Научиться уважать свою страну

Популярный московский ученый видит в ярославской истории ключ к пониманию России


Ярославский край, где многое дышит живой и подлинной стариной, издавна привлекает к себе внимание людей творческих, ищущих.

Среди них – Николай Борисов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России до начала XIX века МГУ им. М.В. Ломоносова, член Союза писателей. Его перу принадлежат биографические исследования в известной серии «Жизнь замечательных людей», посвященные Ивану Калите, Ивану III и, что особенно важно для ярославцев, нашему земляку Сергию Радонежскому, а также путеводители «Окрестности Ярославля», «Ярославское Заволжье», «Малые города Верхневолжья» (Рыбинск, Мышкин, Пошехонье). Сегодня Николай Борисов – наш собеседник.


– Николай Сергеевич, историческая наука в совет­ский период была поставлена в жесткие идеологические рамки, которые затем были отброшены. А что, на ваш взгляд, происходит в ней сейчас: развитие, стагнация или сдача позиций?


– Развитие исторической науки происходит всегда. В советское время особенно успешно разрабатывались социально-экономические сюжеты. Марксистская методология была весьма продуктивна в этой сфере. Сегодня на первом плане – политическая история, история культуры и в особенности Русской православной церкви.


В целом сейчас хорошее время для историков. Отсутствие идеологических рамок позволяет каждому исследователю иметь собственную философию. Или, отказавшись от всякой философии, заниматься чистой фактологией. Думаю, такая ситуация не может продолжаться долго. История – это часть идеологии. Как только появится новая государственная идеология – появятся и формальные или неформальные директивы для ученых.


Не питая симпатии к любой цензуре, все же считаю необходимым вспомнить слова Ломоносова: «Академики не суть художники, но государственные люди». Думаю, Михаил Васильевич имел в виду ответственность ученого перед обществом. Это касается и историка. Он не должен превращаться в прислужника той или иной политической силы. И в этом смысле обязан сам стать цензором своих высказываний и построений.


– Вы занимаетесь древнерусской историей. В ней много «белых пятен», дискуссионных проблем. Появляются ли новые исследования, находки, серьезно дополняющие наши представления об этом периоде?


– Сегодняшнее новое в отечественной истории – это хорошо забытое старое. Мы вновь обращаемся к идеям Соловьева и Ключевского с их трезвым скептицизмом и любовью к факту, пристальным вниманием к природно-климатическому фактору и роли личности в истории. Среди крупнейших современных исследований хотел бы отметить фундаментальный труд академика Л. Милова «Великорусский пахарь» (Москва, 2006). Это оригинальная и стройная концепция отечественной истории на богатом фактическом материале. Много нового приносят ежегодные раскопки в Новгороде экспедиции академика В. Янина. Для широкого читателя, а также и для специалистов отрадным стал расцвет биографического жанра. Интерес к истории сегодня огромен. Но, к сожалению, цены на книги установились такие, что многие люди их не в состоянии приобретать. А читать литературу с экрана компьютера и не всегда возможно, и далеко не так приятно, как держать книгу в руках.


– Сейчас жизнь быстро меняется, а вместе с ней и люди. Нам порой сложно понять менталитет живших еще лет 50 назад, а тем более в ХIII – ХIV веках. Каково главное отличие в мировосприятии средневекового человека от современного?


– На этот вопрос трудно ответить коротко и просто. Ведь человек – очень сложная и противоречивая система. Средневековый человек знал меньше, чем сегодня первоклассник. Но это не значит, что он был глупее нас. Однако его мышление было более прямолинейным. Он был более эмоционален, доверчив и откровенен, чем современный человек. Ему жилось гораздо труднее, чем нам. Мир вокруг был полон таких опасностей, от которых мы сегодня почти избавлены – голод, чума, усобицы, набеги кочевников, огромная детская смертность.


– В 2010 году в издатель­стве «Молодая гвардия» увидела свет ваша новая книга «Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья», в которой органично переплелись эпоха Николая I и наши дни. Это попытка познать Россию?


– Думаю, это слишком громко сказано. Мне просто хотелось разбудить в современном человеке любознательного путешественника по своей стране. Такими были все наши великие люди золотого века. Для путешествия по России нужны определенные знания – истории, архитектуры, географии. Тогда дорога оживает воспоминаниями и художественными образами. Полезно, конечно, разговаривать с людьми, вникать в их жизнь и проблемы. Все это не только увлекательно, но и необходимо, для того чтобы примириться со своей державой. Россия – сложная страна. В ней много такого, от чего хочется убежать на край света, хоть в Австралию. Но лучше все же остаться дома и научиться понимать Россию, сочувствовать ей. А там, глядишь, и до любви недалеко. Хотя, конечно, временами все же хочется в Австралию…


– Кстати, в этой работе значительное место отведено Ярославскому краю. Как историк Николай Борисов по­дружился с Ярославией, и что она значит для него?


– Я родился в Ессентуках, но вырос в Москве и Подмосковье. Мое знакомство с Ярославской губернией началось с Ростова Великого, куда в юности часто ездил в качестве экскурсовода с московскими автобусными группами. Со временем я научился обходиться без экскурсий, но без Ростова Великого и всего того, чем пленила меня Ярославская земля, уже жить не смог.


Многие путешественники прошлого отмечали, что Ярославская губерния – самая благополучная, многолюдная, красивая часть России. Здесь – корень русской нации и русской культуры. Тут в каждом селе – каменный храм, а то и усадебные постройки, парк с липовой аллеей и прудом. И за этими руинами – богатая история, незаурядные люди, драматические судьбы. Я много путешествовал по Ярославской, Костром­ской и Вологодской губерниям. И каждое путешествие дарило радость маленьких открытий. Помню, как восторгался, обнаружив совершенно случайно усадьбу знаменитого историка М. Щербатова в селе Михайловском под Ярославлем. Никто из местных экскурсоводов и даже музейщиков не знал тогда о ней. И никакого памятного знака, памятной доски там не было. Конечно, я люблю не только забытые деревни, но и сам Ярославль с его фантастическими храмами и бесконечным плетением росписей, с его неторопливой набережной и даже с его архитектурными нелепостями. Есть в этом городе какое-то старинное достоинство и русский, волжский размах.


– Есть ли у вас заветное место в нашей области, куда хочется возвращаться вновь и вновь?


– В Ярославской области я знаю много замечательных мест. Всегда радуюсь возможности побывать в Борисоглеб­ском монастыре. Мечтаю не спеша поглядеть на Дивную церковь в Угличе, обойти ее кругом. Люблю побродить среди избушек и всякой исторической рухляди в хозяйстве Владимира Гречухина в Мышкине… Этот ряд могу продолжать долго.


– Проблема охраны нашего исторического наследия стоит достаточно остро. Вот и возникают извечные вопросы: кто виноват и что делать?


– Когда-то писатель Василий Розанов сказал: «Главная беда России в том, что она не уважает сама себя». Это глубоко верно. Вот и ответ: нужно понемногу учить жителей России уважению к самим себе и своей стране. Для этого есть много самых разных возможностей. Главное – было бы желание.


Борис КУФИРИН


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе