Из истории святости на Ростовской земле. Святитель Леонтий Ростовский

Крещение Руси стало поворотным моментом для истории нашей страны. С того дня именно приверженностью Христовой истине руководствовались наши предки в принятии большинства решений. В политическом плане Крещение позволило объединить разрозненные славянские племена в единый русский народ. Позже Церковь оставалась единственным объединяющим фактором в тяжелую эпоху феодальной раздробленности.

В культурном отношении страна дикого язычества и примитивных родо­племенных отношений стала Гардарикой – страной городов с изысканным искусством и литературой. Однако подлинным богатством, перед которым меркнут все политические и экономические выгоды, стало Святое Православие, вера Христова, освящающая своим светом тысячи поколений!

Среди первых епархий Руси, организованных Константинопольской Церковью, была Ростовская кафедра, основанная в 991 г.

Решающая роль в распространении света веры принадлежала на первых этапах исключительно епископам Ростова, мы не видим здесь неуемного и зачастую неоправданного княжеского рвения к скорейшему крещению народа, как в Новгороде. Вся тяжесть борьбы с язычеством была возложена на плечи христианских просветителей. Христианизация шла непросто, летописи и жития сообщают о том, что первые епископы были изгнаны из Ростова, и лишь святителю Леонтию удалось своим смирением и крепостью в вере переломить ситуацию и привести большинство горожан к крещению.

О ранних годах жизни святителя сохранились противоречивые сведения. Большинство житий свидетельствуют о его русском происхождении, однако святой до епископского рукоположения уже имел определенную связь с Царьградом. По одной из версий, именно там он принял монашеский постриг, после чего вернулся в 1030­х годах в Киев и присоединился к подвигам преподобного Антония Киево­Печерского.

За свою почти тысячелетнюю историю Киево­Печерская Лавра дала Русской Церкви множество преподобных и святителей. Первым из насельников монастыря, получивших епископский сан, и стал святой Леонтий. «От того Печерского монастыря… многие епископы поставлены были… первый Леонтий, епископ Ростовский», – пишет свт. Симон Владимирский.

Просвещение ростовских земель светом Евангелия происходило сложно. Первый епископ города – свт. Феодор – сумел устроить здесь дубовую соборную церковь в честь Успения Богородицы, однако был изгнан –горожанами­язычниками. Подобная же участь постигла и его преемника – Илариона.

Столь же недружелюбно был встречен в Ростове и святой Леонтий. После непродолжительного периода миссии среди ростовчан он был выдворен из города, однако не оставил вверенную ему паству. Поселившись недалеко от города, он основал церковь Архистратига Михаила, которая и стала новым местом для проповеди. На сей раз епископ обращает ее не к взрослым, а детям и подросткам. Их привлекал добрый нрав угодника Божия и отеческая забота, с которой он воспитывал в них евангельские добродетели. Даже угощение из вареной пшеницы с медом, предлагаемое им приходящим, сыграло непоследнюю роль в привлечении детского внимания. Ряд исследователей считает что святитель оставил и письменные поучения в своем слове к клирикам о воспитании чад.

Как это случается и в наше время – после обращения в веру детей за ними последовали и взрослые, христианская община в городе начала расти, и вскоре святитель вернулся в Ростов и продолжил совершение богослужений в соборе.

В рассматриваемый период еще нередки были волнения, вызываемые волхвами против проповеди Православия на Руси. Сильны они были как в Новгороде, где при одном из них на стороне епископа остался лишь князь Глеб Святославович и потребовалось силовое вмешательство для усмирения бунта, так и в Ростово­Суздальской земле. В голодный 1071 г. здесь объявились волхвы, утверждавшие, что множество продовольствия хранят у себя знатные женщины, которых нужно убить, а снедь забрать. Вновь обострилось и сопротивление святителю Леонтию.

В один из дней к собору приступила вооруженная толпа язычников с намерением не просто выгнать, а убить святого. Соборные священнослужители пришли в ужас, однако ободрились от слов архиерея: «Не бойтесь, чада, ничего не сделают они нам без Божией воли». Святой возложил на себя богослужебные епископские облачения, взял в руки знамя победы над диаволом – Крест Христов и в сопровождении священства вышел к бушующей толпе. Сияние Славы Божией, почивающей на праведнике, повергло толпу в ужас, многие пали как мертвые. Пламенная проповедь, с которой он обратился к собравшимся, окончательно рассеяло тьму идолослужения – собравшиеся пожелали принять Таинство Крещения.

О смерти епископа ряд источников также сообщает противоречивые сведения. Симон Владимирский упоминает мученическую кончину, иные же изводы жития и служба святителю говорят о «непостыдном успении» святителя от старости в период между 1073 и 1077 гг.

Иерей Александр Сатомский

Ярославская Митрополия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе