Как ведьмы стали женщинами

И кем они успели побывать до этого.
Миниатюра с пытками и казнью ведьм, XIV век
Фото: The British Library


В июне 1692 года суд города Салем вынес обвинительное заключение по делу Бриджет Бишоп — 60-летней женщины, обвинявшейся в колдовстве и в том, что ее посещал дьявол. 10 июня она была повешена. Бишоп стала первой из многих жертв процесса над салемскими ведьмами — одного из самых известных эпизодов мировой охоты на ведьм, к этому моменту бушевавшей в Европе уже почти 250 лет. На протяжении своей истории человечество по-разному объясняло феномен ведьм, но в начале этого года признало охоту на них преступлением против женщин. Weekend изучил, как в ведьмах видели угрозу государству, церкви и капитализму, а потом увидели просто женщин.



Они не женщины, а ведьмы

«Как из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм»
«Молот ведьм». Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, 1487

К тому моменту, как два монаха-доминиканца и инквизитора Генрих Крамер и Якоб Шпренгер опубликовали в 1487 году трактат «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси подобно сильнейшему мечу», преследование людей, заподозренных в колдовстве, шло в Европе уже 40 лет. Трактат стал настоящим пособием, как распознать ведьм и колдунов, привлечь их к суду и наказать. Помимо этого он укрепил убеждение европейцев в том, что в подавляющем большинстве колдовством и ведьмовством занимаются женщины. Как объясняли Крамер и Шпренгер, любая из них может в любой момент соблазниться дьяволом, потому что это заложено в женской натуре — полной зла, коварства и похоти. Откровенно женоненавистнический «Молот ведьм» превратил страх перед колдовством в массовую истерию, выдержал за следующие 200 лет 36 переизданий и стал причиной истязаний и убийств десятков тысяч женщин.



Они не ведьмы, а сумасшедшие

«Все эти ведьмы, даже если мы допустим у них наличие злой воли, никому не в состоянии вредить. У них больная фантазия, они страдают меланхолией, поэтому им начинает казаться, что они натворили множество разных бед»
«Об обманах демонов, заклинаниях и ядах». Иоганн Вейер, 1563

Одним из первых, кто поставил под сомнение не только необходимость преследования ведьм, но и само их существование, стал немецко-голландский врач Иоганн Вейер. Он консультировал суды по ведьминским делам и пришел к выводу, что обвиняемые женщины проявляли признаки ментальных расстройств и старческого слабоумия и свои истории о шабашах, совокуплении с дьяволом, колдовских обрядах и магической силе рассказывали в состоянии истерии, а значит, заслуживали не наказания, а лечения. Самого факта существования злых сил Вейер, большой поклонник оккультных наук, не отрицал и посвятил большую часть своей работы «Об обманах демонов» классификации и анализу демонов разного уровня. В частности, он приходил к выводу, что демоны так сильны, что совершенно не нуждаются в женской помощи, а сексуальные отношения с ними, в которых часто обвиняли ведьм, и вовсе невозможны по причине бестелесности демонов. Под влиянием книги Вейера в некоторых немецких и голландских землях преследования ведьм были приостановлены, но эти ограничения продлились всего пару лет, после чего охота на ведьм продолжилась с новой силой.



Они не ведьмы, а мошенницы

«Если вы приглядитесь, то увидите, с какой зловещей интонацией они говорят про будущее и как ловко придумывают сомнительные предсказания, которые легко применить к чему угодно. Если что-то сбывается, они торжествуют, а если нет — говорят: „Не мудрецы управляют звездами, и не звезды управляют мудрецами, но Бог правит ими обоими"»
«Открытие колдовства». Реджинальд Скотт, 1584

Английский дворянин Реджинальд Скотт полностью разделял убеждение Иоганна Вейера в том, что большая часть женщин, признавшихся в ведовстве, страдают меланхолией и обладают чересчур развитым воображением. Но также он считал, что среди них есть небольшая часть профессиональных мошенниц, притворяющихся ведьмами с целью извлечения выгоды. В книге «Открытие колдовства» Скотт подробно разбирал иллюзионистские фокусы и психологические приемы, с помощью которых ведьмы и маги имитировали колдовство, манипулировали людьми и создавали видимость экстрасенсорных способностей. Сам факт преследования за колдовство он тем не менее называл антихристианской практикой. Популярностью его идеи не пользовались, а король Яков I, искренне веривший в магов и ведьм, приказал уничтожить все экземпляры «Открытия колдовства».


Сожжение ведьм. Иллюстрация из «Викианы», XVI век
Фото: Johann Jakob Wick Collection, Zentralbibliothek Zurich


«Сожжение ведьм в Бадене, Швейцария, 4 ноября 1585 года». Иллюстрация из «Викианы», XVI век
Фото: Johann Jakob Wick


Гравюра с изображением казни ведьм в Салеме, 1850
Фото: wikipedia.org


Франсиско Гойя. «Казнь ведьмы», 1820–1824
Фото: Alte Pinakothek


Гравюра с изображением публичной казни ведьм в Англии, 1589
Фото: Fototeca Gilardi / Getty Images



Они не ведьмы, а язычницы

«В дьяволах и ведьмах Нового времени безошибочно узнаются более высокие и чистые древние образы — не стоит колебаться и в возведении сохранившихся элементов языческих практик к их былому, неискаженному, изначальному источнику»
«Германская мифология». Якоб Гримм, 1835

В 1735 году в Великобритании был принят закон о колдовстве, отменивший уголовное преследование за колдовство. Параллельно схожие процессы шли и в континентальной Европе — последняя казнь женщины за колдовство состоялась в 1782 году в Швейцарии. С прекращением гонений феномен ведьмовства подвергся новому переосмыслению. В 1749 году итальянский аббат Джироламо Тартароти опубликовал трактат «О ночном собрании ведьм», где впервые высказал предположение, что преследование ведьм было связано с конфликтом христианства и народного язычества. Эту теорию поддержали впоследствии фольклорист Якоб Гримм и юрист Карл Эрнст Ярке — они считали, что языческая религия пережила христианизацию и закрепилась в крестьянской среде, сохранявшей тайное сопротивление официальному христианству. До полноценной концепции эту теорию довел немецкий историк Франц Йозеф Моне в 1839 году. Он утверждал (правда, довольно голословно), что ведьмовство проникло в Северную Европу еще до христианства вместе с рабами из южных стран, которые привезли с собой обычай поклоняться древнегреческой богине преисподней Гекате и богу Дионису. Позже этот культ переродился, и центральное место в его отправлении заняли женщины, поклонявшиеся рогатому богу, устраивавшие шабаши и практикующие ведьмовство. Эта теория оказалась очень живучей и оставалась ведущей в изучении истории ведьм до середины XX века.



Они не ведьмы, а объекты чужих психозов

«Если вы верите в колдовство и обнаруживаете, что кто-то бормотал заклинания над обрезками ваших ногтей, велика вероятность, что вы серьезно заболеете. Ваши симптомы, конечно, скорее будут психосоматическими, чем физическими. Но этот факт сделает их только более ужасными, ведь они будут казаться результатом колдовства»
«Колдовство в Салеме». Чадвик Хансен, 1969

В 1950-х годах в изучении ведьм произошел решительный перелом: внимание исследователей сместилось с самих ведьм на их обвинителей. В 1949 году Мэрион Старки изучила дело салемских ведьм и пришла к выводу, что поведение девочек, обвинивших женщин в колдовстве, очень напоминало заболевание, которое тогда называлось истерией (среди его симптомов были нанесение себе повреждений, галлюцинации, крики). Эту идею подхватили несколько ученых, и спустя некоторое время появилось еще несколько медицинских теорий о том, чем было вызвано странное поведение девочек, из-за которого в 1692 году в колдовстве обвинили почти 200 человек. Так, профессор Чадвик Хансен считал, что все обвинявшие искренне верили в существование ведьм и обвинения в колдовстве стали следствием психоза, который мог быть спровоцирован тем, что одна из обвиняемых проявляла интерес к оккультизму. Психологи Николас Спанос и Джек Готлиб делали предположение, что этот психоз был отчасти реакцией на пуританскую мораль, подавлявшую сексуальные влечения у девочек-подростков. Были также предположения, что причиной психоза могла стать спорынья или эпидемия летаргического энцефалита.



Они не ведьмы, а конкурентки мужчин-врачей

«Шесть свидетелей подтвердили, что Якоба вылечила их, а одна пациентка даже заявила, что она была опытней и мудрей, чем врачи и хирурги из Парижа. Но все это не помогло. Ведь настоящее обвинение было не в том, что Якоба была некомпетентна, а в том, что она женщина и посмела лечить»
«Ведьмы, акушерки и медсестры: история женщин-целительниц». Барбара Эренрайх и Дейдра Инглиш, 1972

В 1972 году две журналистки и политические активистки Барбара Эренрайх и Дейдра Инглиш опубликовали книгу «Ведьмы, акушерки и медсестры: история женщин-целительниц», в которой рассматривали охоту на ведьм как консолидированную акцию мужчин, получивших медицинское образование, церкви и государства против народных целительниц. У врачей они отнимали заработок, у церкви и государства — авторитет в народных массах. Что еще важнее, они не только лечили, но и занимались неофициальным просвещением: рассказывали, как устроено женское тело, как предохраняться от беременности, как лечить бесплодие, как облегчить боль при родах и т. д. Эренрайх и Инглиш считали, что именно это стало основной причиной преследования знахарок и целительниц, ведь вместе со знанием они давали женщинам, обязанным, по представлениям средневековых теологов, страданиями искупать первородный грех, контроль над своими телами.



Они не ведьмы, а ритуальные жертвы

«Под гонениями с коллективной поддержкой я понимаю акты насилия вроде охоты на ведьм — легальные по форме, но, как правило, подстрекаемые возбужденным общественным мнением. Гонения, которые нас интересуют, разворачиваются по преимуществу в периоды кризиса, которые ослабляют нормальные институты и содействуют образованию толп»
«Козел отпущения». Рене Жирар, 1983

В 1983 году ведьмы стали объектом изучения философской антропологии — французский философ Рене Жирар опубликовал свой программный труд «Козел отпущения», в котором подробно разбирал феномен жертвоприношения во имя социального благополучия. Как работает механизм «козла отпущения», он показывал в основном на примере евреев, но не только — вторым примером были как раз обвиненные в колдовстве женщины. Жирар утверждал, что зачастую в период кризисов и конфликтов люди, вместо того чтобы осмыслять произошедшее и брать на себя ответственность, предпочитают отделаться от несчастий коллективным принесением жертвы. Для этого находится «козел отпущения», которого обвиняют в каком-то абсурдном преступлении и убивают, чтобы затем мифологизировать эти преступления и некоего вымышленного врага, противостояние которому способно сплотить общество.



Они не ведьмы, а агенты сопротивления капитализму

«Охота на ведьм создала институт государственного контроля над женским телом — предпосылку для его подчинения целям воспроизводства рабочей силы»
«Калибан и ведьма: женщины, тело и первоначальное накопление». Сильвия Федеричи, 2004

В 2004 году радикальная феминистка и марксистка Сильвия Федеричи опубликовала книгу «Калибан и ведьма: женщины, тело и первоначальное накопление» — обширное исследование роли женщины в зарождении капитализма. В центре исследования Федеричи — охота на ведьм, которая, как она считает, не случайно появилась в Европе именно в период первоначального накопления капитала. Масштабные репрессии против женщин нужны были для того, чтобы закрепить их место в новом порядке: если мужчине надлежало стать пролетарием и полностью отдать себя производству, то женщина должна была взять на себя всю остальную работу — вести хозяйство, растить и воспитывать детей, ухаживать за пожилыми родственниками и т. д. Причем делать это ей полагалось совершенно бесплатно. Разумеется, не всех женщин устраивала новая модель усиленного патриархата: некоторые хотели иметь возможность контролировать свою репродуктивную функцию, работать, самостоятельно распоряжаться деньгами, иметь возможность уйти от мужа. Преследование ведьм было, таким образом, способом не допустить освобождения женщины: тех из них, кто отказывался принять новую модель женской судьбы, можно было обвинить в колдовстве и репрессировать, что служило бы предостережением для остальных женщин.



Они не ведьмы, а просто женщины

«Охота на ведьм — яркий пример дискриминации, которой женщины подвергались на протяжении всей истории. С XV века пропитанное женоненавистничеством общество обвиняло женщин в убийствах и вредительстве, с ними обращались как с членами преступной организации, возглавляемой дьяволом. Но они не были ведьмами, они были женщинами»
Манифест каталонского общества по реабилитации женщин, обвиненных в колдовстве, #NoErenBruixes

В 2001 году Палата представителей Массачусетса (именно в этом штате находится город Салем) объявила жертв судебных процессов над салемскими ведьмами невиновными. В январе 2022 года парламент Каталонии принял резолюцию, по которой все женщины, которых обвиняли, судили, пытали и казнили за колдовство, были реабилитированы и признаны жертвами женоненавистнических преследований. Такой же закон в скором времени собирается принять и парламент Шотландии. И в Каталонии, и в Шотландии вопросом реабилитации женщин, обвиненных в ведовстве, занимаются инициативные группы ученых, которые сходятся во мнении: какими бы ни были обстоятельства преследования и казни каждой отдельной женщины, в первую очередь причиной их стал тот факт, что обвинялась женщина — т. е. по сути охота на ведьм была фемицидом, институционализированным церковью и государствами.

Автор
Текст: Ульяна Волохова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе