Волжские ворота старого Ярославля

Пограничный столб на Стрелке занимает это место по праву: ведь когда-то здесь заканчивался Рубленый город (кремль) и начинался Земляной город – торгово-ремесленный посад. Граница проходила по Медведицкому оврагу и заканчивалась в Подзеленье Зелейной (пороховой) башней, а в устье оврага со стороны Волги стоит и поныне Волжская башня.
В неспокойные времена Средневековья город без оборонительных укреплений был обречён. И на рисунке 50-х гг. XVII в. мы видим часть оборонительного пояса Ярославля. Вдоль берега Волги тянется деревянная стена с верхним крытым ходом и пятью шестигранными шатровыми башнями. В 1658 г. сгорели все деревянные постройки города, в том числе и оборонительный пояс. Погибла в огне и предшественница Волжской башни, но свою роль оборонительного укрепления она успела сыграть, в 1609 г. защитив город от нашествия поляков.

Через 10 лет после пожара на тех же местах были сооружены новые башни, но уже каменные, как и предписывал царский указ.

За 350 лет своего существования Волжская башня потеряла свой первоначальный облик и сегодня мало похожа на грозное фортификационное сооружение, каким была когда-то: добротная кирпичная кладка основного объёма покоилась на мощном фундаменте из дикого камня. Семнадцатиметровая башня была увенчана тесовыми шатром с дозорной вышкой. Четырёхметровой толщины стены имели три яруса боёв: верхний, за зубцами – ружейный, средний – варовый и ружейный, нижний, подошвенный – пушечный. Со стороны Волги к ней была пристроена полукруглая отводная башня, предназначенная для сдерживания первого удара неприятеля. Древние зодчие ценили красоту и грозное оборонительное сооружение украсили деталями архитектурного декора, их можно видеть и сегодня.

Но было ещё два названия у Волжской башни. Поскольку она была проездная, то за проезд и провоз товара бралась пошлина – мыт, и называли её Мытницкой. А вот название «Волжские ворота» имело более широкое значение.

Это теперь здесь просторно, тихо, не очень-то многолюдно даже летом. Но я пытаюсь мысленно перенестись в XVII век и вижу стоящие на рейде или уже причалившие суда и судёнышки, изготовленные галицкими, белозёрскими, устюжскими, ярославскими мастерами-судостроителями, вижу вдалеке бредущих по бичевнику (тропа вдоль берега шириной 10 метров, по которой шли люди в лямках) бурлаков, на берегу – пёструю снующую толпу. Слышу разноголосый шум, скрип телег, речовку «крючников»: «Бери-пойдёт, идёт-идёт…», бурлацкую песню-стон. Когда-то здесь, у подножия Волжской башни, жизнь била ключом.

Государство Российское, в XVII в. ещё не имевшее выхода ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям, вело оживлённую торговлю со странами Запада и Востока. Ярославль оказался на пересечении торговых путей от Архангельска до Астрахани, от Прибалтики до Якутии. 75 процентов торгового оборота России приходились на наш город. У Волжских ворот грузились на суда товары, предназначенные к экспорту. Ярославские умельцы владели семнадцатью ремёслами. И в России, и далеко за её пределами славились ярославские кожи, льняные ткани, изделия из металла… Через Волжские ворота везли импортируемые товары, предназначенные для хранения и последующей отправки в Москву: английские сукна, персидские ковры, предметы роскоши, пряности, оружие… Здесь можно было услышать иностранную речь. Например, английские купцы появились в Ярославле ещё в середине XVI в.

Но с начала XVIII в., когда Пётр I «прорубил окно в Европу», значение Ярославля как торгового центра резко упало. Правда, ещё весной 1708 г., путешествуя по России, голландский художник де Бруин сделал запись в своём дневнике о пяти трёхмачтовых барках и множест­ве других барок, вмёрзших в лёд в районе Стрелки. Кстати, Ярославль он назвал «одним из лучших городов по всей России».

В это же время отпала необходимость и в сохранении оборонительных укреплений. Для Волжской башни наступили печальные времена. В 1711 г. сгорел шатёр с дозорной вышкой и больше уже не восстанавливался, позже была разобрана отводная башня. В 1814 г. Волжская башня была приспособлена под трактир, который сгорел спустя 17 лет.

Башню было решено перестроить. Заложили зубцы, пробили 3 яруса окон, закрыли проезд, сделали карниз, четырёхскатную крышу и передали военному ведомству для хранения оружия. Так у Волжской башни появилось четвёртое название – Арсенал.

Перестроенная и обветшавшая от времени и непогод одиноко стояла она на волжском берегу. На нижнем этаже коротали время солдаты, охранявшие оружие, в кануны праздников зажигалась лампада перед иконой Богоявления над заложенными воротами.

В советское время в Волжской башне размещался клуб юных моряков ДОСААФ, потом часть помещения арендовали реставраторы. С 2007 года её арендует ООО «Волжская башня». Директор – Жанна Ушанова.

Новые арендаторы собрали довольно большой материал об истории Волжской башни, провели ремонт фасадов, используя песчано-известковую смесь, применявшуюся при строительстве в давние времена, что является элементом реставрационных работ. Организовав в стенах башни кафе-бар, они стремятся сохранить дух истории. И всё же есть к нынешним арендаторам серьёзные вопросы. К северной стене сделана пристройка – открытая площадка, на крышу выведена вентиляционная труба, издалека напоминающая перископ подводной лодки. А ведь в этом году исполнилось 50 лет, как Волжская башня (Арсенал) получила статус объекта культурного наследия федерального значения, и установка каких-либо инженерных конст­рукций на фасадах недопустима, так как это грубое нарушение регламентов «проекта зон охраны объектов культурного наследия Ярославля» 2008 г. Арендаторы обещают убрать и то, и другое, но пока что открытая веранда и труба искажают вид многострадального памятника культурного наследия.

По заказу Министерства культуры в 2008 г. был разработан эскизный проект реставрации башни (проект разработан НПО «Наука-Строительство», главный архитектор проекта

Е. Богородицкая), в результате осуществления которого её внеш­ний вид был бы насколько это теперь возможно приближен к первоначальному. Но денег на осуществление проекта нет.

Ж. Ушанова, по её словам, мечтает в будущем восстановить тесовый шатёр с дозорной вышкой, под которым можно было бы установить и инженерное оборудование. Волжская башня с дозорной вышкой могла бы стать интереснейшим экскурсионным объектом и ещё больше украсила бы наш город.

Мечтает директор ООО «Волжская башня» и о возвращении старинного образа на прежнее место. Сюжет иконы Богоявления – крещение Иисуса Христа. Она символизирует водную стихию и будет напоминать ярославцам о тех славных временах, когда Волжская башня была воротами в мир западной и восточной цивилизаций.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе