Нас охраняли немцы с овчарками

Родилась я в 1934 году в деревне Сосница под Старой Руссой Новгородской области. Мне было 5 лет, когда отец ушел на Финскую войну. Писем от него не было. А потом началась Великая Отечественная война. Немцы приближались к Старой Руссе.

Пришлось рыть землянки. Немцы построили себе бараки, а для нашего устрашения – виселицу посреди деревни, чтоб не бегали к партизанам, которые находились неподалеку в лесу.

Потерпев поражение под Москвой, фашисты стали отступать от Старой Руссы. Всех жителей нашей деревни они отвезли в Литву. Местные зажиточные хуторяне отбирали здоровых и работоспособных для работы на скотных дворах. Наша семья – мама, бабушка и я – тоже стала работать на хуторе. Спали мы на топчанах, на соломенных матрасах. Так и жили до марта 1943 года.

Как­то раз хозяина вызвали в волость. Вернувшись, он сказал, что мама поедет в Германию, а я с бабушкой останусь у него. Мама, заплакав, бросилась хозяину в ноги с просьбой не разлучать ее с семьей. Он пнул ее ногой в живот. Но потом все­таки разрешил меня взять, а бабушку оставил. Сначала нас привезли в Польшу на пересылочный пункт, а оттуда отправили в Германию. Всех поместили в бараки. Так мы оказались за забором с колючей проволокой. Нас охраняли немцы с овчарками и автоматами. Взрослых выгоняли ежедневно на работу, а мы, дети, плакали, боялись, что наши мамы не вернутся к нам. Мне шел уже девятый год, я чувствовала себя взрослой и очень боялась за маму.

А однажды меня и маму направили в поместье к богатому немцу. Нас поселили в доме, где жили пленные русские и поляки, и разрешили под присмотром брать овощи со склада, а хлеба давали 600 граммов на неделю! Как­то раз мама упала и повредила ногу. Хозяйка тут же отправила ее в больницу и приказала, чтобы меня возили к ней один раз в неделю. Еще она подарила мне три платья.

В апреле 1945 года русские войска вступили на территорию Германии. Нас погрузили на подводы и отправили на пересылочный пункт. Все кричали: «Победа! Победа! Салют Победе!».

Как мы ехали дальше, не помню, потому что я заболела тифом и очнулась в больнице на родине. А когда мы с мамой наконец­то приехали в Старую Руссу, там нас ждала бабушка. Оказывается, она пришла пешком из Литвы. В лесу бабуля нашла бродячую корову. Эта коровушка спасла нас от голода, мы ее лелеяли как дитя. А потом вернулся отец. Оказалось, он попал в плен, и освободившись, служил в хозяйственных частях. Сколько ему пришлось выслушать упреков, нелицеприятных слов в свой адрес! Со временем пленных реабилитировали, но на это ушли годы. Как чувствовал себя отец все это время? До этого никому не было дела...

После войны жизнь потихоньку стала налаживаться. Окончив семилетку, я поступила в Ленинградский техникум зеленого строительства и в 1956 году приехала по распределению в Ярославль, стала работать на радиозаводе и еще занималась озеленением. Мы сажали деревья на улицах Щепкина и Индустриальной, территории радиозавода, на улице Звездной. Эти деревья давно выросли. Я и другие люди моего поколения оставляем их на память вам, детям и правнукам мира.

Записала Валентина КОРМАНОВСКАЯ, педагог­организатор комнаты школьника «Уют


Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе