«Крепостная актриса» - что было в реальности?

Музыкальная комедия «Крепостная актриса» (1963) – невероятно красивый, лёгкий фильм, снятый по мотивам оперетты Николая Стрельникова «Холопка» (1929).
Портрет Ивана Кутайсова. Источник - Википедия. Кадры из фильма «Крепостная актриса» (1963). Скриншоты.
Источник - YouTube.


Надо сказать, сам первоисточник ещё интереснее – в первой части раскрывается «парижская» тема Анастасии Батмановой (по либретто её зовут Арина) и княжеского бастарда Андрея Туманского. В фильме это лишь - воспоминание и нет никакого Парижа – по сути мы видим только вторую часть оперетты, действие которой разворачивается в имении графа Кутайсова. Но и этого оказалось достаточно для создания великолепного, яркого зрелища.


Примечательно, что в оперетту включили реально существовавшее историческое лицо – графа Ивана Павловича Кутайсова (ок. 1759 – 1834), который действительно был одним из любимчиков императора Павла I , более всего ценившего личную преданность. Забавный момент – Кутайсов был турком (по другим сведениям – грузином), взятым в плен ещё ребёнком и подаренным Павлу в бытность его цесаревичем. Утверждённый на эту роль Евгений Леонов менее всего похож на восточного красавца! Но это не мешает восприятию. Кутайсов был типичен для Галантного века, изобиловавшего подобными персонажами.


Куафёр и господин. На этих карикатурах показано, как много значил для аристократа личный парикмахер.
Источник - https://www.pinterest.ru/


Он учился куафёрному (то есть парикмахерскому) искусству, что в эпоху пудреных париков и шикарных причёсок считалось престижным занятием. Потом был назначен управляющим царскими гардеробами, что, опять-таки, весьма кстати. Так «дарёный» мальчик, а тому времени уже юноша, стал графом. Слыл распутником, сплетником и отвратительной личностью. Придворные господа, и сами не являвшие собой идеал хомо-сапиенса, дружно отзывались о Кутайсове, как о гадком и скользком прихлебателе, готовом на всё ради привилегий и обожавшем Павла, как собака любит хозяина.


Кадр из фильма «Крепостная актриса» (1963).
Источник - https://www.culture.ru/


Угодничал, подличал, стравливал. Будучи женат, открыто содержал любовницу – французскую актрису Луизу Шевалье. Говорят, что именно Кутайсов отдалил Павла от его фаворитки Екатерины Нелидовой и «подсунул» ему свою протеже – Анну Лопухину-Гагарину. И сам бывший пленник, Кутайсов слыл жестоким крепостником и относился с презрением ко всем нижестоящим людям. В оперетте мы видим нечто весьма схожее – герой Леонова редкостный гадёныш и невыносимо подлый мужичок. Его противность смягчается лишь обаянием актёра и общим комизмом ситуации.


Кадр из фильма «Крепостная актриса» (1963).
Источник - https://www.pinterest.ru/


Влюблённый в Анастасию Батманову, но получивший её насмешливый отказ, Кутайсов решается на подлянку. Авторы либретто хотели сделать вариацию на тему «Принцессы цирка» - и там, и здесь присутствует одна и та картина – подстроенная свадьба с целью унижения. Получившая когда-то волю, бывшая холопка Настя Батманова выходит замуж за княжеского бастарда Андрея Туманского, чья мать тоже была крестьянкой. Афера Кутайсова состояла в том, что «отпускная грамота» Андрея куда-то затерялась и юридически он – всё ещё раб.


Самые знаменитые крепостные актрисы Галантного века - Прасковья Ковалёва-Жемчугова и Татьяна Шлыкова-Гранатова.
Источник - Википедия.


То есть гордая актриса, блиставшая в Париже, оказывалась несвободной. Однако благодаря находчивости гусара Никиты Батурина – сводного брата Андрея - всё складывается наилучшим образом. В оперетте и фильме показан чисто русский феномен 1750-1850-х годов – крепостной театр, являвший собой, как славу, так и позор Российской Империи. С одной стороны, театры Шереметевых, Юсуповых, Апраксиных считались «жемчужинами изящных искусств» и сама Екатерина Великая посещала Кусково, Останкино, Архангельское – на предмет созерцания постановок.


Костюмы, созданные для крепостного театра графа Шереметьева.
Источник - http://www.muzcentrum.ru/


С другой же стороны, все знали, что эти великолепные певцы и балерины, драматические актёры, игравшие не хуже профессионалов, по факту – бесправные холопья. Некоторым из них везло. Так, Параша Ковалёва стала женой своего же господина – графа Шереметева. Но общей ситуации это не меняло. Ужасы положения крепостных актрис были описаны у Александра Герцена в «Сороке-воровке» и у Николая Лескова в «Тупейном художнике». Зависимость от капризов хозяина - вот, что было самым чудовищным. В фильме «Крепостная актриса», несмотря на легкомысленный тон повествования, явлен весь ужас артисток перед вздорным нравом Кутайсова.


Общий вид театра в Останкино.
Источник - https://typical-moscow.ru/


Крепостной балет в Кусково. Скан.
Источник - Энциклопедия балета. Гл. ред. Ю. Н. Григорович. – Москва : Советская энциклопедия, 1981.


Кстати, в фильме показано явное отличие парижской моды конца 1790-х – начала 1800-х – от русского платья. Павел I так ненавидел якобинство и вообще – Францию, что законодательно воспретил …французские моды. Исключение делалось лишь для иностранцев. Так, отдельным указом упразднялись «круглые шляпы», то есть цилиндры, только что вошедшие в обиход. Также анафеме подверглись фраки, длинные панталоны (русские вельможи носили штаны-кюлоты до колен), стрижки и бакенбарды. Русский человек обязывался носить пудреный парик. Поэтому Андрей, понаехав из Европы, заявляется во фраке и плаще-крылатке, а Кутайсов и его гости – в париках и камзолах.


Отличие русской моды павловского периода (1800!!!) от европейской (1795).


В фильме «Крепостная актриса» зашифровано много смыслов и явлений – культурологических, исторических, социальных. Кстати, дети у того Кутайсова получились вполне цивилизованные и приличные – самый известный из его отпрысков – Александр Кутайсов. Храбрый офицер, он погиб в Бородинском сражении. Поэт Василий Жуковский (тоже с турецкими корнями!) писал о нём: « А ты, Кутайсов, вождь младой… / Где прелести? Где младость? / Увы! Он видом и душой / Прекрасен был, как радость». Младшая дочь Кутайсова - Надежда вышла замуж за одного из Голицыных и оставила ценные воспоминания о Польском восстании 1830-1831 гг. В общем, всё кончилось хорошо - и в фильме, и в жизни.

Zina KorZina (c)


Автор
ЭХ, ПРОКАЧУ!
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе