29 ноября 2010 ● Владимир Ильич Можегов - публицист.
Движение обновленцев исчезло вместе с демократической атмосферой 20-х годов
Явление обновленчества остается довольно неясной страницей нашей истории. Услышать о нем можно немного. Чаще всего, что движение это было создано большевиками для раскола Церкви изнутри, что оно полностью дискредитировало себя сотрудничеством с ОГПУ и борьбой с Патриархом Тихоном, что храмы обновленцев пустовали и что, отвергнутое церковным народом, движение вскоре исчезло с лица Земли. Таким взглядом можно было бы и удовлетвориться, если бы мы не знали, что Патриархи Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и их последователи славословили советскую власть ничуть не менее обновленцев. Тем не менее их деятельность интерпретируется далеко не так однозначно. Вспоминаются патриотизм, борьба с фашизмом, говорится о «спасении Церкви» и прочее. Все это заставляет нас заподозрить здесь обычный идеологический «тренд» (ведь историю, как известно, пишут победители) и взглянуть на феномен обновленчества более пристально и непредвзято.
Обновленческое движение отнюдь не было случайным эпизодом, а скорее живым пульсом, нервом всей церковной истории. Сергий Радонежский, Андрей Рублев, митрополит Филарет (Дроздов), Серафим Саровский – разве они не символы духовного обновления Церкви? С другой стороны, вспоминаются так называемая ересь жидовствующих (бывшая скорее движением пробуждающихся умов, задыхающихся в начетничестве и безвыходности обряда), спор иосифлян и нестяжателей, реформаторская деятельность Патриарха Никона и Петра Великого, первых русских литераторов и интеллигентов (сплошь выходцев из священнических семей). Федор Достоевский и Лев Толстой, Владимир Соловьев, Дмитрий Мережковский и Александр Блок – все они в той или иной степени были энтузиастами обновления Церкви. К деятелям обновленческого типа мы с полным правом отнесем и фигуры XX века: митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Александра Меня, а также активистов нынешней миссионерской революции в РПЦ. Ярчайшим представителем священника обновленческого склада был Григорий Гапон – детонатор русской революции 1905 года. Наконец, алхимическим тиглем, из которого вышло обновленчество таким, как мы его знаем (в лице его бессменного вождя Александра Введенского), стали деятельность религиозно-философских обществ и теургические радения декадентов Серебряного века.