Конспиративный рок

Как в СССР боролись с подпольными концертами

Рубль или два с носа брали в советское время за проход на подпольный концерт — билет в кинотеатр на вечерний сеанс стоил ненамного дороже. Правда, в отличие от культпохода в кино, за посещение "квартирника" можно было запросто загреметь в милицию. Музыкантов, исполнявших свои произведения за нелегальный гонорар, привлекали к ответственности за незаконное предпринимательство, зрителей исключали из вузов и выгоняли из комсомола. Однако живучести и популярности "самиздата" могли бы позавидовать многие заслуженные артисты.

Неправильные песни

Подпольные концерты были неотъемлемой частью культурной жизни СССР, важной составляющей советского андерграундного искусства (как и подпольные выставки). Они помогали выжить не признанным официально талантам, а иногда даже заработать неплохие деньги.

Сейчас смешно и странно слышать о некоторых особенностях распространения искусства в СССР. Помимо радио- и телетрансляций концертов, пластинок фирмы "Мелодия" существовал еще и самиздат. Так называлась не только нелегально распечатанная на пишущей машинке литература, но и "самопальные" записи запрещенной музыки и подпольных концертов. Мало кто из нынешних меломанов сталкивался с таким носителем, как "ребра" (он же "кости"). Из рентгеновского снимка вырезался круг с дыркой по центру — заготовка, а на ней нарезалась дорожка, как на обычной грампластинке, с помощью проигрывателя с резаком вместо иглы (резак реагировал на колебания головки другого проигрывателя, на котором крутился диск-оригинал). На такой "рентгеновской" пластинке просвечивали черепа, ребра и прочие кости, отсюда и название. Другим носителем нелегальной музыки были магнитофонные ленты, затем компакт-кассеты.

Естественно, живые выступления записывались тоже в нелегальных условиях — на так называемых квартирниках. Они устраивались в СССР с незапамятных времен, на них выступали Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий. И эта традиция продолжилась, когда в моду вошли неформальные рок-группы, даже самые известные в 70-80-е "Аквариум", "Зоопарк", "Кино" проводили "квартирники", поскольку других площадок для них не было. Организатор мероприятия приглашал музыкантов, гости собирались в обстановке строгой конспирации (например, встреча в метро, для незнакомых людей — условные сигналы и опознавательные знаки). В квартиру набивалось человек пятьдесят, включался магнитофон, и начиналось выступление, сейшен. Такие концерты, по воспоминаниям Павла Северова, создателя справочника по группе "Аквариум", могли быть "с ужасами" или "без ужасов". "С ужасами" — это когда культурное мероприятие накрывала милиция, а его участников (и слушателей, и музыкантов) отправляли в отделение милиции для последующего разбирательства. Вот сводка с одного из концертов "Аквариума" с ужасами: "1986, 8 апреля. Концерт на Кропоткинской (Барыковский пер., д. 1). Организатор — Кацман. Концерт был прерван милицией, а слушатели повинчены".

В результате масштабной милицейской операции в отделение были доставлены около 180 человек, десятки из них потом отчислены из институтов и техникумов.

А вот как описывает Петр Подгородецкий в своей книге ""Машина" с евреями" концерт "без ужасов", который дала "Машина времени" в апреле 1979 года в доме культуры на подмосковной станции "Фабричная": "Это был самый что ни на есть обычный подпольный концерт. Проход на него осуществлялся по листочкам картона, одна сторона которых была похожа на открытку, а с другой было неведомым способом напечатано "Дорогой друг! Приглашаем вас на вечер "Молодость, весна, песня"". И никаких там "Машин времени". Тем не менее московские электрички исправно выплевывали на платформу "Фабричная" или на соседний "42-й километр" группы молодых людей обоего пола в джинсах и футболках. Все они дружно шли к Дому культуры, пили пиво и даже портвейн, сидели на травке и ждали запуска внутрь".

Ия Моцкобили, музыкант: "На концерты мы и правда просачивались сквозь стены и лазили по водосточным трубам. Как-то попадали всегда. Помогали друг другу. Платили, когда могли".

Павел Шевелев, в прошлом организатор подобных концертов: "Мы собирались у меня в Коптево... Организовывал все это Коля Вишняк, иногда — я. Сохранились записи на катушках, я записывал наши квартирники на "Электронику 004" (катушечный магнитофон.— "Деньги"). Зрители располагались на надувной лодке, на столе, на полу и скидывались по троячку--по пятерочке..." По его словам, мероприятия периодически навещала милиция, но иногда ее можно было спровадить, предложив "приходить внимать искусству не в форме, а как нормальные люди".

Подпольные концерты иногда удавалось проводить не только на частных квартирах, но и в домах культуры

Подпольные концерты иногда удавалось проводить не только на частных квартирах, но и в домах культуры

Фото: РИА Новости

Неравнодушие стражей порядка к музыке имело ряд причин. Во-первых, организаторы собирали со слушателей деньги "на бухло", а также на гонорар артистам (обычно им доставалось 30-50 руб. за вечер, невеликая сумма, хотя ходили слухи о бешеных заработках исполнителей уровня, например, Высоцкого). Деньги, естественно, не проходили ни по какой бухгалтерии, а это грозило статьей за предпринимательство — серьезное преступление в советские времена.

Во-вторых, социальный статус исполнителей нередко давал повод привлечь их за тунеядство — не каждый человек, увлеченный несанкционированным творчеством, мог позволить себе такую роскошь, как работа и трудовая книжка (в основном по причине несовместимости в образе жизни). Большинство таких артистов, чтобы избежать преследования за тунеядство, старались устроиться на работу, дающую возможность гибко организовать личное время (кочегар в котельной, дворник, сторож). Совсем редкие счастливчики могли получить место в каком-нибудь ДК. У большинства рок-музыкантов не было диплома о музыкальном образовании, который давал право заработка на официальной сцене. Впрочем, работать на советскую культуру у рокеров считалось последним делом.

Была еще одна важная тема для конфликта с правоохранителями, в том числе с КГБ. То, что исполнялось на подпольных концертах и тиражировалось с помощью магнитофонов, не визировалось никакими худсоветами. В СССР любое произведение искусства, прежде чем предстать перед публикой, должно было пройти проверку на предмет отсутствия крамолы. К примеру, в идеологическом отделе КГБ СССР имелся список иностранных рок-групп, запрещенных на различных основаниях (нецензурная лексика, призыв к насилию, мракобесие, затрагивается тема секса). Да что там песни и группы — в отдельные периоды запрещались целые жанры — джаз, например. Официальные ВИА ("Верасы", "Песняры", "Самоцветы" и т. п.) пытались вставлять в репертуар элементы джаза или рока, чтобы потрафить продвинутой аудитории, но для истинных ценителей жанра все это было неприемлемо.

И вот появляется, допустим, песня Майка Науменко (лидера группы "Зоопарк") со словами:

"Я сижу в сортире

И читаю Rolling Stone,

Венечка на кухне разливает самогон,

Вера спит на чердаке,

Хотя орет магнитофон".

В 1980-е годы по всей стране расходились записи с квартирников звезды русского шансона Александра Розенбаума

В 1980-е годы по всей стране расходились записи с квартирников звезды русского шансона Александра Розенбаума

Фото: Владимир Меклер, Коммерсантъ

Такие произведения бесили не только работников идеологического фронта. В книге "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е" Артем Троицкий рассказывает, как остро реагировали в 1981 году участники одного рок-фестиваля на песню "Дрянь" (там про аморальный образ жизни)  — сочинение Майка Науменко. После концерта сторонники и противники автора учинили массовую драку.

Даже "Машина времени" с ее философски-лиричными, хотя порой и на грани крамолы, текстами подвергалась гонениям. В той же книге Троицкий пишет: "Тысячи подростков атаковали дворец спорта "Юбилейный", автобусы, в которых везли музыкантов, совершали хитрые обманные маневры, чтобы спасти Макаревича, Кутикова, Ефремова и Подгородецкого от восторженной толпы. В Минске поклонники, не доставшие билетов, прорвались на концерт, выломав двери. Аналогичное происходило практически во всех городах, куда приезжала группа. Конечно, многих это раздражало. После гастролей в Сибири "Комсомольская правда" опубликовала под заголовком "Рагу из Синей птицы" открытое письмо местных деятелей культуры о "несоответствии нашим идеалам" и с призывами дезавуировать новых фальшивых "идолов"".

Стоит сказать, что подпольными бывали не только рок-концерты, но и другие проявления неформального искусства. Например, в 1986 году КГБ закрыл выставку на фестивале Love Street в Доме аспиранта и стажера МГУ, в сентябре того же года КГБ и милиция разогнали выставку на Старом Арбате, в 1990 году была закрыта выставка в ДК ЗИЛа.

Неправильный бизнес

О "квартирных заработках" Владимира Высоцкого ходили легенды

О "квартирных заработках" Владимира Высоцкого ходили легенды

Фото: Владимир Меклер, Коммерсантъ

При всей невероятной популярности лидеров советского рока у молодежи они не были богаты. Лишь немногие поклонники Бориса Гребенщикова знали, что их кумир живет с женой и ребенком в комнате в коммунальной квартире, там же и репетирует. "Квартирники" БГ приносили весьма скромный доход, особенно в Питере. Скрупулезный летописец его творчества Павел Северов в своем справочнике зафиксировал такие исторические данные:

"1983, 6 марта, концерт на Лермонтовском проспекте (Питер). Присутствовало 50-60 человек. Билеты стоили 1 руб.".

"1984, концерт у Михаила Воробьева, около Варшавского вокзала. БГ заработал 50 рублей. В это время он вместе с В. Тихомировым ходит по квартирам, давая сейшена в целях заработков (в среднем по 2 руб. с носа)".

"1984, весна, "Стихи и песни". Запись Сергея Фирсова на флэту у Саши Сенина (гр. "Кофе"), 17 линия Васильевского острова. Это была сессионная запись, практически без зрителей. За выступление БГ получил 10 руб.".

Заметно больше приносили концерты в Москве: "1986, 14 февраля. Концерт у Вадима Суровцева-Бутова (БГ, Тит). Москва, ул. Бехтерева. Организатор — Николай Вишняк. Слушателей — около 60 человек. Билеты по 5 руб.". Вот еще мероприятие: "1986, 28 ноября, концерт у Павла Шевелева... Москва, Коптевский бульвар. Организатор — Николай Вишняк. Слушателей около 50 человек. Билеты по 5 руб.". Но это уже 1986 год, когда к БГ пришла почти всенародная слава.

Медиадиректор Бориса Гребенщикова Алексей Ипатовцев-Ипатов объясняет: "Петербург был центром притяжения русского андерграунда — ДДТ, "Кино", "Аквариум". Тогда главным был дух свободного самовыражения, а не заработки, то есть — получить возможность спеть не для супруги, а еще для кого-то. "Аквариум" не умирал от голода, но и не зарабатывал много, как и все граждане при социализме. Все были обязаны где-то работать, но группа долго не признавалась официальным музыкальным коллективом и, соответственно, не могла зарабатывать на концертах. Только после 1987 года, после начала экономических реформ, эта возможность появилась, и музыканты стали зарабатывать неплохие деньги своими концертами. А до этого у Бори не было даже нормальной кассетной деки, и жил он, как и многие в то время, в коммунальной квартире".

Важно упомянуть помощь, которую оказывала советским рокерам Джоанна Стингрей, американская певица, актриса и продюсер. Дочь миллионера из Калифорнии, в 1984 году она приехала в Ленинград и была покорена советским роком. Сразу подружилась с Борисом Гребенщиковым, Виктором Цоем и другими видными музыкантами. Через два года она спродюсировала альбом "Red Wave", который впервые познакомил Запад с русским роком (группы "Аквариум", "Кино", "Алиса", "Странные игры"). В 1987 году она вышла замуж за гитариста группы "Кино" Юрия Каспаряна.

В начале 1980-х Виктору Цою было незазорно давать концерты даже перед самой узкой аудиторией

В начале 1980-х Виктору Цою было незазорно давать концерты даже перед самой узкой аудиторией

Фото: Владимир Быстров, Коммерсантъ

Одной из самых успешных в финансовом плане была "Машина времени", еще в конце 70-х ставшая сверхпопулярной. Но и ее благополучие было очень относительным. Клавишник Петр Подгородецкий в упомянутой книге ""Машина" с евреями" пишет: "Попробуйте себе представить какую-нибудь супергруппу ("Роллинг Стоунз", к примеру), которая за выступление в течение двух часов на двадцатитысячном стадионе получала гонорар примерно в районе двух долларов, и еще зарплату долларов пятьдесят в месяц. А у "Машины времени" в конце семидесятых — начале восьмидесятых формальные зарплаты были примерно такие".

Подгородецкий иллюстрирует рост благосостояния членов группы их личными автомобилями. Первым в группе разбогател, понятно, Андрей Макаревич: в 1979 году купил вазовскую "трешку". Затем 10 лет ездил на "шестерке", "семерке" и "Москвиче 2141" и, наконец, в 1989 году приобрел маленькую праворульную Honda. Только в 90-е, когда начались большие заработки, пошли дорогие иномарки — Mercedes, BMW, Jeep Cherokee.

Александр Кутиков стал автовладельцем только в начале 90-х (белый "Москвич"). Сам Подгородецкий купил первый автомобиль в 1982 году (ВАЗ 2103).

Чтобы понять причины такой скромности, достаточно знать их отношение к жизни, а также к способам заработка на жизнь.

Нехорошая квартира

Константин Кинчев и его группа "Алиса" стала одной из четырех рок-групп, с которыми познакомила Запад Джоанна Стингрей

Константин Кинчев и его группа "Алиса" стала одной из четырех рок-групп, с которыми познакомила Запад Джоанна Стингрей

Фото: Дмитрий Конрадт, Коммерсантъ

Году в 1990-м я постучал в квартиру 5 в доме по адресу ул. Большая Садовая, 10. Долго не открывали, изнутри доносился страшный грохот, словно кто-то последовательно опрокидывал посудные шкафы. Наконец, открыли — оказалось, это был всего лишь концерт рок-группы "Шаг за" моего приятеля Валеры. Вдоль стен огромной комнаты сидели около десятка молодых людей неформального вида — они вдумчиво слушали. Вряд ли это был традиционный "квартирник" — платежеспособность зрителей была нулевой, все они тоже были рокерами и тоже проживали в этом доме. Просто музыкантам нужны зрители, вот они и пришли.

Знаменитый "дом Булгакова" в середине 80-х облюбовали сквоттеры. Первыми вселились три молодые пары (их прозвали аксакалами как первопроходцев), одна из девушек была моей однокурсницей. У них была утопическая идея всеобщего братства и творчества, они придерживались умеренно радикальных взглядов, заимствованных у хиппи и панков. Вскоре к ним стали приходить гости, некоторые оставались навсегда — пустующих квартир было много, и они были большими. Так в бывшем доходном доме Пигита, владельца фабрики "Дукат", образовалась коммуна единомышленников — музыкантов, художников, поэтов. Музыканты жили в основном в квартире 5а, художники — в квартире 2.

У этого дома богатая история. В 1917 году в той самой квартире, где играли "Шаг за", жила Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина. Тут была мастерская художника Петра Кончаловского, в доме 10 в квартире художника Георгия Якулова (N38) Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан, сюда приходили Александр Вертинский, Владимир Маяковский, "бубновые валеты", а Михаил Булгаков тут поселился в 1923 году. Таким образом, в 80-е богемные традиции продолжились.

Персонажи тут обитали самые странные. Одноногий канадец Джон бросил бизнес-колледж и приехал в Россию, чтобы стать кинозвездой. Потом он исчез, а на его месте поселился американец Пол. В подъезд с идеальной акустикой выходил поиграть на трубе Антон Грамши, считавшийся потомком основателя Компартии Италии Антонио Грамши.

Здесь перебывали все легендарные личности андерграундной тусовки: Петлюра, Лаэртский, Красноштан, Сольми (это его фестивали Love Street регулярно разгонялись милицией и КГБ). Красноштан (Михаил Козак) был радикальным представителем движения хиппи — жил где придется, появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. Способы заработка были соответствующие — например, он околачивался в пивнушке "на Гоголях" и за 50 коп. мог провести человека из конца очереди прямо на раздачу. Либо за кружку пива. Однажды Красноштан заработал по крупному, причем в валюте: лежал в отключке на Гоголевском бульваре в непотребном виде, и проходившие мимо немецкие туристки стали его фотографировать. Друзья-хиппи на них наехали, устыдили и пригрозили сдать куда следует. Те испугались и спросили: "Сколько?" Им ответили: "Цванциг!" Туристки отстегнули бумажку, и верные друзья сунули 20 марок спящему Красноштану в карман (воспоминания Папы Леши, он же Алексей Бармутов).

Джоанна Стингрей вышла замуж за гитариста группы "Кино" Юрия Каспаряна, но на самом деле была невестой всего русского рока

Джоанна Стингрей вышла замуж за гитариста группы "Кино" Юрия Каспаряна, но на самом деле была невестой всего русского рока

Фото: Дмитрий Конрадт, Коммерсантъ

Другой известный хиппи Вася Лонг (Василий Бояринцев) рассказал в воспоминаниях, как запер Красноштана в своей комнате и пригрозил, что не выпустит, пока тот не допишет роман (начало произведения Красноштан показал Васе еще за 10 лет до того). Красноштан с испугу роман дописал, но так нигде и не опубликовал (это уже после его смерти сделал Вася Лонг).

Другие вспоминают, что при всем брутальном образе жизни это был тончайший поэт-лирик, которого друзья читали друг другу вместе с поэтами Серебряного века. Самое смешное, что Красноштан стихов не писал — он их проговаривал, а присутствующие лихорадочно за ним записывали. Ушел из жизни Красноштан в своем английском стиле, не попрощавшись,— году в 1988-м.

90-е годы заставили бывших хиппи и панков повернуться лицом к реальности. Сначала попытки заработать на жизнь были вялыми — так, три мужа-"аксакала" устроились на одну ставку в собес, разносили продукты старушкам (правда, частенько забывали про них). Потом один из "аксакалов", Рокер, стал что-то ковырять паяльником в своей комнате. А через полгода в его мастерской работала целая бригада подмастерьев. Ребята ездили в Европу на свалки и подбирали там транзисторы и корпуса от старых телевизоров. После чего собирали из них аппараты Grundig. Неплохо раскрутились.

Кто-то открыл издательство. Кто-то возглавил художественные журналы. Четверо моих знакомых из той тусовки создали успешные рекламные агентства и стали важными людьми.

Самую странную карьеру сделал муж моей однокурсницы — Шура. После рождения сына он уехал в Южную Африку и пропал... Последний раз разгон неформалов мне довелось увидеть году в 1995-м, только разгоняли уже не менты, а охранники фирмы, выкупившей "дом Булгакова". Оборонять дом пришли в том числе и бывшие жильцы, и среди них я встретил Шуру. Он вспомнил группы "Шаг за" и "Клевер", где играл на басах, а после рассказал свою зарубежную историю. Оказывается, в Южной Африке он заработал около $1 млн на перегонке машин в Намибию да еще и на алмазах, потом раздал почти все братве, а на оставшиеся деньги уехал в Гималаи изучать буддизм и горловое пение. Теперь вот вернулся и основал на Кропоткинской центр горлового пения.

Закончив рассказ, Шура взял тамбурин и принялся под него петь горлом. Защитники дома грустно внимали ему. Это был их последний подпольный концерт перед их последним разгоном...

А Шура через пару месяцев утонул в московском пруду.

Автор
ВЛАДИМИР ГЕНДЛИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе