Кровавая пятница

С 15 ноября 1905 года по 7 января 1906 года продолжалась забастовка на Ярославской Большой мануфактуре. Рабочие требовали введения восьмичасового рабочего дня, дополнительных социальных гарантий, а также увеличения зарплаты на 30 - 45 процентов. Руководство забастовкой осуществлял стачечный комитет.
Городская дума приняла постановление о выделении шести тысяч рублей для рабочих Ярославской Большой мануфактуры. Однако это постановление не было выполнено. Положение бастующих рабочих осложнялось. Поэтому было принято решение организовать 9 декабря 1905 года, в пятницу, общегородскую демонстрацию и потребовать выделения денег.

Митингующие хотели предъявить свои требования ярославскому губернатору А. А. Римскому-Корсакову, а также провести митинги у зданий городской думы и вице-губернатора.
Однако демонстрация рабочих была расстреляна. Уже на следующий день "Северный край" подробно освещал эти события. Именно в "Северном крае" впервые появился термин "кровавая пятница", который отныне стал обозначать одно из самых трагичных событий в истории города.

ВЧЕРА на Воскресенской улице города Ярославля разыгралась кровавая драма, при одном воспоминании о которой сердце леденеет.
Многотысячная толпа рабочих с Большой мануфактуры со знаменами, красными и черными флагами и боевой дружиной впереди двинулась с фабрики в 12 часу дня по направлению к городу, снимая с работ рабочих и служащих попадавшихся на пути фабрик и заводов, казенных и правительственных учреждений. Таким образом были сняты за Которослью Вахрамеевская фабрика, Комаровский и другие заводы.
В город толпа пришла в первом часу. Сняв казенную палату и управление Вологда-Вятской железной дороги, она двинулась по Большой линии на Угличскую по направлению к Ильинской площади, где сняла с работ окружной суд и контрольную палату.
Отсюда манифестанты двинулись к городской управе и почте. Оставив небольшую группу для снятия с работ служащих в городской управе, толпа двинулась по Воскресенской улице к Спасским казармам. Здесь она остановилась,
Казаки прискакали на взмыленных лошадях. Впереди был офицер. Большая часть толпы манифестантов дрогнула при виде казаков и побежала по разным направлениям. Остались на месте боевая дружина, над которой развевались знамена и флаги, и толпа в несколько сот человек. Эта группа стояла на углу Ростовской и Екатерининской улиц у дома Смолина.
Со стороны казаков раздался сигнал: приготовиться к стрельбе. Из боевой дружины рабочих раздались крики и угрозы. Они готовились дать отпор казакам.
Часть последних, отделившись от отряда, с гиканьем и какими-то дикими криками с поднятыми нагайками помчалась на рабочих. Рабочие дали залп из револьверов, причем оказался серьезно ранен подъесаул Андреев, а также несколько лошадей. Казаки дрогнули и бросились врассыпную по направлению к Цареградской гостинице. В это время другая часть казаков со стороны Власьевской церкви открыла стрельбу пачками по рабочим.
Рабочие рассеялись. На месте остались двое убитых и трое тяжелораненых.
Казаки бросились за убегающими рабочими по направлению к почте, непрерывно стреляя. Тут был убит еще один из манифестантов, пораженный в голову, и несколько человек ранено. Казаки продолжали преследовать толпу по Которосль- ной набережной. Вслед за тем явилась полиция во главе с помощником полицмейстера и урядниками на лошадях.
Принялись подбирать раненых. На углу у дома Смолина лежало несколько человек. У дома Маклакова лежало двое убитых, убитый лежал у входа в казармы, все трое - рабочие. На дворе Смолина лежал убитый чиновник казенной палаты Колотошин. Много легкораненых рабочих разбрелось по соседним домам.
В доме Маклакова, в нижнем этаже, сделана была перевязка трем раненым. В доме Смолина перевязали двоих рабочих. Раненый студент Федоров был отправлен из этого дома в земскую управу для перевязки.
В губернской земской управе сделали четыре перевязки. Две перевязки сделано в почтовой конторе рабочим. Ранены один в грудь, другой в грудь и руку. Большое количество раненых отправлено в земскую и фабричную больницы.
В общем, ранено человек до пятнадцати. Из раненых один рабочий умер по дороге в земскую больницу. Случайно ранен ребенок на руках у матери. Контужен в щеку сторож Спасских казарм отскочившей от стены пулей.


По последним сведениям, полученным из земской больницы, туда доставлено шесть убитых и двенадцать раненых. Из казаков ранены трое, из них смертельно - один (к вечеру он умер). Лошадей ранено шесть. * * *
РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА.
Я живу на Воскресенской улице. Около часу дня я видел, что по улице от Ильинской площади идет процессия рабочих с флагами впереди.
Выйдя на улицу, я увидел, что знамена и значительная часть толпы остановились у дома Смолина на углу Воскресенской и Екатерининской улиц. Я остановился на противоположной стороне улицы у дома Косогоровой и слышал, что оратор говорит речь. Толпа была совершенно мирно настроена, среди рабочих было много обывателей.
Внезапно в толпе раздался гул, крики, началось движение, вернее, бегство. Я не успел опомниться, как толпа понесла меня вперед. Обернувшись, я увидел из-за голов, окружавших меня, казаков на Воскресенской улице со стороны Ильинской площади. Стоявшие у ворот дома Косогоровой бросились на ворота, куда попал и я.
На дворе оказалось несколько десятков человек, многие хотели скрыться в доме, но входные двери во все квартиры моментально оказались запертыми. Почти сейчас же с улицы стали слышаться выстрелы, сперва непрерывная трескотня выстрелов, а когда она кончилась, продолжались отдельные выстрелы.
Через несколько минут после первых залпов во двор привели под руки раненого рабочего. Левая нога его была в крови. Обессиленный, он опустился на снег. Чтобы сделать перевязку в квартире, несколько человек сломали замок входной двери в одну из квартир и внесли туда раненого.
Случившийся в числе бывших на дворе врач начал на полу делать раненому перевязку. Внизу живота оказалась пулевая рана, крови было немного, но пуля осталась внутри. Другая рана на ноге, легкая, пуля скользнула по коже, оставив ссадину и ожог
Пока делалась перевязка, раненый слабым голосом говорил: "И за что убили? Шли мы тихо, спокойно. Оратор нам говорил: пойдем попросим, чтобы выпустили арестованных, а если не выпустят, разойдемся. У меня жена, четверо детей, я человек мирный, беспорядка мы не делали".
Он оказался рабочим с Карзинкинской фабрики Иваном Федоровичем Клюквиным. Жена его, Мария Николаевна Клюквина, живет в девятом корпусе на Карзинкинской фабрике, каморка № 13, с четырьмя детьми.
После перевязки раненый был передан своему товарищу, рабочему Карзинкинской фабрики, для перевозки в фабричную больницу N.2.
ЖЕСТОКИЕ.
Первое время после вчерашней стрельбы казаков по рабочим для раненых не могли добыть извозчиков. Они отказывались везти раненых. Только по требованию явившейся полиции извозчики соглашались везти убитых и раненых в земскую больницу.
* * *
НА УЛИЦАХ. Весть о резне и убийствах у почтово-телеграф-ной конторы мигом облетела город. Встревоженные обыва-тели вышли на улицу. Магазины в городе и по улицам закрылись. Настроение тревожное. Везде кучки народа.
8  ЗНАК ТРАУРА по жертвам
9 декабря электрический трамвай весь день не действовал.
ВЗАМЕН ВЕНКА на гроб убитых борцов в кровавой бойне 9 декабря сотрудниками "Северного края" собрано в пользу семейств погибших 33 рубля 50 копеек.

"СЕВЕРНЫЙ КРАЙ" 100 ЛЕТ НАЗАД
кандидат исторических наук
Руслан СМИРНОВ.

Названия улиц:
Большая линия - сейчас Комсомольская;
Воскресенская - Революционная;
Ростовская и Екатерининская - Андропова;
Угличская - Кирова;
Ильинская площадь - Советская площадь.
Номера газеты предоставлены ГАЯО.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе