Как немецкие люфтваффе бомбили Ярославль

В рамках проекта «75 Победа. 1941-2020» на интернет портале региональной архивной службы открылась выставка, посвященная бомбардировкам немецкой авиацией города Ярославля в годы Великой Отечественной войны.

В общем доступе размещены материалы из фондов ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области».


– Представлена оцифрованная версия документов штаба местной противовоздушной обороны, очень подробно и достоверно рассказывающих нам, живущим сегодня, о тех самых тяжелых периодах Великой Отечественной войны, которые пережил Ярославль во время атак захватчиков, – отметил заместитель председателя правительства Ярославской области Роман Колесов. – Изучая эти материалы, можно понять, насколько пострадал город.

С осени 1941 года, когда линия фронта максимально приблизилась к территории Ярославской области, немецкая авиация начала совершать регулярные налеты на промышленные предприятия, железнодорожные магистрали и населенные пункты.​

За годы Великой Отечественной войны было сделано 13 налетов на Ярославль, в ходе которых  сброшено 1146 фугасных бомб общим весом почти 200 тонн, 751 зажигательная бомба весом свыше 100 килограммов и 1832 зажигательных бомб весом от 10 до 100 килограммов.

Самые мощные налеты были произведены в 1943 году. Только в ночь с 9 на 10 июня в них участвовало 83 самолета, погибло 186 человек, 451 был ранен, из них 124 – тяжело. ​

Когда в октябре 1941 г. первый секретарь Ярославского обкома ВКПб Николай Патоличев в Москве докладывал о ситуации в области, о вражеских бомбардировках, на вопрос Сталина о том. сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем, он был вынужден признать: «Ни одного». Превосходство немецкой авиации было полным.

Вскоре по личному приказу Сталина для защиты воздушного пространства области сюда были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны. Постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону. В общей сложности силами ПВО и авиации над территорией Ярославской области в годы войны было сбито 27 немецких самолетов.

Массированные налеты немецкой авиации продолжались до середины войны. Особенно интенсивно немцы бомбили железнодорожный мост через Волгу, который имел важное стратегическое значение. В одну из июньских ночей 1943 г. произошел налет, который сами зенитчики потом называли «звездным»: казалось, самолетов было так много, как звезд на небе. Зенитки стреляли так часто, что раскалялись стволы орудий и их приходилось менять. Мост уцелел, но опасность его разрушения сохранялась. Поэтому на всякий случай саперами был подготовлен мост-дублер. Он был деревянным, но по форме почти полностью повторял очертания настоящего моста. В случае необходимости его можно было на понтонах очень быстро перекинуть через Волгу и восстановить движение поездов. К счастью, этого так и не потребовалось.

В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Прибывший на другой день в Ярославль нарком по строительству СССР С. Г. Гинзбург дал такую картину увиденного на комбинате: «Картина разрушений была потрясающей. Повсюду обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все завалено обрушившимися конструкциями. В оборудовании и электромоторах… были расплавлены все бронзовые подшипники, сгорели все электрические обмотки в моторах, вышли из строя все наземные коммуникации и кабели…»

Шинный завод на три месяца был выведен из строя. Но ровно через 100 дней героическими усилиями инженеров, техников и рабочих все разрушенные предприятия комбината были восстановлены и снова давали необходимую фронту продукцию.

Автор
Администратор
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе