Там, где Московская застава стояла

Сегодня внимание ярославцев приковано к Московскому проспекту. Правда, радужные перспективы ближайшего будущего Московского проспекта, широкого и удобного, не особенно греют тех, кому сейчас приходится неподвижно стоять в пробках, дожидаясь разрешающего жеста регулировщика, или штурмом брать нужную маршрутку утром, чтобы не опоздать на работу. Но трудности эти временные, и как только завершится реконструкция, сразу станет лучше всем – и легковым машинам, и общественному транспорту, а пробки исчезнут. Чтобы как-то скрасить временные неудобства на этой популярнейшей улице, являющейся чуть ли не единственным въездным путем в Ярославль со стороны Москвы, мы решили рассказать об истории Московского проспекта как одного из самых деловых проспектов нашего города.


А название никогда не менялось

Московский проспект, пожалуй, одна из немногих улиц Ярославля, которая не меняла своего названия. Трудно сказать почему, но даже в годы тоталитарного присвоения всем площадям и улицам города имен героев революции Московский как-то счастливо это обошел. Правда, статус улицы изменился: прежде это была Большая Московская улица.

Если мы из центра Ярославля, с Богоявленской площади, выезжаем на Московский проспект, то сразу попадаем на так называемый американский мост, который сейчас капитально ремонтируется. Об истории американского моста, которому почти 190 лет, мы подробно рассказали в прошлом выпуске «ГН», так что останавливаться на нем не будем.

Купец Градусов оставил нам училище

Первая наша остановка на пересечении с улицей Большой Федоровской, но ярославцы упорно, из поколения в поколение называют это место Градусовым – в честь купца Николая Михайловича Градусова. Именно он откликнулся на просьбу городских властей и открыл на собственные средства городское училище. До 1906 года в Ярославле было только одно училище начального образования, но на 80 тысяч населения этого было явно недостаточно. Министерство народного просвещения дало разрешение властям города открыть второе училище, но денег у власти, как всегда, не хватало. Ценность училища была и в том, что в него принимали прежде всего детей из закоторосльной части города. Причем они принимались без экзаменов, а из центра города – с экзаменами.

Первый набор составил 116 человек. По отчетам педагогов, это были в основном плохо воспитанные и трудные дети, так как практически все были жителями городских окраин, именно поэтому от педагогов требовалось чуткое внимание и в то же вемя строгое отношение. Но были среди городской бедноты и одаренные дети, они освобождались от платы за обучение, а некоторые даже получали специальную стипендию купца Градусова.

К сожалению, ситуация изменилась после смерти Градусова – его наследники не были столь щедры и честолюбивы, и с 1908 года училище Градусова было преобразовано в 4-­классное основное городское. Сегодня в этом здании располагается художественное училище.

Кадетский корпус

Следующая остановка при продвижении по Московскому проспекту возможна у старых корпусов высшего зенитного ракетного училища. Их начали строить еще в 1798 году как военные казармы. Для их строительства использовались кирпичи разобранного по приказу Павла I дворца наместника на Ильинской (ныне Советской) площади. Завершилось строительство в 1828 году возведением и освящением церкви св. апостолов Петра и Павла, которая была заложена одновременно с казармами. Бывшая церковь и сегодня выделяется по фасаду красивым шестиколонным портиком. С 1861 года в казармах разместили Ярославское военное училище, преобразованное позже в прогимназию, а с 1895 года – в кадетский корпус. Среди преподавателей кадетского корпуса, учиться в котором считалось очень престижно, было немало талантливых и известных людей, к тому же кадетский корпус периодически посещали великие князья. В 1917 году в здании разместился 1­й ярославский советский полк, который в 1919 году посетил Михаил Фрунзе.

Вези меня, извозчик

А следующую остановку можно сделать у Московского вокзала. Железнодорожное сообщение Москва – Ярославль появилось еще в 1868 году, что сразу сделало наш город еще более привлекательным для развития торговли и промышленности. В ХIХ веке был построен и Московский вокзал. Именно здесь проходила граница города Ярославля, здесь находилась застава – парадное оформление въезда в город – и сюда подходили все важные торговые пути. Если говорить о точном месте заставы, то находилась она там, где ныне от Московского проспекта начинается Суздальское шоссе. Как писал Ф.М. Никольский в своем путеводителе, «направо от заставы Суздальская дорога, от которой на шестой версте отделяется почтовый Костромской тракт».

Впрочем, когда появился Московский вокзал, это место также считалось окраиной, причем весьма отдаленной от центра. Добраться сюда можно было только на извозчике за 50 копеек. Это было крайне дорого, столько стоил обед в хорошем ресторане. В среднем по городу извозчики брали 30 копеек. Впрочем, ни у ярославцев, ни у приезжающих в наш город гостей другого выхода не было, как брать извозчика за 50 копеек, потому как Московский вокзал был единственным в городе, все поезда прибывали именно сюда и здесь заканчивались железнодорожные пути, так как моста через Волгу не было до 1913 года. Пассажиры ехали или шли до центра города к переправе через Волгу и уже с другой стороны Волги продолжали свое путешествие по железной дороге. Именно поэтому здесь, по Московскому шоссе, и была проложена первая в городе трамвайная ветка в 1899 году: первый трамвай соединял центр города с Московским вокзалом.

А рыбы в пруду не осталось

И последнюю остановку сделаем в Крестах. Сейчас это один из престижных микрорайонов города, а ведь еще не так давно здесь было село Крестобогородское в 30 дворов. И было семь прудов, в которых местные жители разводили рыбу. Увы, пруд остался один, а рыба и вовсе вывелась. Именно от прудов начиналась Поклонная гора – место остановки путников перед въездом в город. С Поклонной горы открывался великолепный вид на Ярославль. Когда ополчение Минина и Пожарского двинулось из Спасского монастыря освобождать Москву, здесь была сделана первая остановка. Именно на Поклонной горе в XVII веке молились священники, чтобы отвратить от города чуму… И чума отступила. Тогда и поставили огромный крест в 3 метра высотой, а вскоре для него возвели деревянную часовенку. В 1760 году на средства богатых ярославских фабрикантов Затрапезновых была построена Крестобогородская церковь. И поныне здесь хранится Животворящий памятный крест как главная святыня. А еще в начале ХХ века на Поклонной горе собиралась «золотая молодежь» на велосипедах, это был дорогой и модный вид спорта, здесь же устраивались первые велосипедные гонки в Ярославле.

А дальше… дальше начинается Московское шоссе – и прямой путь до столицы, который с каждым годом становится все короче и короче.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе