Из Углича по Старой Питерской дороге

Может ли дорога быть объектом культурного наследия? Может, убеждены в Угличе. Известной здесь Старой Питерской, как считают, уже 800 лет.
«Давным-давно, когда я ещё был мальчишкой, впервые услышал я это название от одного из друзей моего отца: тогда мы вместе у костра коротали августовскую ночь перед открытием сезона охоты. Название, от которого веяло какой-то стариной, необычностью, загадочностью. Я никогда не забывал про эту дорогу, иногда, когда приходилось ездить по ней, хотелось снова, как тогда в детстве, узнать, а что там дальше? И была у меня мечта: когда-нибудь пройти или проехать по этой дороге».
Так начинается очерк «Из Углича по Старой Питерской дороге» Виктора Бородулина, опубликованный в последнем номере выходящего здесь журнала «Угличе поле» (приложения к «Угличской газете»). Пятидесятилетний инженер, страстный фотограф и исследователь истории и природы родного края Бородулин осуществил свою мечту за два последних летних сезона. Впечатления от нескольких экспедиций по этой дороге сложились в текст, где есть и описание увиденного, и рассказы о встречах с людьми, и результаты архивных изысканий, и фотографии – всё очень интересно.
Углич был основан на пересечении двух важных путей сообщения – Волги и сухопутного пути из владимиро-суздальских и ростовских земель в новгородские. Время возникновения сухопутного, по мнению автора, – рубеж XI – XII веков. Во всяком случае, прослеживая по летописям передвижение татаро-монгольских орд, автор приходит к выводу, что к тому времени «некое подобие проезжего пути из Углича в сторону современного Бежецка, вероятно, уже существовало».
В 1786 году вышел указ Екатерины II об открытии комиссии о дорогах государства Россий­ского. Указ предписывал привести дороги в надлежащий вид, «так как во многих местах их даже пехом с трудом перейдёшь». Приказано было дороги выпрямить, починить мосты и чаги, разделить их на участки, закреплённые за населёнными пунктами, и т. д. Удивительно, но многие дороги, существовавшие в то время, до сих пор называют екатерининскими.
Первым пунктом этой, как бы сейчас сказали, программы стало распоряжение императрицы о строительстве дороги между двумя столицами. В наших краях она начиналась в левобережной части Углича, на берегу реки Корожечны – там, где сейчас завод минеральной воды и бюветы над источниками.
Виктор Бородулин нашёл самый первый участок – дорога там огибает имение Подберезье и на протяжении примерно полутора километров сохранилась в первозданном виде. Настоящий музейный экспонат, не скрывает автор восхищения.
Но и дальше есть немало чему подивиться. По свидетельству директора Ординской сельской школы, краеведа Павла Николаевича Голосова, в 1970-х – 1980-х годах при строительстве в этих местах современной дороги сняли верхнюю часть грунта на старой земляной насыпи, и в нескольких низинных, заболоченных местах открылись остатки её предшественницы: мощение деревянными чурбаками, стоявшими торцом.
Ещё дальше участок в сторону села Платунова, скрытый под приличным современным асфальтом. Примерно на середине этого участка было место под названием Харчевня – одинокий дом среди лесов и топких болот пользовался дурной славой: шалили придорожные разбойнички. Во время реконструкции Старо-Питерской не раз находили кости, похожие на человеческие, а однажды в придорожном кювете откопали даже два скелета...
Не путать с деревней Харчевни – она стояла при выходе из леса, страшилок о ней не рассказывают, зато местонахождение её определяется точно: растут сейчас у дороги два тополя да несколько ив. В наше время тут – развилка двух дорог: прямо идёт Питерская, другая – в сторону села Рождествено, на ней чуть дальше «столица кацкарей» – деревня Мартыново.
Через несколько километров в сторону села Ордина асфальт кончается, и Старая Питерская продолжается наезженной грунтовкой по прекрасно сохранившейся насыпи, с широкими канавами по бокам и валами, прямая и ровная. Наш путешественник измерил ширину, оказалось, 9 – 9,5 метра. А высота насыпей у реки по обе стороны дороги около 10 метров. Умели предки строить!
Стихи Вяземского будто об этом самом уголке Отечества:
«Дороги наши – сад для глаз:
Деревья, с дёрном вал, канавы.
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас».
На этой дороге смешались давняя и не очень давняя история. Пронзительное чувство оставляет встреча в деревне Игнатово. Некая тётя Надя живёт здесь с самого рождения. Как было до войны, помнит плохо, а страшная осень сорок первого и сейчас перед глазами. И днём, и ночью по Старой Питерской шли отступающие войска. Беженцы, колонны машин, танков, пушки. Дорога была разбита техникой напрочь. Но больше всего запомнились солдаты – «уставшие, молчаливые, побитые под Калинином. Останавливались на ночлег, а утром снова уходили по этой дороге на восток».
А что было после войны? «Просто жили», – отвечает тётя Надя. – Кому надо, ходили пешком по этой дороге в Ленинград – идти месяца полтора всего. А кто побыстрей, пошибче, тот и за месяц успевал». Ходили и в Ордино за хлебом – «всего-то километров семь». Так было до середины 1950-х, а потом «дорога пропала. Просто стала никому не нужна».
Прощаясь, путешественники спрашивают, хорошая ли дорога дальше. И слышат: «Конечно! Она там даже в лесу в валах идёт».
Сколько раз на своём пути автор очерка Виктор Бородулин слышал: «дорога там в валах», «валы те руками насыпаны». Говорили уважительно и с гордостью, «будто только вчера те валы насыпаны и насыпаны тем, кто со мной разговаривает».
«Спасибо вам! – низко кланяется тётя Надя. – Спасибо вам, мальчики, что не забываете дорогу эту и нас, старых. Вот уж отпишите про неё где надо». «Отписываю» – завершает очередную главу автор.
Село Кой. Оно известно с незапамятных времён. Название, видимо, ещё дославянское, языческое. Стоит оно на берегу реки Корожечны вдоль Старой Питерской. Славилось ярмарками лошадей и первым в этих местах телеграфом – именно из Коя тянули когда-то телеграфные провода мышкинцы. И ещё в Кое родился Александр Петрович Куницын, учитель Пушкина.
Заканчивалась наша Старая Питерская у деревень Добрыни и Федосеиха, потому что дальше в столицу было удобнее ехать через Бежецк. А со строительством Рыбинско-Бологовско-Виндавской железной дороги она и вовсе утратила своё значение.
Фотографии: Фото из архива автора
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе