Пакт Рериха: Как великий художник спасал искусство

15 апреля во всем мире отмечается Международный день культуры, праздник, переоценить значение которого для развития общества просто невозможно.
Знамя Мира - символ, созданный Николаем Рерихом для защиты культурного наследия человечества


Эта дата появилась благодаря деятельности русского художника, философа и путешественника Николая Рериха. Он посвятил свою жизнь заботе о сохранности культурного наследия, и в 1935 году по его инициативе был подписан пакт об охране произведений искусства во время военных действий. Сегодня мы вспоминаем о судьбе этого удивительного Человека!


Ангел Последний, Николай Рерих


Так называемый Пакт Рериха был заключен накануне Второй мировой войны и стал единственным документом, который регулировал процесс защиты художественных ценностей во время вооруженных конфликтов. По мысли великого философа, именно культурное наследие должно объединять народы, духовность содействует развитию и совершенствованию человечества. Пакт был подписан представителями 21 государства в Вашингтоне, но, согласно его положениям, к договору в любое время могли присоединяться и другие страны. Над составлением документа Николай Рерих работал с 1928 года, и колоссальный труд увенчался успехом.


Мадонна Орифламма, Николай Рерих


Для защиты художественных объектов Николай Рерих предлагал использовать особый символ - Знамя Мира. Его он изобразил на полотне Мадонна Орифламма. Это белое полотно, на котором выведены три амарантовых круга, помещенных в кольцо, символизирующее Вечность (круги в свою очередь выступают символами прошлого, будущего и настоящего нашей цивилизации).


Голубиная книга, Николай Рерих


Гонец. Восстал род на род, Николай Рерих


Если говорить о судьбе Николая Рериха, то нужно отметить его фантастическую преданность делу своей жизни - охране искусства, философии и живописи. Мастерству рисунка Рерих учился у Архипа Куинджи, философию он постигал, путешествуя по Азии. Российский мыслитель задался целью повторить путь Будды и отправился в тяжелейшую экспедицию, пролегавшую по горам и бескрайней пустыне. Ему удалось пройти 25 тысяч километров, и все это время неутомимый художник находил силы для работы над картинами. За 4 года путешествий он сформировал коллекцию из боле чем 500 полотен, а также привез с собой артефакты, найденные в пути (минералы, редкие травы, восточные диковинки и древние рукописи). 


Гималаи. Розовые горы, Николай Рерих


Знаки Христа, Николай Рерих


Николай Рерих много лет прожил в Западных Гималаях, за что его часто называли русским другом Индии. Там он обосновался с женой - Еленой Шапошниковой, происходившей из рода великого полководца Кутузова. При поддержке жены он открыл институт в Гималаях, здесь долгие годы трудилась и Елена, занимая должность почетного президента.


Знамя грядущего, Николай Рерих


Суздаль. Монастырь Александра Невского, Николай Рерих


Философские и религиозные взгляды Рерихов противоречили советской идеологии, поэтому путь на родину после революции для них был закрыт. Ожидая удобного случая вернуться, они прожили много лет в Гималаях. Решение вернуться было принято после окончания Второй мировой войны. Однако этим намерениям не суждено было исполниться, художник ушел из жизни, не дождавшись ответа на запрос о визе. К слову, советские власти его приезд так и не одобрили.


Тень Учителя. Тибет, Николай Рерих



Конфликт творческой интеллигенции и Советской власти - тема, которой посвящен фотоцикл "Особый период". В обзор вошли редкие фотографии 1917 - 1938 годов.



Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150416/29182/
Автор
Kulturologia.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе