Успех и трагедия главных демонов Врубеля

Демон является самым популярным атрибутом в живописи Михаила Врубеля, будучи и музой для художника, и разрушительной силой.

Михаил Врубель всю жизнь соотносил демоническое начало со своим постоянно меняющимся миром. Эволюция демонов Врубеля наилучшим образом прослеживается в двух главных работах «Демон сидящий» и «Демон поверженный».



«Демон сидящий»


Демон сидящий. 1890


«Демон сидящий» изображает фигуру демона на вершине горы. Его образ — сплошная игра контрастов.

• Мышцы и руки переполнены напряжением, которое резко контрастирует с опущенными руками (это знак безысходности) и грустными глазами.

• Демон выглядит пассивным, замкнутым и, вместе с тем, чувственным и опечаленным.

• Есть также некоторая андрогинность в герое Врубеля (на мой взгляд, можно провести параллель с андрогинностью персонажей Леонардо). С одной стороны, зритель видит грубое тело, грубые руки, мрак в глазах, а с другой стороны — мягкое лицо, мягкие губы и длинные волосы.

• Есть и цветовой контраст между земным (темные и мрачные цвета) и небесным (синяя одежда и розовые цветы).

Все плоскости на картине сложные и неоднородные, чередуются по форме и направлению, создавая напряженность. Закат имеет угрожающее сияние, наводящее на мысль об огнях ада.

Особенно мне нравятся мазки Врубеля: разве можно еще где-либо увидеть мазки в виде алмазной гранки? Только у Врубеля. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Подобной форме выражения он научился у П.П. Чистякова в Академии художеств.

Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они почти неуловимы (в скомканной ткани, цветочном лепестке, одежде персонажа или его украшениях). Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов, а сама живопись огранена словно бриллиант. «Алмазная огранка» Врубеля призвана раскрыть глубокую суть предмета через пророческое видение художника.


Главный вопрос, которым мы задаемся — чем опечален герой?


Возможно, это тоска по любви в этом бренном и чуждом ему мире? Каковы эмоции персонажа? Демон сидит в безрадостном созерцании посреди холодной и бесконечной пустыни. Это могучий и сильный дух, страдающий в теле, настолько мощном, что кажется высеченным из камня.

Лицо Демона, показанное в профиль, задумчиво отрешенное, а не отчаянное. Видимый нам взгляд заполнен слезами, большая слеза катится по щеке. В своей поэме М.Ю. Лермонтов использует слезы, чтобы выразить мгновенную свободу Демона от его обычного состояния отчуждения, слеза выполняет аналогичную функцию и для Врубеля. Слезы также означают переживание страдания, которое Врубель считал неотъемлемым аспектом жизни.



«Демон поверженный»


В 1902 году появилась другая картина «Демон поверженный», над которой Врубель работал интенсивно и кропотливо. Александр Бенуа напомнил, что картина уже появилась на выставке «Мир искусства», но Врубель продолжал работать над лицом даже на выставке, и зрители видели творческий процесс этого гения воочию. Он приходил каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал своего Демона и, особенно, менял его лицо. Выставленная картина ошеломила публику и завоевала настоящую славу.

«Демон поверженный» — это совсем другое существо. Стремясь создать поразительный эффект, Врубель, который в то время был уже слаб здоровьем, изменил лицо Демона, глаза стали более живыми и зловещими, губы были искривлены болью. Демон изображен буквально выброшенным в зубчатые горы, тело изогнуто и сломано, он сокрушен как физически, так и душевно.


Его крылья сломаны (крылья — символ надежды, а значит, Демон лишился своей последней надежды), его глаза горят яростью.


Картина изображает сумерки, и последний луч солнца вспыхивает на голове демона и на вершинах гор. Тем не менее, его губы крепко сжаты, ноздри раздулись, а глаза жестко смотрят вперед, меланхолия сменяется презрением.


Дух восстания свергнут, но не сломлен. Сопоставление синего и фиолетового с коричневым и черным создает приглушенную и зловещую сцену, предполагающую борьбу между светом и тьмой, жизнью и смертью. Горный ландшафт нагнетает обстановку и вызывает предчувствие катастрофы.


Удивительно, насколько этот демон отражал мир самого художника!


1902 год — это тот самый момент, когда Демон был и музой (подарившей славу), и разрушительной силой (покосившей здоровье художника). 1902-1904 годы — период сильнейшего упадка психического здоровья художника, которое довело в итоге до психиатрической больницы.

Демон в «Поверженном» поразительно отличается от «Демона сидящего». У этого демона есть крылья и павлиньи перья, правая рука сложена над его головой, выражая более концентрированное напряжение и горе, которое смешивается с недоверием, ужасом и печалью.

На мой взгляд, еще большее значение имеет разница в мазках — если в первом варианте мазки кристаллообразные, более отчетливые и заметно более однозначные, то мазки второй картины уже более резкие, туманные, движущиеся.


Вторая картина пылает огнем и безрассудством, которые в точности соотносятся с положением самого Врубеля в его бренном мире.


Хотя обе картины производят впечатление возвышенного, они в конечном итоге создают одно и то же чувство: угрозу уничтожения. Оба представления Демона являются неподвижными наблюдателями сцены, в которой демон беспомощен против могущественной природы» и брошен на волю случая.



Как зарождались «Демоны»?


Врубель в кабинете


Удивительна эволюция развития творчества художника: самые первые крупные работы Врубеля как художника были посвящены реставрации храма святого Кирилла в Киеве. Это вектор религиозности, путь художника к Богу. Но что же заставило Врубеля так резко изменить свое направление? От религиозного к демоническому, от светлого к мрачному, от рассудительности к безрассудству.


1 Безрассудный образ жизни

Во время своего пребывания в Киеве Врубель развил склонность пить слишком много, транжирить деньги и участвовать в многочисленных любовных выходках. Отсутствие самодисциплины и распутный образ жизни художника создали необычные модели мышления и темперамента, вызывающие экстравагантное поведение и в последующем частые приступы мигрени. Подобное поведение породило множество нравственных преступлений.


2 Знакомство с оперой Рубенштейна — «Демон»

Что еще важно — Киев был местом, в котором Врубель впервые увидел оперу Антона Рубинштейна «Демон», породившая первые впечатления и вдохновившая художника на создание подобного образа на холсте.


3 Знакомство с демонической темой в творчестве Лермонтова

Поскольку Врубель начал все больше и больше сосредотачиваться на своем искусстве, он решил обратиться к эпической поэме Михаила Лермонтова «Демон» в 1885 году. К середине 1885 года он начал создание своего первого изображения демона по мотивам поэмы Лермонтова. Это первое изображение было уничтожено Врубелем, но его влияние на последующие воплощения демона проявляется в глубине его идеи и выражения.


Демон Лермонтов иллюстрации Врубеля


Демон Лермонтов иллюстрации Врубеля


Демона Врубеля, однако, следует рассматривать скорее как визуальную, а не буквальную интерпретацию Лермонтова. Демон Лермонтова высокомерен и горд, его любовь к Тамаре — скорее одержимость чем-то обладать, чем любить кого-то. Демон Врубеля, как видно из «Демона сидящего», пронизан символикой, которая скрыта в глубине, становясь почти богоподобной.


«Демон» означает «душа», и он воплощает вечную борьбу мятежного человеческого духа, ищущего примирения своих бурных страстей со знанием жизни. Но он не находит ответа ни на земле, ни на небесах. Трагедия демона — это трагедия самого художника, ищущего словно странник, свой истинный шедевр.


Действительно, написав множество работ, Врубель искал иное. То, что сделает его знаменитым. То, что будет венчать его творчество словно прекрасная тиара. И он нашел. Но стоил ли успех всех трагических последствий? Важный урок от Михаила Врубеля — примирять свои демонические начала с благими творениями.

Автор
Джамиля Курди
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе