С песней по Волге...

...или Как отмечали Первомай в Ярославле. В преддверии майских праздников мы все чаще задумываемся о том, как провести традиционные выходные, которые в этом году будут длиться дольше обычного. Для одних 1 Мая – окрашенный ностальгией День солидарности трудящихся. Для других – возможность отдохнуть на природе или потрудиться на дачном участке.

В прежние времена ярославцы, конечно, были единодушнее, шагая стройными колоннами по весенней Cоветской площади. Однако, как выясняется, даже до революции Первомай в Ярославле отмечали с размахом и изобретательностью.


Солидарны с Чикаго


Сегодня мало кто знает, почему именно 1 мая стал днем солидарности трудящихся всех стран. Праздник этот родился в Америке, а точнее, в Чикаго. 1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Реакция властей была неоправданно суровой: по сфабрикованному делу четверо рабочих-анархистов были приговорены к смертной казни. Спустя три года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира. А в 1890-х годах Первомай пришел в Россию, став негласным, но весьма популярным праздником в среде рабочих и студентов.


Обычно либерально настроенные граждане собирались с семьями и друзьями где-нибудь за городом, на природе. Такие нелегальные собрания стали называть маевками. В компании единомышленников пели «Дубинушку» и «Интернационал», обсуждали запрещенную литературу, отводили душу высказываниями в адрес властей. Однако за участие в подобном пикнике можно было попасть под надзор полиции, а то и вовсе угодить за решетку.


Опасный праздник


В Ярославле к Первомаю готовились заранее. Причем готовились оба враждующих лагеря – и демонстранты, и стражи порядка. В 1905 году, во время первой русской революции, Ярославское жандармское управление подошло к проблеме особенно тщательно. Всюду бродили упорные слухи о том, что в этот раз местные «нигилисты» устроят особенно крупную демонстрацию. Уже 30 апреля по всему городу были разбросаны печатные прокламации к рабочим и учащимся. Основная же сходка, по агентурным сведениям, планировалась за городом. Организаторами маевки выступали «известные наблюдению лица» - члены преступных кружков и организаций.


Накануне 1 Мая за город были заблаговременно направлены вой-


ска, сосредоточившиеся в излюбленных для проведения маевок местах – в Полушкиной и Горчихинской рощах, а также за Волгой, в Тверицах. Часть полицейских подразделений была «скрытно» поставлена в самом Ярославле – у пожарной каланчи и во дворе Казанского монастыря. Однако предпринятые полицией меры оказались стрельбой из пушки по воробьям. День 1 Мая вопреки прогнозам прошел спокойно. В пяти верстах от города состоялись три небольшие маевки, однако их участники возвращались в город тихо, небольшими группками. Полиции оставалось только недоумевать: где же обещанный народной молвой «сюрприз»?


Лодочная демонстрация


Гром среди ярославского неба грянул в 6 часов вечера, когда в акватории Волги на виду у гуляющей по набережной публики появилось множество лодок, заполненных ярославскими студентами, семинаристами и гимназистами. Высыпавшим на бульвар зевакам удалось насчитать 24 лодки, в которых находились около сотни человек.


Соединившись посреди реки, лодки выкинули красные флаги, а  сидевшая в них молодежь принялась во все горло распевать революционные песни, перемежая их  криками: «Долой самодержавие!» и редкими выстрелами в воздух. Толпа на набережной изу-


мленно созерцала акцию протеста, «не выражая демонстрантам сочувствия», как отмечалось позднее в рапорте ярославского губернатора А.П. Роговича.


Полиция же бросилась к берегу, чтобы разогнать дерзких юнцов. Тут-то и выяснилось, что не только власти, но и митингующие основательно подготовились к  1 Мая. С обоих берегов реки, вверх и вниз по течению, были заранее изъяты все плавсредства! Полицейские, не имея возможности разогнать «лодочную демонстрацию», вынуждены были отодвигать публику от набережной. Лишь через несколько часов казенный пароход «Рыбинск» разделил лодки и заставил их причалить к берегу.


Тем же вечером по Которосли решительно прошла еще одна лодочная «флотилия». В лодках сидели молодые рабочие с Ярославской Большой мануфактуры (ныне фабрика «Красный Перекоп»). По плану они должны были выйти к Волге и присоединиться к плавучему митингу студентов. Однако в устье Которосли фабричная молодежь была остановлена полицией, на этот раз сработавшей более оперативно. Демонстранты были вынуждены вернуться назад и расположились напротив Которосльной набережной (в районе нынешнего городка педуниверситета). Не отчаиваясь, они провели свою маевку здесь, оглашая тихие берега зычными голосами и революционными песнями.


Был Казанским, стал Первомайским


Студенты тем временем перешли к действиям на суше. Выбравшись из лодок на берег и едва успев обсохнуть, они вновь соединились, двинувшись на Казанский бульвар. Было около 8 вечера – самый разгар гуляний. Вокруг демонстрантов, идущих с песнями и флагами, постепенно собиралась толпа любопытных. В самом людном месте, у ресторана Бутлера, демонстранты остановились, не прекращая пения. Раздались возгласы: «Долой царя!»


Однако это оказалось роковой ошибкой. Читатель, наверное, помнит, что именно здесь, в двух шагах от бульвара, «скрытно» размещались полицейские отряды. Державшаяся наготове дежурная казачья часть обрушилась на митингующих и окружавшую их толпу. Досталось всем. Казачьи нагайки не пощадили никого.


На следующий день местные газеты имели весьма странный вид: их страницы пестрели белыми пятнами. Имелся, допустим, заголовок «Вчера на набережной…». Но дальше следовало пустое место, правда, иногда с подписью. Так поработала цензура, изъявшая упоминания о маевках. Времени на подготовку более политкорректных материалов у редакций уже не было, и самим своим видом ярославские газеты заговорщически намекали читателю: такая, мол, «свобода слова»…


Только в 1924 году демонстрация ярославской молодежи была вписана в летопись города. Зато, как говорится, на века: в память о событиях 1905 года Казанский бульвар был переименован в Первомайский.


Мир, Труд, Май!


В советские годы Первомай стал не только официальным, но и одним из самых главных и любимых праздников. Традиции формировались быстро. В Ярославле для проведения торжественных первомайских демонстраций (как и для осенних демонстраций 7 ноября) кардинально изменили облик центральной улицы города – Советской. На смену старинным особнякам и храмам пришли величественные дома-декорации. Огромные колонны и гигантские арки создавали великолепный антураж для шествий демонстрантов к главной площади города.


С демонстрации многие шли на субботник – традицию эту заложил еще Владимир Ильич, подняв пресловутое бревно 1 мая 1920 года. Дружной соседской компанией приводили в порядок дворы. И, конечно, неотъемлемым спутником Первомая становились пикники на природе. Даже в наши дни согласно опросам все больше ярославцев предпочитают проводить первомайские выходные именно так – на пленэре, с семьей и дружеской компанией. Как показывает практика, старая добрая маевка оказалась самой живучей традицией праздника.

 Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе