Совсем другая история

В постисторический период нет ни искусства, ни философии;
есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.
Фрэнсис Фукуяма. Конец истории?

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что Россия должна "полностью легитимизировать и, так сказать, "прописать" свою мусульманскую составляющую". По его словам, и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество. Практически одновременно в СМИ начинают обсуждать идею установить в Астрахани памятник Батыю.  

Предложения, так или иначе сводящиеся к идее "прописки" мусульманской составляющей в культуре и истории России звучат так часто (сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов выступал против православной символики в госсимволах, глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин внес в администрацию президента проект нового герба России с комбинацией из креста и полумесяца, член Совета Федерации Амир Галлямов предложил, наряду с Днем крещения Руси, внести в календарь памятных дат и День принятия ислама, в версии председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина этот праздник должен называться и вовсе Днем принятия ислама на Руси), что очень скоро начнут формировать политическую повестку в России. Игнорировать этот вопрос уже не получится.

Это очень серьезный разговор. С одной стороны, мусульмане и любые жители страны имеют полное право требовать такой прописки, но с другой - их просто некуда прописывать. Вся культура России, вся ее история состоят исключительно из ее русской версии. Казалось бы, отчего бы эту версию не скорректировать? Но беда в том, что история, как мы ее знаем, это унитарная, идеологически окрашенная национальная история. История или национальная история, что одно и то же, была одним из главных творений культуры XVIII-XIX веков. И эта история закончилась.

Другой истории не существует в принципе. То есть говорить о междисциплинарном подходе, о школе "Анналов", о разных изданиях позитивизма и прочем мы можем, но эти версии не самостоятельны, они существуют только постольку, поскольку существует та, унитарная история. Точно так же об атональной музыке можно говорить только в виду того, что существует понятие гармонической тональности. История - это не какое-то "объективно существующее" явление, а совершенно определенный культурный феномен. Национальная история - это наши "глаза". И точно так же как обычный человек не задумывается о том, как он распознает форму или цвет, считая, что это происходит само собой, он не видит ничего неестественного и в знакомом ему с детства национальном мифе, в соответствии с которым Жанна д'Арк является героиней, спартанцы – храбрецами, а Мазепа – предателем. Он не задумывается над тем, что этот миф мог сложиться совсем иначе. Тут бы самое время посмеяться над таким человеком, не понимающим относительности разных версий истории, но если мы вспомним, что вся современная культура завязана именно на таких мифах о героях и злодеях, нам вряд ли будет смешно.

В пространстве западной цивилизации период национальных историй, этого продукта национальной культуры и национального самосознания, закончился. Даже начавшееся в бывших советских республиках в конце 80-х формирование своих версий истории является лишь временным отступлением от основной линии развития. В последнее время в определенную сторону изменилась тематика учебников истории, которые все чаще игнорируют национально-государственный принцип, ориентируясь не на вычленение своего контекста, а на установление связей с чужим (истории мировых цивилизаций). Еще в 1996 году ПАСЕ выпустила Рекомендацию №1283 об истории и изучении истории в Европе, которой фактически запрещаются националистические трактовки истории и закрепляется право на вариативность подхода к интерпретации истории.

В соответствии с провозглашенной концепцией последовательно осуществляется переписывание истории на основе экстерриториального и вненационального принципов. Так в 2006 году во Франции и Германии выпущен общий немецко-французский учебник истории для школьников, и Германия предложила приступить к разработке общего для всех стран ЕС исторического пособия. В частности, к 2012 году планируется выпустить польско-германский и российско-германский учебники истории (об этом учебнике говорили, в частности, Медведев и Меркель на российско-германском форуме "Петербургский диалог" в Екатеринбурге).

Безусловно, все локальные версии истории рано или поздно получат в ней "прописку". То, что мы называем европейской историей и европейской культурой - это уже музей. Мы переезжаем в новый дом, где не будет Карла Мартелла, спасшего Европу от мусульман, Сергия Радонежского, предрекшего Дмитрию Иоанновичу победу над татарами, где не будет и самой истории. То есть какие-то события останутся, но это будет совсем другая история.

источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе