Серебряный век русской культуры: великое наследие

Серебряной эту эпоху впервые назвали в 1920-е годы.

Три десятилетия спустя, когда наследие было осмыслено, это наименование окончательно прижилось.



Хронологические рамки Серебряного века

Философ и критик Владимир Соловьёв употребил выражение «серебряный век» применительно к русской поэзии ещё в 1897 году. Но он не относил к нему тех же авторов, что и мы. Соловьёв считал, что Серебряный век в русской литературе связан с именем одного живого поэта — Константина Случевского. Тогда же философ работал над не вышедшей в итоге книгой о Серебряном веке русской лирики. Туда должны были войти статьи о Ф. И. Тютчеве, А. К. Толстом, Я. П. Полонском. Сейчас этих авторов причисляют либо к Золотому веку русской поэзии, либо к Эпохе безвременья, продлившейся до 1890-х. Полвека спустя эмигрант-литературовед Г. П. Струве продолжал отстаивать название Серебряного века за поэзией 1850−1880-х годов. Но уже тогда он был в меньшинстве.

Хронологические границы Серебряного века дискутируются. Начало более-менее определённо относят к 1890-м и связывают с появлением символизма как течения в поэзии. Конечную дату иногда относят к 1917 году, революции и Гражданской войне, иногда продляют до середины 1920-х.



Направления Серебряного века: не только лирика

Почти все деятели культуры первых двух десятилетий 20-го века относятся к Серебряному веку. Вне его иногда оставляют писателей-реалистов, наследников традиций Л. Н. Толстого. Например, Владимира Короленко или Алексея Толстого.

Когда речь идёт о культуре начала 20-го века, то поэзия Серебряного века часто затмевает остальное. Она была представлена несколькими художественными течениями и десятками самобытных авторов.

В живописи — несколько творческих объединений со своими принципами. Живописцы часто объединялись с поэтами и музыкантами для создания новых произведений. Художники Серебряного века нередко зависели от меценатов. Начало 20-го века — эпоха купцов-миллионеров, содержавших художников.

Театр развивался в соперничестве двух художественных школ — Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда. В архитектуре Серебряный век отметился появлением стиля модерн.

Начало 20-го века было кризисным временем в жизни общества. В 1905 году началась первая русская революция. Её события и настроения в социуме тоже нашли отражение в творчестве авторов Серебряного века.

Важную роль в творчестве поэтов и философов играли религиозные искания. Начало 20-го века было временем сект. Самой известной были хлысты. Они отрицали церковную иерархию и обряды. Секта существовала с 17-го века.

В биографиях многих деятелей культуры этой эпохи можно найти период исканий. Например, поэт Сергей Городецкий переживал периоды увлечения философией Ницше и Бергсона. Будущий великий философ Владимир Соловьёв в гимназический годы прошёл через увлечение материализмом и атеизмом. Чтение трудов Спинозы, Шопенгауэра и Гегеля позволило ему преодолеть это увлечения и вернуться к православию.

Частью культурной жизни 1900−1910-х годов были литературные салоны. В квартире Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус спорили о литературе, религии, философии. Встречи были по воскресеньям, для наиболее близких — ещё по средам.

Фёдор Сологуб начинал с вечеров чтения стихов у себя на квартире. Позже они превратились в вечера с застольями и даже маскарадами. На таком вечере молодая Надежда Тэффи появилась в костюме вакханки, который слишком обнажал её тело.

Вячеслав Иванов снимал квартиру на последнем этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц. Последний этаж напоминал башню, поэтому место получило название «башня Иванова». По средам там проходили творческие вечера с участием поэтов, художников и даже сектантов.



Самые известные представители «русского Ренессанса»

Поэты и писатели Серебряного века: от символистов до имажинистов

Серебряному веку предшествовал период русской поэзии, получивший название Эпохи безвременья. Эти полтора десятилетия особенно оттеняются взрывом, последовавшим в 1890-е годы. Поэты 1880-х годов, предшествовавшие старшим символистам, относятся ко второму ряду русской поэзии.

Самый талантливый из них — Семён Надсон. Рано умерший, он имел при жизни и после смерти невероятную популярность у молодёжи. Но в глазах поэтов следующих десятилетий его имя стало символом дурного вкуса. В. Я. Брюсов в своих воспоминаниях о гимназических годах пишет, что в конце 1880-х годов Надсоном увлекалась вся молодёжь. В автобиографической повести «Моя юность» он добавляет, что зачитывался Пушкиным, Лермонтовым и особенно Надсоном. В зрелые годы, по свидетельству свояченицы Брюсова, он уже отзывался о Надсоне пренебрежительно.

Самыми старшими из поэтов Серебряного века были символисты. Во главу угла они ставили символ, через который выражались сущности предметов и явлений. Выделяют «старших» и «младших» символистов. Первые, Д. С. Мережковский и В. С. Соловьёв, начали творческий путь в Эпоху безвременья. В творчестве Соловьёва звучит идея двойственности мира — зримого и незримого. Он называет бога «всемирным художником», который нашёл отражение в своих творениях.

В середине 1890-х годов заявили о себе такие символисты, как Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб и Валерий Брюсов. Один за другим выпускались коллективные сборники русских символистов. Брюсов дополнял их теоретическими статьями.

В 1900-е годы пришло новое поколение символистов — Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Александр Блок. Хотя творчество многих из них продолжалось и после, но в 1910-е годы символизма как явления уже не было. Его сменили другие течения.

Судьба каждого из них — предмет отдельного изучения. Не одинаково сложилась их жизнь после 1917 года. Бальмонт, Мережковский и Гиппиус окончили дни в эмиграции. Брюсов принял советскую власть и остался в Советской России. Продолжал писать стихи, а также в самом конце жизни входил в редколлегию первого издания Большой Советской Энциклопедии.

Русские символисты были высокообразованными людьми. Их поэтические произведения часто были основаны на материале античной истории и мифологии, на классической западной литературе. Чтобы оценить их, читатель должен обладать определённым уровнем культуры. Стихотворение Брюсова «Асаргаддон» стилизовано под «царскую надпись» древнего царя Ассирии. Стихотворение «Цезарь» представляет собой монолог полководца перед переходом через Рубикон. «Иксион и Зевс» воскрешает малоизвестный сюжет из греческих мифов — судьба Иксиона, который попытался стать любовником богини Геры.

В стихах Иннокентия Анненского античных отсылок не меньше. Преподаватель Царскосельского лицея и знаток древнегреческого, он переводил на русский язык трагедии Еврипида. В подражание ему Анненский писал и свои пьесы на сюжеты греческих мифов.

Максим Горький после личной встречи с Константином Бальмонтом назвал поэта «талантливым неврастеником». Его стихи отличала музыкальность. Константин Дмитриевич много переводил. Его переводы Калидасы и «Витязя в тигровой шкуре», сделанные по подстрочникам, интересны сейчас как произведения по мотивам оригинала. Но переводы английской поэзии, например Уильяма Блейка, сохраняют ценность передачей оригинала.


М. Дурнов, портрет К. Д. Бальмонта в Париже.
Источник: Wkimedia.Commons


Вторым большим направлением в русской поэзии стали футуристы. Само течение зародилось в Италии. Русские футуристы пропагандировали отказ от старой культуры, искали новые формы искусства, заимствовали элементы народной культуры. У футуристов сильнее было взаимодействие поэзии, театра и кино.

Русский футуризм включал несколько течений:

* эгофутуризм;
* кубофутуризм;
* центрифуга;
* мезонин поэзии.

Манифесты футуризма исполнены агрессии и неприятия других поэтических течений. В первом из них, «Пощёчина общественному вкусу», футуристы заявляют, что только они могут быть лицом своего времени. Там же прозвучал знаменитый призыв сбросить Пушкина (а также Достоевского и Толстого) с корабля современности. В этом же манифесте звучит их призыв к словотворчеству — придумыванию новых слов.

Самый талантливый из русских футуристов — Владимир Маяковский. Его биография была богата на события. В начале Первой мировой войны он состоял в творческой группе, которая создавала картины в стиле народного лубка с поэтическими комментариями. Поэт принял Революцию и участвовал в создании наглядной агитации — «Окон РОСТА».

В дальнейшем он отошёл от радикализма. В частности, в 1924 году он написал стихотворение «Юбилейное», посвящённое Пушкину. В нём он говорит с ним как с равным — великий поэт с великим поэтом. Ровней он признаёт также Некрасова. А Надсона, чьё имя оказывается между ними, он предлагает поместить «куда-нибудь на Щ».

В плане словотворчества особенно отличился футурист Велимир Хлебников. Показательно его небольшое стихотворение «Кузнечик», полное новых слов, например, «золотописьмо», «лебедиво» и так далее.

В 1910-е годы заявили о себе акмеисты. Название течения происходит от греческого слова «акме», которое означает высшую степень чего-либо, расцвет. Второе название — «адамизм». Оно символизирует мужественный взгляд на жизнь. Акмеисты видели себя наследниками символизма. Они не отрицали и не отрекались от него. Важнейший из акмеистов, Н. С. Гумилёв, был другом и учеником Анненского и Брюсова.

Символизм и акмеизм основывались на мировом культурном наследии. Персонажи их стихов и поэм — герои греческих мифов, исторические личности, литературные герои. Гумилёв, например, посвятил стихи Ромулу и Рему, Юдифи, цикл из трёх стихов — Одиссею. Многие его стихи полны интереса к мистике, тайному знанию. Сюда же относится «Поэма начала». Её действие разворачивается в мифической древности. Жрец Лемурии является к умирающему дракону, чтобы узнать тайны мира.

Отдельная сторона творчества Николая Степановича — драматургия. В 1916 году он окончил драматическую поэму «Гондла», когда находился в отпуске из армии. Поэма рассказывает о крещении средневековой Исландии. В тексте (сюжет не имеет ничего общего с фактами реального крещения Исландии) ирландец Гондла приносит христианство викингам. Горбун, он поначалу презираем исландцами, но своим самопожертвованием Гондла убеждает их принять новую веру. Драматическую поэму хорошо приняли критики.

Биография Гумилёва не менее интересна, чем его поэзия. Были в ней дуэль, путешествие в Африку и война. В 1914 году Николай Гумилёв записался вольноопределяющимся в полк улан. С фронта он отправлял в газету корреспонденции. Удостоился Георгиевского креста, сдел экзамены на офицерский чин. Служил Временному правительству во Франции. В 1918 году вернулся в Россию. В 1921 году был растрелян по обвинению в участии в антисоветском заговоре.

Не так известен другой поэт-акмеист — Сергей Городецкий. Он происходил из дворянской семьи, его отец был учёным-этнографом. Сергей Митрофанович почти окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, но отказался от сдачи выпускных экзаменов. В студенческие годы молодой человек подружился с Александром Блоком.

Лето Сергей Митрофанович проводил в Псковской губернии. Там у него была возможность наблюдать за народной культурой. Так у студента-историка появился интерес к старой русской культуре. В 1907 году он выпустил первый (и лучший) свой сборник стихов — «Ярь». В нём он пытался воскресить языческое наследие Руси.

Хотя сборник вышел неровным, он был тепло принят другими поэтами. Его одобрили такие мэтры, как Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. Старый друг поэта Александр Блок тоже дал высокую оценку. За первым сборником последовали другие. Дважды (в 1912 и 1913 годах) Городецкий побывал в Италии. По мотивам поездки он написал книгу стихов, но опубликована она не была. Итогом его творческих размышлений стал сборник «Цветущий посох».

Поэтесса была дважды номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Судьба Ахматовой сложилась трагично: трое ее близких людей подверглись репрессиям.
Остались в истории поэтессы Серебряного века. Прежде всего Анна Ахматова и Марина Цветаева. Зинаида Гиппиус была женой и соавтором Дмитрия Мережковского.

Последним по времени поэтическим течением Серебряного века называют имажинистов. Течение сформировано в 1918 году. Крупнейший его поэт — Сергей Есенин. Имажинисты провозглашали смысл творчества в создании образа. В 1919 году они выпустили программный документ — «Декларацию». В ней провозглашали смерть футуризма и говорили о необходимости двигаться вперёд. Поэты предрекали «смерть футуризму». Они считали бессмысленным требования писать о городе. Их принципом было писать о чём угодно, но современной ритмикой образов.

Певец крестьянской Руси, мастер психологизма, поэт удивительной лирической силы — все это о нем. До сих пор нет единой версии об обстоятельствах смерти поэта.
За период с 1918 по 1925 годы они выпустили много коллективных сборников. Кроме Есенина наиболее известен имажинист Анатолий Мариенгоф, но в большей степени за прозу — «Роман без вранья» о дружбе с Есениным и «Циников» о жизни в Петрограде после Революции.



Живопись Серебряного века: художники и меценаты

В 1898 году художники начали обсуждать идею нового журнала. Александр Бенуа предлагал назвать его «Возрождение». Тогда же художник готовил первые статьи для журнала — об импрессионистах и Питере Брейгеле.

Первый выпуск журнала «Мир искусства» (такое название в итоге приняли) вышел в ноябре 1898 года. Александр Бенуа с неудовольствием вспоминал свои впечатления от его оформления и от того, что много места на страницах журнала отдали творчеству Виктора Васнецова (Бенуа его не любил). Бенуа добавляет, что вина полностью лежит на издателе Дмитрии Философове, который якобы руководствовался тактическими соображениями.

«Мир искусства» едва не закрылся в первый год. Как пишет Александр Бенуа, княгиня Мария Тенишева отказалась спонсировать журнал дальше. Второй меценат, Савва Мамонтов, как раз начал переживать трудности в бизнесе. «Мир искусства» спас лично Николай II. Валентин Серов ежедневно бывал во дворце, работая над портретом императора. Во время сеанса художник убедил Николая II поддержать начинание. Император выдал 10 тысяч рублей. Это позволило журналу продолжить работу, а потом появились и новые меценаты.

Художники, работавшие с журналом «Мир искусства», искали вдохновения в истории. Их живопись отличали яркие краски. Они становились декораторами и в дальнейшем оформляли театральные постановки. Например, «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

В их числе — Александр Головин, Александр Бенуа, Иван Билибин. Головин создавал яркие эскизы театральных декораций и портреты артистов в различных образах. Например, портрет Фёдора Шаляпина в ролях полководца Олоферна из оперы «Юдифь» и Бориса Годунова из одноимённой оперы.


Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна.
Источник: Wkimedia.Commons


Александр Бенуа прожил долгую жизнь. В 1900—1910-е годы он оформлял театральные декорации, писал картины с видами Петербурга и Версаля. Он одним из первых показал столицу Российской империи по-настоящему красивым городом. Как художник-график Александр Бенуа сделал иллюстрации к поэмам Пушкина. Иллюстрации к «Медному всаднику» художнику заказал «Кружок любителей изящных изданий». Увы, результат им не вполне понравился, и Бенуа вынужден был вернуть уже взятый гонорар. К счастью, его друг Дягилев купил их и опубликовал в «Мире искусства».

В ряду деятелей Серебряного века было несколько меценатов, без которых живопись эпохи не выжила бы. Они знакомили публику с западным искусством и покровительствовали русским художникам. Иван Морозов, например, не только женился на артистке, но и шокировал современников сотнями тысяч рублей, ушедшими на покупку картин. О популярности среди московского общества французских авангардистов говорят слова Александра Бенуа. Художник называет Москву городом Гогена, Сезанна и Матисса.

Сергей Иванович Щукин был наследником купеческой фамилии, торговавшей льняными тканями, ситцев, шёлком. Он был энергичным человеком. Много путешествовал — Турция, Греция, Египет, Индия. Вдохновившись статьёй Игоря Грабаря в 1897 году, он начал коллекционировать живопись и к началу 20-го века собрал в подаренном ему дворце Трубецких впечатляющее число полотен.

Щукин устраивал званые приёмы. На них демонстрировал новые картины. Человек со стороны мог по предварительной записи по телефону договориться о посещении выставки. Сергей Иванович любил удивлять гостей современным искусством. По свидетельству одного современника, «людей коммерции» эти произведения часто неприятно шокировали. В 1908 году в Париже Щукин познакомился с Анри Матиссом, купил несколько его картин, а в следующем году сделал большой заказ. В 1911 году Анри Матисс и Сергей Щукин вместе приехали в Россию из Парижа. В Москве для французского живописца организовали программу — посещение Третьяковской галереи с попечителем Ильёй Остроуховым. Художника и купца долго связывали узы дружбы.

Сергей Иванович собрал 51 картину Пикассо. Но его не связывала с этим мастером такая же дружба. Работы Пикассо Щукин покупал через его агента Даниэля Канвейлера. Последовавшая война отрезала Россию от Франции.

Иван Морозов путешествовал во Францию с художником Сергеем Виноградовым. Там богач покупал картины Альфреда Сислея, Клода Моне, Поля Сезанна. Иван Абрамович был коллекционером со вкусом. Он мог годами держать пустое место в галерее, на которое планировал конкретную картину. Как это было с «Голубым пейзажем» Сезанна, который он купил только в 1912 году. В 1909 году Иван Абрамович пригласил расписывать свой особняк другого француза — Мориса Дени.

В 1906 году Дягилев открыл в Париже выставку о русских живописи и скульптуре. 750 произведений были размещены в Большом дворце. Были там иконы, портреты 18-го века, а также картины современников вроде Врубеля или Рериха.

Иван Морозов предоставил для выставки бывшие у него картины русских художников — Борисова-Мусатова, Головина, виды Москвы Аполлинария Васнецова и этюды с видами Версаля Александра Бенуа. Иван Абрамович не только был избран почётным членом салона, но и получил орден Почётного легиона.

Художники часто становились оформителями купеческих особняков. Врубель написал для особняков Морозовых панно «Фауст и Маргарита» и триптих «День», «Утро», «Вечер». Другим видом работы были театральные декорации. Часто художник отвечал за оформление всей постановки и поручал часть работы другим. Но в этом случае ему приходилось не только писать картины, но и договариваться с другими своенравными артистами.

Александр Бенуа писал, как создавал декорации к опере «Гибель богов». Для молодой актрисы Марии Славиной он подготовил костюм валькирии. Девушка должна была идти в доспехах, шлеме и юбке, которая раздваивалась спереди, открывая одетые в красные чулки ноги. Товарки, как пишет мемуарист, убеждали актрису, что в раздвоенной юбке она будет выглядеть смешно. Художнику пришлось долго уговаривать Марию надеть его костюм и выйти на сцену во время репетиции.

Одним из представителей авангарда в начале 20-го века был Михаил Матюшин. В 1910 году он организовал «Союз молодёжи», который уже в декабре того же года представил первую выставку — «Бубновый валет». В её центре была картина Машкова и Кончаловского, где художники изобразили себя с атрибутами искусства, но в виде полуголых атлетов.


Илья Машков, «Автопортрет и портрет Кончаловского».
Источник: Wkimedia.Commons


В 1912 году последовала вторая выставка — «Ослиный хвост». Название отсылало к скандалу в Париже, где художники представили картину, якобы написанную хвостом животного. В 1913 году последовала выставка «Мишень». На ней впервые были представлены картины в стиле лучизма. Художники старались изображать лучи, которые идут от предмета к зрителю, а не сам предмет.



Театр и композиторы Серебряного века

В музыке Серебряного века были консерваторы и новаторы. Самым талантливым из традиционалистов были А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. К. Лядов. Наиболее знаменитый из новаторов — сторонник символизма А. Н. Скрябин. Он интересовался религиозно-философскими идеями и развивал их в своей музыке.

Наибольшие достижения театра Серебряного века относятся к драматическому искусству. Константин Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) в юности связал жизнь с театром. Первую постановку он сделал в 1891 году, а в 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Станиславский ценил искусство переживания и добивался от актёров правдоподобной игры. Актёр должен был понимать, в каких условиях находится его персонаж — вживаться в роль, — чтобы играть убедительно.

Неоценимую роль в создании Художественного театра сыграл Савва Морозов, представитель знаменитой семьи купцов и меценатов. Хотя его родители были старообрядцами, Савва вырос другим. В гимназии он стал атеистом, изучал естественные науки, думал о диссертации. Влюбился в жену родственника и добился их развода. Водил дружбу с Максимом Горьким и революционерами, спонсировал их.

Савва Морозов поддерживал Художественный театр, арендовал и отреставрировал для него особняк в Камергерском переулке. На здание театра Савва Тимофеевич потратил около 500 тысяч рублей.

Вторым великим режиссёром стал Всеволод Мейерхольд. Он отринул немецкое имя в пользу русского (взял в честь Всеволода Гаршина), стал русским подданным, оставил юридический факультет и отучился в Театрально-музыкальном училище при Московском филармоническом обществе. Какое-то время он служил в театре, основанном Станиславским. В 1902 году уехал в Крым и основал там «Товарищество новой драмы». Через несколько лет он возглавил Императорские театры в столице. Всеволод Мейерхольд любил эксперименты. Он добивался, чтобы актёры были способны к собственному творчеству, к повышению своего уровня.

Не обходилась театральная жизнь тех лет без скандалов. В 1901 году Сергей Дягилев блестяще выполнил поручение по редактированию «Ежегодника императорских театров». После этого он решил поставить балет «Сильвия», оформление которого поручил художникам «Мира искусства». Вскоре вмешался директор Императорских театров князь Волконский. Он посчитал неправильным, что балет изъят из общего ведения постановочных дел. Сергей Дягилев пошёл на конфликт — он отказался от заведования новым томом «Ежегодника», если ему не дадут поставить «Сильвию». Волконский ответил, что может ему приказать. В итоге директор добился, чтобы Дягилев подал в отставку из дирекции Императорских театров. Сергей Петрович пытался действовать через великого князя Михаила, с которым был дружен. Информация дошла до императора. Несмотря на это, в «Правительственном вестнике» вышло распоряжение, по которому чиновник для особых поручений Дягилев увольнялся. Причём увольнение было по третьему пункту, что было признаком серьёзного проступка.

В 1913 году члены «Союза молодёжи» поставили оперу «Победа над Солнцем». Матюшин написал музыку, поэт-футурист Алексей Кручёных — либретто, декорации сделал Казимир Малевич. В центре сюжета — завоевание «будетлянами» Солнца. Торжество техники над природой. Ученик Малевича Эль Лисицкий попробовал поставить «Победу над Солнцем» в 1920 году в Витебске. У него вообще не было на сцене живых актёров — вместо них были механизмы, «фигурины».

С музыкантами взаимодействовали не только футуристы. Композиторы А. Т. Гречанинов и С. Н. Василенко написали музыку на стихи акмеиста С. М. Городецкого.



Серебряный век в русской философии

Одним из основоположников нового этапа русской философии был Владимир Соловьёв. Он умер в 1900 году, но его идеи получили развитие. Он был сыном знаменитого историка С. М. Соловьёва. В 1874 году он защитил диссертацию о кризисе западной философии и остался преподавать в Московском университете. Позже он работал в министерстве просвещения, но вынужден был уйти оттуда и отказаться от преподавания. Владимир Сергеевич был противником смертной казни и, осудив народовольцев, убеждал пощадить их.


И. Крамской, портрет Владимира Соловьёва. 1885 год.
Источник: Wkimedia.Commons


В 1890-е годы он сформулировал идею всеединства, предлагающую единство творца и творения. Его бог — это космический разум.

В начале 20-го века шло много религиозно-философских диспутов. С 1901 года на квартире философа В. Розанова проходили философские собрания. Позднее их организовывали при Петербургской духовной академии. Там обсуждались вопросы взаимодействия церкви с культурой и светским обществом. Выпускался журнал «Новый путь», было основано издательство «Путь», в котором выходили книги на религиозно-философскую тематику.

Один из самых известных философ того времени — Николай Фёдоров. Он считал, что люди сами могут приблизить царство бога на земле. Он говорил об «общем деле»: человек вместе с богом может преобразовывать мир. Философ считал, что люди должны найти способ стать бессмертными и вернуть к жизни умерших, чтобы те могли исправить свои грехи, не дожидаясь Страшного суда.



Окончание Серебряного века

Окончанием Серебряного века называют Революцию и Гражданскую войну. Тем не менее жизнь и творчество многих поэтов продолжалась. Некоторые авторы Серебряного века создали свои лучшие произведения именно тогда.

Революция расколола поэтов и писателей. Кто-то стал лоялен новой власти, кто-то выступил против неё. Кто-то внешне принял новую власть, но постарался эмигрировать, когда появилась возможность.

В 1920 году покинул Россию Константин Бальмонт с семьёй. Уже в эмиграции он опубликовал язвительную статью в адрес бывшего хорошего знакомого Максима Горького. Эта статья была ответом на статью самого Горького «К анонимам и псевдоанонимам». Поэт-эмигрант демонстративно называет его «Пешков», напоминая, что тот тоже известен под псевдонимом, а не реальной фамилией.

Поэт-акмеист Георгий Иванов покинул Советскую Россию в 1922 году. Сначала они с женой жили в Германии, потом во Франции. Лучшие свои стихи поэт написал именно в эмиграции. Они вошли в посмертный сборник, подводящий итог его жизни. Стихи Георгия Иванова часто небольшие по объёму (2−3 четверостишия). Они полны тоски по родине, разочарования в жизни.

Интересно, что само понятие Серебряный век вошло в широкое употребление значительно позже. Впервые оно появилось в эмигрантской печати в 1920—1930-е годы. Но тогда оно не получило всеобщего признания.

В 1949 году эмигрантский поэт Юрий Иваск (под псевдонимом — Исакко) опубликовал в двух номерах журнала «Посев» статью «Серебряный век». В ней он доказывает, что это был не только Серебряный век в русской литературе, но и во всей культуре. Он же определяет начало Серебряного века — 1890-е годы.

Важнейший поэт той эпохи для Иваска — Александр Блок. Автор анализирует, как звучит тема России в поэзии Блока. Он доказывает, что Серебряный век реабилитировал право быть религиозными. С другой стороны, он не обходит молчанием и декадентство как стиль жизни деятелей культуры.

С 1950-х годов в западной и эмигрантской науке прижилось обозначение 1890−1910-х годов как Серебряного века русской культуры. В 1952 году в Нью-Йорке вышел роман В. В. Набокова «Дар». В том же году эмигрантском журнале «Посев» вышла рецензия на это издание за авторством Г. А. Хомякова. Рецензент писал, что Набоков продолжил искания, которые были начаты «литературным Серебряным веком». Границы этого века он обозначил как рубеж 19-го и 20-го веков и упомянул символизм в качестве одной из его школ.

В 1950-е годы в эмигрантской печати этот период в развитии русской литературы уже однозначно именуют Серебряным веком. Например, журнал «Литературный современник» в том же 1952 году называет поэтом серебряного века Осипа Мандельштама. В 1990-е годы, когда пошло возвращение в Россию творчества эмигрировавших поэтов, термин прижился и в отечественной науке.



Источники

Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М, 1980
Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. М., 2002
Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001
Долинин А.А. «Гибель Запада» и другие мемы. Из истории расхожих идей и словесных формул. М., 2020
Золотницкий Д. Театр поэта // Гумилев Н.С. Драматические произведения. М., 1990
История русской литературы XIX века. Часть. 3. 1870-1890-е годы. Под ред. В.И. Коровина. М., 2005
Машинский С. Сергей Городецкий // Городецкий С.М. Избранные произведения. Т. 1. М., 1987
Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994
Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М., 2010

Автор
Николай РАЗУМОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе