О попытках придумать России другую историю, чтоб была краше прежней

«Танкам дорога не нужна – танкам нужна боевая задача».


На днях имел беседу с деятелем отечественной культуры. Хороший малый – с правильной биографией и честными намерениями. Он поделился своими творческими планами. В них фигурирует создание литературного художественного произведения. Исторического романа. Для юношества. Для поднятия боевого духа и обострения гордости за Родину.


Поэтому роман задуман… про этрусков. В обоснование творческого замысла приводится следующий набор аргументов: «Чтобы наша молодёжь была готова за Родину воевать, она должна знать об истоках, откуда пошли Русские… Вот ты знаешь?.. Кто такие вообще Русские?.. Ведь от нас скрывают… Ты что, за норманнскую теорию разве?.. А что такое, по-твоему, Русский каганат?.. А то до чего дошло – они говорят, что Вторую мировую выиграли американцы, а мы ни при чём… А между тем наши предки, этруски, основали Рим… Я недавно прочитал одного учёного-историка – там это доказано… И никто об этом не говорит!.. Мы должны показать, что у Русских такая история, которая лучше всех, а то нам все говорят, что у них древняя культура, а у нас так себе…» (Разговор был, понятно, устный. Но я уверен, что «Русские» имелись в виду именно эти – с большой буквы. Это так у Истинных Патриотов сейчас принято).

У меня были попрошены консультации и вообще – что я на эту тему думаю.

Пришлось сказать правду.

Воспроизводить эту правду дословно на публичном ресурсе не представляется уместным.

В общем, романа об этрусках не будет.

Почему я счёл нужным отговорить от подобной затеи хотя бы одного хорошего человека?

Дело в том, что подобная благонамеренная попытка искусственно разукрасить фломастерами чувство патриотизма, по сути, ничем не отличается от вредительского потопления его в мерзостях – как имеющихся в реальности, так и придуманных. Оба этих творческих метода являются производными от признания России (её истории, её культуры, её народа) априори ущербной, вторичной и несуразной по отношению к Западу как истинному очагу цивилизации и благолепия. У них даже выразительные средства совпадают: ведь и по страницам «Архипелага», и по кадрам «Цитадели» и «Служу Советскому Союзу» щедрым глянцевым слоем размазаны сопли о «любви» к никчёмной рашке.

Эти страницы, кадры и сопли – не более лживы, чем условные «этруски». И в настоящий момент даже вряд ли более губительны для сохранения русского культурного кода.

Повторяю: приукрашивание русской истории и действительности является всего лишь благонамеренной разновидностью интеллигентской рефлексии по поводу мифов об исконной русской ущербности и отсталости. Просто одни начинают с радостным визгом эти мифы доказывать посредством «художественной правды», а другие в отместку забубенивают мантру, что «Россия – родина слонов» и «Русские основали Рим».

Из этой благонамеренности произрастают тонны макулатуры про «попаданцев» и километры киноплёнки об уланах на дирижаблях, призванные в лучшем случае опоэтизировать и тюнинговать Россию до неузнаваемости и отвращения, исправить «художественной правдой» её недостаточную няшность и кузявость.

Кстати, обратите внимание: чуть ли не единственная несомненная удача в жанре «попаданцев» – «Мы из будущего». Потому что там наши юные современники не «улучшают» своих предков 42-го года, а наоборот – реальная русская история улучшает их, делает людей из неуклюжих биозаготовок.

Все остальные попытки «приукрашивания» вызывают, как правило, чувство неловкости – независимо от степени талантливости авторов.

Секрет заварки очень простой: придумать России историю величественнее той, что и так у неё есть, – в принципе невозможно.

Благонамеренным деятелям искусства надо просто смириться с таким вот своим простительным творческим бессилием – и сделать своими героями реальных людей в реальной истории реальной страны. Это, конечно, неизмеримо сложнее, чем придумывать фантастическую белиберду: надо совершенно прозаически знать, изучать и понимать. Знать, изучать и понимать историю, факты, закономерности, характеры, мотивацию. Как, между прочим, сделал один из немногих энтузиастов на этом поприще – нынешний министр культуры Владимир Мединский в «Стене», как сделали авторы фильмов «Матч» или «Пять невест».

А даже если что и было в нашем прошлом непрезентабельного – мы этого уже не изменим и не улучшим.

Мы можем изменить и улучшить только будущее – для этого нам дано настоящее.

Только никакие мифические «этруски» нам здесь не помогут.

Андрей Сорокин

Издательский директор группы "Однако". Родился в 1968 г. в Брянске. В 1990 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в изданиях «Советская молодежь», «Час» (Рига, Латвия), «Независимая газета», «Красная звезда», "Профиль", "Промышленник России" (Москва)

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе