Вот сто лет пройдет, и искусствоведы, специалисты по фотографиям, увидев какую-нибудь фотографию из нынешнего инстаграма, с легкостью по выражению лица смогут определить: «Ба! Да это около 2015 года!»
(Продолжаем разговор о том, в чем разница между женщинами, которые просто надевают старинные платья, и теми, кто реально пытается сыграть в женщин со старинных портретов).
Итак, разница между человеком со старинного портрета и нашим современником, конечно, очевидна. Особенно когда речь идет о женщинах, которые сильнее зависимы от моды.
Именно поэтому популярные актрисы одной эпохи обычно принадлежат к одному типажу, и эпоха эта легко опознается.
Марлен Дитрих и Любовь Орлова
Одежда, прическа, макияж (форма бровей, форма губ и т. п.) — очевидные вещи, которые отличают разные поколения.
Kim Kardashian and Melissa Molinaro
Но, помимо этого, есть и язык тела.
Например, корсеты (мужские и женские), приоритетная забота об осанке (выправке), активные виды спорта типа конной езды и фехтования, военная служба в элитной гвардии, умение танцевать устаревшие ныне танцы — сформировали телодвижения и походку аристократов особенным образом, так, что это сразу их выделяет на винтажных фотографиях.
Прадедушка принца Эдинбургского
Колин Ферт не был бы так крут в роли мистера Дарси, если б не знал этого, не знал, в чем разница между историческими персонажами и повседневными. Любой хороший актер это знает.
В фильме про аристократа и в фильме про наше время
Поэтому взять американских девочек-актрисулек из «Госсип герл» и снять их в сериале про Марию Стюарт (Reign) — это реально провал. Даже если хорошенько в костюмы вложиться.
Плечи разверни! Плечи! Выпрямись! Не сутулься!
Не забываем, что разные типы платьев, корсетов и подолов, шлейфов, вес ткани диктовали разные типы телодвижений, в частности женской походки. Посмотрите, например, записи современного шекспировского театра Globe, где аутентичные реконструкции спектаклей («12-я ночь» со С. Фраем). Женские персонажи там семенят, реально плывут над полом, как в русском народном танце «Березка», это кажется волшебством.
Кадр из фильма «Унесенные ветром»
Надеюсь, про язык тела так понятно. Так вот. С лицом, с мимикой — та же ситуация! Просто мы об этом совершенно не задумываемся. От людей прошлого мы отличаемся и мимикой. Причем в разную эпоху она была разной.
Это потому что мы и они принадлежим к разным культурам. В горизонтальном плане мы сталкиваемся с этим различием достаточно часто.
Иностранца на улице Москвы мы узнаем не по одежде. А по особенному выражению лица. Русских за границей — соответственно, наоборот.
Как это происходит?
Обычный человек имеет «пакет», набор стандартных эмоций, наиболее часто используемых как в его личной жизни, так и приемлемых для его социума. Эмоции, разумеется, выражаются в мимике, на лице. В итоге получается стандартный набор «мимических масок» (не знаю верный русскоязычный термин). Маски эти соответствуют фоновым эмоциям, лицо к ним привыкает, новых выражений не ищет. Те, кто борется с мимическими морщинами, об этом знают: стараются не хмуриться или как-то по особенному не смеяться.
Но в данном случае это важно, что сие характерно не только для конкретных индивидуумов, но и для определенных социальных групп, у которых в ходу оказывается одно стандартное «вежливое лицо».
То есть когда вы в историческом романе читаете про «сделал вежливое выражение лица» или «куртуазное», то вот это вот оно то же самое. Лицо, которое «модно» носить и принято «носить», чтобы быть принятым в определенных кругах.
В случае изобразительного искусства в первую очередь идет речь о куртуазном выражении лица, которое было принято иметь в придворном обществе.
И человек не просто носил эту мимическую маску, но вдобавок художник знал про эту моду, ловил ее. И порой придавал это выражение лица людям, которые могли им не обладать, даже годовалым младенцам.
Люди на портретах могут быть похожи не из-за того, что они родственники (хотя для королей это стандарт), но и потому что это дорогой портрет модного живописца.
Женские портреты Виже-Лебрен
В разные эпохи привычка выражать эмоции была разной. У разных наций, конечно, были свои стандарты этикета (см. английская верхняя губа).
Но, глядя, например, на современную английскую королевскую семью, мы примерно можем понять, в каком именно формате не одобрялась разнузданность эмоций в тех обеспеченных слоях, которые заказывали портреты маслом (а это всегда элитарный продукт потребления, правда чем ближе к XX веку, тем планка снижается).
Но всегда надо было «держать лицо», «не терять лица», в особенности при позировании для портрета, который предназначен для вечности. Такой разнузданности в выражении эмоций (да и всего остального, гуглить «без трусов в Каннах»), какая есть сегодня, не было никогда, если судить по изобразительному искусству.
Бытие в обществе требовало выражения чувства собственного достоинства, демонстрации социально одобряемых норм, добродетелей. Чрезмерное (гримасы, широкие улыбки) считалось некрасивым и оставалось для «комических» жанров, например бытовых картин про пьяниц.
Понятно, что в эпоху Ренессанса и в эпоху рококо это были разные мимические маски, выражавшие разные имиджи, луки, образы жизни портретируемых (ну и, конечно, их мировоззрение).
В Ренессанс, скажем, это «я офигенно умный образованный крутой непобедимый». А в рококо «я такая милота». И поэтому в рококо люди, в том числе мужчины, чаще улыбаются.
Картины Рокотова
В эпохи, когда портретный жанр слабо развит, люди вообще получаются одинаковыми на картинах из-за этого (а также из-за частого желания «хочу прическу как у королевы!»).
Если же, наоборот, портретный жанр на взлете, то хороший портретист ловит эти характерные черты лица и все равно их запечатлевает на полотне, не забывая, правда, и истинный характер пришпилить.
Красавицы Серова
Одна из этих дам ниже на фото. Видите, как «свистит» это придворное выражение лица светской красавицы, попав внутрь кокошника? А гламурный разворот головы?
Не забываем и о таких мелочах, что за века искусство стоматологии очень продвинулось, поэтому людей с дистрофичными нижними челюстями, подобных старинным, найти нелегко. Это, понятно, влияло на строение мускулов лица и на мимику. У носителей разных языков, в зависимости от того, активно ли они работают ртом или цедят сквозь зубы, тоже разные складываются этнические типажи. Нюансов куча.
***
Так вот. Чтобы верно изобразить человека предыдущей эпохи, нужны не только:
исторически точная одежда;
прическа;
макияж;
маникюр;
освещение;
но и правильная осанка, выправка.
И правильная мимическая маска.
(про отсутствие пластической хирургии я вообще молчу).
Фотомодели, привыкшие работать для современного глянца с тем выражением лица, который ныне является наиболее покупаемым, не способны его воспроизвести.
Потому что они профессионалки своей работы и выполняют ее хорошо, от них требуются именно такие губы и такие взгляды. Актеры (некоторые) — могут. Потому что их работа именно что влезать в чужую шкуру (тыц: Фотомодели vs Актрисы).
Порой достаточно просто расслабить лицо и убрать с него то напряжение, которое накладывает XXI век. (Поэтому детей и подростков, а также азиатов снимать выигрышнее в этом жанре.)
Боттичелли в современной рекламе
Чтобы воспроизвести человека иной эпохи, на самом деле надо отсмотреть много-много картин с изображением людей той же эпохи, чтобы понять, какие прически, костюмы, осанку и мимику они носили.
Еще желательно понимать, в каком мировоззрении они жили. Влезть в шкуру персонажа. Аристократ Средневековья и аристократ наполеоновской эры имеет совсем разные ценности. Одного вера в Бога укрепляла и давала ему энергию, подпитку, достоинство. Второй, скажем, сидит и раздумывает о гашише.
Для одной женщины позировать с голой грудью — это повседневность, для другой — это одолжение, которое она делает художнику; для третьей — одолжение, которое она делает лично королю. Понятно же, что в этих трех случаях грудь будет выражать совсем разные эмоции, да?
Но большинство людей считают, что достаточно воспроизвести внешнее, а в глубины лезть не надо. В этом ошибка. Пока не залезешь очень глубоко — ничего не поймешь…