«Предъявите билет!» Из истории общественного транспорта Ярославля 1

Большую часть ярославской истории все расстояния в нашем городе преодолевались преимущественно пешком. О такой роскоши, как общественный транспорт, не приходилось даже мечтать.
Однако за последнюю сотню лет ярославцы успели настолько привыкнуть к трамваю, автобусу и троллейбусу, что почти не замечают этих скромных трудяг. «Родной город» решил исправить эту несправедливость.

Трамвай из Бельгии
Как известно, еще в 1860‑е годы жители Лондона и Нью-Йорка открыли для себя удобный и доступный вид транспорта – метро. В это же время в Санкт-Петербурге появляется конка – городская железная дорога на конной тяге. В Ярославле же монополистами в деле пассажирских перевозок по‑прежнему выступали расторопные извозчики. Лишь XX век разбудил патриархальную тишь ярославских улочек, но тут уж наши земляки решили догнать прогресс одним махом. В отличие от столиц Ярославль сразу решил обзавестись электрическим трамваем – самым современным на тот момент видом общественного транспорта.
Услуги по организации трамвайного движения ярославцам предложило «Бельгийское анонимное общество электричества и тяги». Близ Вознесенских прудов (ныне это перекресток ул. Свободы и Чайковского) были выстроены «питательная станция» и депо, а по главным улицам протянулись трамвайные рельсы. 18 декабря 1900 года ярославский трамвай впервые вышел в рейс. После торжественного молебна в здании депо «отцы города» разместились в четырех украшенных флагами вагонах и на глазах восхищенных ярославцев отправились на праздничный завтрак в Городскую Думу.
Поездка на трамвае (особенно на открытой площадке) обходилась намного дешевле, чем услуги извозчика, и новый вид транспорта был встречен в городе с энтузиазмом. От желающих прокатиться на «трезвоне» не было отбоя. Не пугали ярославцев даже предостережения желтой прессы о «бесовской силе, которая таится в электричестве и неведома не только глазу, но и душе». И комфорт передвижения, и заливистые звонки, и форменная одежда вагоновожатых стали настоящей сенсацией для нашего городка. Вот только ехать «с ветерком» пока не удавалось. Скорость трамвая не превышала 8 км / ч, а останавливался он у каждого столба. Поначалу остановки производились по каждому требованию, но даже когда Дума официально закрепила остановочные пункты, «трезвон» не стал быстрее. Судите сами: от Власьевской площади (ныне пл. Волкова) до Сенной (ныне пл. Труда) дореволюционный трамвай умудрялся сделать целых 6 остановок. Неудивительно, что путеводитель предупреждал неискушенного пассажира: «пользуясь трамваем, надо иметь в виду достаточный запас времени».

Маршруты диктует время
Вскоре город расчертила сеть трамвайных линий, и каждая носила звучное имя. «Московский» маршрут курсировал через Американский мост и связывал центр с железнодорожным вокзалом. «Волжский» шел от Богоявленки и спускался по Воздвиженскому (ныне Флотскому) съезду к шумным пристаням. «Федоровский» спешил на Ярославскую Большую мануфактуру, а «Рождественский» следовал до станции Всполье. Кстати, последний маршрут, пролегавший по нынешней Большой Октябрьской улице, просуществовал в Ярославле более ста лет, и все мы еще помним старенькие «трешки», сновавшие на Ярославль-Главный.
В 1908 году поступило предложение проложить трамвай в самое сердце города – к Ильинской площади. Любопытно, что трамвайные пути при этом должны были проходить под Знаменской башней! Поговаривали и о пуске «Коровницкой» линии. Однако Первая мировая война, а затем революция поставили крест на этих проектах. Да и самому трамваю предстояло бороться за выживание. Не случайно крылатой стала фраза «всесоюзного старосты» М. И. Калинина: «Если в городе работает трамвай, значит, в городе действует Советская власть». После гражданской войны вернувшиеся на улицы трамваи казались символом долгожданной стабильности. Однако время диктовало новые требования, и вскоре «раскрасавец 20‑х годов», как назвал трамвай Булат Окуджава, оказался не единственным героем на трассах города.
В 1931 году в Ярославле начал курсировать первый городской автобус, следовавший от Красной площади до шиноремонтного завода на проспекте Октября. Маршрут был более чем актуален. Именно в то время на cеверной окраине города шла главная ярославская стройка первой пятилетки – возводился огромный резино-асбестовый комбинат, включавший шинный и асбестовый заводы, кордную фабрику и другие важные предприятия.

Продолжение читайте в следующем номере «Родного города».

Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе