона де Баранта, Лифаря, Лермонтова, Миттерана. И еще потомка Пушкина – Георгия Воронцова-Вельяминова.

Известно, что младший сын барона Эрнест де Барант по просьбе виконта д’Аршиака, секунданта Дантеса, одолжил своему приятелю дуэльные пистолеты, принадлежавшие отцу. (К слову, эти же пистолеты в начале 1840 г. участвовали и в дуэли между Михаилом Лермонтовым и Эрнестом де Барантом, по счастью, бескровной.)

Сын посланника ко времени своего поединка с Лермонтовым числился атташе французского посольства. Судьба младшего Баранта, «салонного Хлестакова», более ничем не примечательна, потомства он не оставил и скончался холостяком в сентябре 1859 г. Пистолеты меняли хозяев: вначале их владельцем стал старший сын барона Проспер де Барант, затем – муж его сестры полковник Луи де Шательперон.

Смерть Пушкина, картина Дмитрия Белюкина

Смерть Пушкина, картина Дмитрия Белюкина

В 1937 г. дуэльная пара была представлена в качестве экспоната в Париже на юбилейной пушкинской выставке, душой и создателем которой стал знаменитый Серж Лифарь. А потом следы пистолетов затерялись…

У наследников полковника их выкупил французский антиквар, затем они попали к коллекционеру Пьеру Полю, завещавшему свое собрание городу Амбуазу для создания в нем музея почты.

Посмертная маска Пушкина

Посмертная маска Пушкина

А несколько ранее раритетные пистолеты хранились в частном музее в местечке Лимрэ, близ Амбуаза, где и были обнаружены Георгием Воронцовым-Вельяминовым, праправнуком поэта, опубликовавшего на страницах «Огонька» статью о своей находке «Роковое оружие».

Музейная табличка лаконично сообщала, что одним из этих пистолетов был смертельно ранен русский поэт Пушкин, автор… «Станционного смотрителя». Для музея почты факт весьма значимый!

Возвращение Пушкина с дуэли, с акварели Петра Бореля

Возвращение Пушкина с дуэли, с акварели Петра Бореля

Вечная загадка: какой же из дуэльной пары работы дрезденского мастера Карла Ульбриха послал свой смертельный заряд?
Дуэльные пистолеты так и остались вместе, как два орешка под скорлупой, в своем дорогом футляре, соединив навечно имена поэта и его убийцы. И эти пистолеты, наделенные недоброй славой, не затерялись, не исчезли в потоке времени, а обрели статус музейных экспонатов. Будто в назидание потомкам.

Во время визита Михаила Горбачева во Францию в 1989 г. президент Миттеран сделал широкий жест – передал своему коллеге исторические пистолеты для показа в России. Так злосчастные пистолеты вновь оказались в Петербурге. В доме поэта на набережной Мойки, 12. Ящик с пистолетами в стеклянном футляре был водружен в центре зала. И в тот же день, как вспоминает директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов, случилась беда: в зале, где были помещены экспонаты, внезапно обрушился потолок.

А в самой Франции не кончались протесты: президент Миттеран не имел права передавать России раритеты, имеющие исторический статус! Сотрудники пушкинского музея с радостью расстались с печальными экспонатами. И «роковое оружие» дипломатической почтой вновь отправилось с берегов Невы во Францию.

Дрезден – Петербург – Амбуаз. Три города в истории скорбной реликвии. В действительности их было куда больше – Берлин, Париж, Веймар. И еще Москва.

Наталия Пушкина.

Наталия Пушкина.

По сей день не умолкают споры: можно ли было спасти Пушкина, не был ли упущен медицинскими светилами XIX в. тот один-единственный заветный шанс? Особенно горячая полемика развернулась на газетных страницах в преддверии трагического юбилея. В 1837 г. лейб-медику Николаю Федоровичу Арендту вменяли в вину ошибочную тактику лечения, упрекали во врачебной беспомощности. Спустя столетие его правнук, профессор Андрей Андреевич Арендт, сумел защитить честь и достоинство прадеда – обстоятельно и аргументированно. Он принял вызов и вышел победителем.

И еще одна заслуга профессора: он сохранил семейную реликвию – шкатулку для медикаментов и хирургических инструментов, ту самую, что была некогда вместе с ее владельцем доктором Арендтом в доме на Мойке, в кабинете умирающего поэта. И главное: у него достало сил расстаться с бесценной шкатулкой, подарить ее московскому пушкинскому музею.

Автор
Лариса Черкашина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе