Максим Дмитриев: светописец русских типов

Этот фотограф стал основателем этнографического репортажного жанра в русском фотоискусстве.

Благодаря мастеру Дмитриеву наш современник может увидеть, как на самом деле страдала деревня в неурожайные годы, как выглядели типы и быт разных народов, субэтносов и даже социальных слоев России, что мы потеряли из поволжской архитектуры, и многое другое.

Максима Дмитриева можно причислить к замечательной нижегородской школе фотографии, хотя сам он родом из Тамбовской губернии, а в фоторемесло пришел в Москве: в 15 лет попал подмастерьем в фотоателье Настюкова. Быстро освоив ремесло ретушера, он также получил воскресное художественное образование в Строгановке.

Карьеру Дмитриева не назовешь молниеносной. Слава к нему приходит лишь в 30 лет. В 1886 году открывает успешное ателье в Нижнем Новгороде, два года спустя для Нижегородской губернской ученой архивной комиссии снимает памятники старины волжского края. В 1891 и в 1892 гг. объездил многие местности, охваченные голодом и выпустил альбом "Неурожайный 1891 - 1892 год в Нижегородской губернии". Примерно с этого времени к нему приходит международное признание в профессиональном сообществе.

В начале XX века Дмитриев увлекся съемками русских типов: снимал ночлежные и работные дома, бурлаков, богомольцев, в торжественные случаи его приглашали и на важные официальные мероприятия в том числе с участием царя. Именно поэтому большая часть негативов, относящихся к царскому времени была изъята властями. Но сохранилось очень многое. Типы православных верующих из его альбомов мы собрали в этой галерее.

Колокольные ряды на ярмарке

Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь

Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Богомольцы, идущие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь

В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре

Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре

Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре

Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым

Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда

Закладка Спасской церкви в Нижнем Новгороде

Макарьевский Желтоводский монастырь. Святые ворота

Монахини у колодца в Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде

Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Группа монахинь на паперти

Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Паперть церкви Святителя Николая Чудотворца

Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым

Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь

Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь

Святой источник в Саровском мужском монастыре

Соборный храм Святой Троицы в Макарьевском Желтоводском монастыре

Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Странники

Странники на пути в Саровский мужской монастырь

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде

Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре

Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд

Типы старообрядцев. Семеновский уезд

Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде

Чернухинский скит. Уставщицы

Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе