Победоносцев Константин Петрович

Константин Петрович Победоносцев.
Выдающийся государственный деятель, сенатор,  обер-прокурор Святейшего Синода, Действительный тайный советник, юрист, профессор, писатель-публицист, переводчик, издатель книг по истории и юриспруденции, а также по вопросам педагогики и религиозной жизни.

Родился 21 мая 1827 года в Москве, в многодетной семье профессора Московского университета, как сам Победоносцев характеризовал её – «благочестивую, преданную царю и отечеству, трудолюбивую».

Отец готовил сына к священническому служению (дед был священником), но юноша избрал иную стезю – поступил и блестяще окончил Училище правоведения, после чего начал службу в московских департаментах Сената, а также читает лекции в Московском университете. Его курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.

В 1861 г. Константин Петрович был приглашён преподавать законоведение великим князьям, в первую очередь – наследнику престола Николаю, а позже сопровождал цесаревича в поездке по России и, как он сам пишет, «я стал известен в правящих кругах, обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен».

В 1868 г. Победоносцев стал сенатором, в 1872-м – членом Государственного совета и «тут получил возможность высказывать вслух всем свои мнения по государственным вопросам,— мнения, коих никогда ни от кого не скрывал. Так, мало-помалу приобрел я репутацию упорного консерватора — в противодействии новым направлениям и веяниям государственных либералов».

В конце 1870-х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. Победоносцев теперь был убежден в ложности идей парламентаризма, свободы печати, демократии. Видел в православии консолидирующее национальное начало, органически слитое с монархизмом и государством, в укреплении которого Победоносцев видел высший смысл общественной деятельности.

В 1880 году был назначен обер-прокурором Святейшего Синода, и в этой должности пребывал в течение 26 лет. Победоносцев остался противником восстановления патриаршества, которое, как он считал, могло ограничить власть царя и созыва Поместных соборов, которые могли стать проводниками ненавистного Константину Петровичу парламентаризма. А ещё он выступал против канонизации святого Серафима Саровского, что, однако, произошло и без его решения по повелению императора. Также Победоносцев боролся с другими религиями и сектами на территории России, считая, что только православие имеет право на существование в империи.

Константин Петрович был настоящим патриотом и гражданином своего государства, и главной целью своей жизни видел сохранение России от потрясений, а самодержавие – от изменений. Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания. Лишь православная вера, которую русский народ «чует душой», способна дать целостную истину.

С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную западную демократию «великой ложью нашего времени».

Свои консервативные, реакционные и монархические взгляды он не стеснялся не только отстаивать, но и продвигать в своей политике. А ещё ему приписывают слова, сказанные Николаю II:

«Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет…».

Константин Петрович как огня боялся любых перемен и терпеть не мог демократию и парламентаризм, даже написал об этом труд под названием «Великая ложь нашего времени».

В начале ХХ века влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. А после событий 1905 года, когда он не поддержал Манифест 17 октября, провозглашавший политические свободы и создание Государственной Думы, Победоносцев был отправлен в отставку.

Через два года  10 марта 1907 года Константин Петрович скончался. На прощание к учителю и наставнику его воспитанник Николай II не явился…

Фигура Победоносцева, как сообщал «Исторический вестник», глубоко противоречива:

«К его имени в течение слишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нём видели ангела-спасителя России, другие — её злого гения. Безразлично к нему никто не относился».

«Победоносцев К.П., злой гений России, советник реакции трёх императоров, беспринципный бюрократ, неверующий глава духовенства, развратный страус нравственности, подкупной ревнитель честности. Главный виновник разложения православной церкви. Выведен Л. Толстым в Каренине, чего не мог простить Толстому и выместил отлучением последнего от церкви»,
– писал В.П. Обнинский, деятель конституционной партии.


Александр Блок:
«В те годы дальние, глухие В сердцах царили сон и мгла; Победоносцев над Россией Простёр совиные крыла. И не было ни дня, ни ночи, А только – тень огромных крыл; Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи Стеклянным взором колдуна.


Клеймо реакционера закрепилось настолько прочно, что даже П.Н. Милюков, лидер кадетов, министр Временного правительства, а затем один из идейных вождей эмиграции, так отзывался о нём, характеризуя взгляды служителей церкви и консервативных кругов общества:

«Крайние правые и здесь исполняли веления власти, закостеневшей в сохранении традиции. При Александре III и Николае II (до 17 октября) блюстителем этой традиции был учитель и советник обоих царей, сухой, упрямый фанатик, получивший недаром прозвище Торквемады, К.П. Победоносцев, принципиальный враг всего, что напоминало свободу и демократию».

Любопытно, что философ С.Л. Франк сближает его с большевиками (писано в 1905 г., но современный читатель вправе сопоставить сказанное и по отношению к нынешним «демократическим» правительствам):

«Не только бюрократия и реакционные элементы, но и часть революционно настроенных кругов общества являются верными учениками политической философии Победоносцева и Плеве. Они полагают, что насилием и принуждением можно сделать всё; им кажется, что стоит только устранить власть или захватить её в свои руки, чтоб перестроить по своему желанию весь общественный порядок, не считаясь с тем, что думают и как чувствует большинство общества. Такова, например, позиция, на которую решительно и открыто встала за последнее время русская социал-демократия, забыв уже о всяком марксизме, отбросив в пылу борьбы самые глубокие и плодотворные идеи Маркса о значении соотношения общественных сил  в политике, о невозможности предупредить или изменить путём декретов органическую эволюцию общественного порядка».


«Большая ложь нашего времени», – главный труд К.П. Победоносцева, фрагменты которого здесь представлены; и всякий непредубеждённый читатель заметит, сколь многое предвидел Константин Петрович в характере демократии как общественного строя, и о многом верно предостерегал.

Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе