«Я шагаю по памяти, как по минному полю…»

Интервью Аллы Иосифовны Журавлёвой, народной артистки Российской Федерации, актрисы Мурманского областного драматического театра
2020 год – год памяти и славы. Год 75-летия Великой Победы, год 85-летия Драматического театра Северного флота. На весну этого года выпало и празднование 20-летнего юбилея мурманского Дома актера. Со всеми этими событиями так или иначе связана жизнь героини этого интервью – Аллы Иосифовны Журавлёвой, народной артистки России, единственного за всю историю театрального Мурманска лауреата национальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», обладателя множества региональных премий и наград.

С Аллой Иосифовной мы знакомы много лет, вместе получали премию Губернатора Мурманской области «За особый вклад в развитие культуры и искусства» в 2006 году, неоднократно встречались в официальных и неофициальных ситуациях. Алла Журавлёва – личность яркая во всех отношениях: роскошная женщина с огненной гривой волос, звезда обоих драматических мурманских театров, общественный деятель, чей след навсегда вписан в театральную историю Мурманской области. Она – героиня театральных мифов и легенд, ее роли помнят многие поколения мурманских зрителей – Прима всегда и во всём.

– Алла Иосифовна, Ваше детство пришлось на предвоенные и военные годы. Расскажите, пожалуйста, о родителях, о своем детстве.

– О своем возрасте я всегда говорю открыто, не скрываю, не кокетничаю, как многие артисты. Я родилась 4 августа 1937 года в городе Ворошиловграде (Луганске) на Украине в семье советской интеллигенции, как тогда говорили. Отец – Журавлёв Иосиф Яковлевич (1908-1984) работал корреспондентом газеты «Ворошиловградская правда», мать – Журавлёва Софья Семёновна (1911-1998) работала инженером-химиком на Ворошиловградском станкостроительном заводе им. Д. Рудя. Самые яркие воспоминания детства связаны с Великой Отечественной войной. Воспоминания тяжелые, да и время было непростое. Папа ушел на фронт. Ворошиловград оккупировали немцы. Мы с мамой чудом смогли уехать в Рязанскую область. Мама меняла последние вещи на еду, чтобы накормить меня. Я до сих пор помню вкус вареных картофельных очисток и оладьи на кукурузной муке. При этом мама находила какие-то куски ткани, что-то перешивала и шила мне платьица, старалась всячески подбодрить и отвлечь… В родной Ворошиловград мы вернулись только после войны. 

– А когда и каким образом в Вашей жизни появился Театр?

– О сцене мечтала всегда, сколько себя помню. С детских лет занималась в танцевальном кружке Ворошиловградского дома пионеров, выступала в концертах. Вероятно, комичным было исполнение шестиклассницей роли княгини Трубецкой в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Русские женщины», но моя увлеченность и эмоциональность убеждала публику. В родном городе не пропускала ни одного спектакля местного театра, гастролирующих театральных коллективов.

По окончанию средней школы я поехала поступать в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого. Картинка была та еще! Представьте, перед приемной комиссией стоит тоненькая большеглазая девочка с пушистой косой до колен, в аккуратном сшитом мамой костюме и говорит басом. Этот казавшийся бесперспективным контраст и заставил комиссию вынести решение: несоответствие внешних и внутренних данных. Меня не приняли!..

– Думаю, что это был тяжелый удар по юношескому самолюбию. Многие после этого искали себя в других профессиях, меняли свою жизнь…

– Многие, но не я. Сомнения были, но я уже не могла представить себе жизнь без театра. Вернулась в родной город, была принята во вспомогательный состав труппы Ворошиловградского драматического театра им. А. Островского (1955-1961), где постепенно начала уверенно входить в спектакли текущего репертуара. Танцевала украинские танцы в хореографическом народном коллективе. Но желание учиться, стать профессиональной актрисой крепло с каждым днем. И вскоре, сдав все вступительные экзамены на «отлично», единственная на курсе, я стала студенткой Харьковского института искусств (кафедра народного артиста СССР Евгения Бондаренко) по специальности «Актриса драматического театра и кино».

Самым страшным для меня были этюды. На экзаменах читала монолог Лауренсии из «Овечьего источника» Лопе де Вега, басню, обязательное стихотворение стих на украинском языке. На меня, правильно говорящую на русском языке, не переходящую иногда, как некоторые абитуриенты, на украинский, смотрели с легким осуждением. Но когда станцевала гопак, мнение у членов приемной комиссии стало единодушным: берем! Напоследок решили проверить мою возбудимость. Я не поняла, что они имеют в виду, покраснела, заволновалась. Приемная комиссия прыснула со смеху. Просмеявшись, попросили пробежать из одного угла сцены в другой, читая монолог. Я попробовала выполнить задание, но от всех волнений из глаз фонтаном брызнули слезы. Комиссия была удовлетворена, а я стала студенткой Харьковского института. Училась в украинском вузе. Читала, играла и пела на украинском языке. А параллельно, не жалея сил делала то же самое на русском. Сама!.. Училась радостно. Могла репетировать круглые сутки. Студенты-режиссеры наперебой приглашали меня в свои отрывки. Успевала всё. На выпускных экзаменах в 1960 году играла в дипломном спектакле Катарину из «Укрощения строптивой» У. Шекспира, Анисью из «Власти тьмы» Л. Толстого. Но неожиданно перед самым выпуском заболела туберкулезом, уехала вместо выпускного в санаторий. Подарком судьбы считаю своих педагогов: народных артистов СССР Евгения Васильевича Бондаренко, Леся Ивановича Сердюка. Государственный экзамен по танцу я сдавала легендарной актрисе и педагогу Валентине Николаевне Чистяковой. В то время Валентина Николаевна уже не работала, но её в обязательном порядке приглашали в экзаменационную комиссию. Я подготовила романс «Этот веер чёрный», а потом мы с однокурсником танцевали испанский танец. Педагоги передали мне, что Валентина Николаевна отметила то, что я не просто пою и танцую, а проживаю в небольшом произведении целую жизнь, сказала, что у меня большое театральное будущее… Горжусь тем, что подписал мой диплом заслуженный деятель искусств РСФСР Вениамин Захарович Радомысленский.

По окончанию института я вернулась в Ворошиловградский драмтеатр, где проработала еще год. Сразу получила роль Лиды в «Платоне Кречете» А. Корнейчука. С 1961 по 1962 год работала актрисой в Кустанайском областном драматическом театре. Играла самые разные роли. В юном возрасте сыграла, например, старуху Салли в «Замке Броуди» А. \Кронина.

– Для молодой актрисы всё складывалось очень хорошо: интересные роли, постановки, перспективы… Что заставило Вас бросить свой родной город и уехать на Крайний Север? И почему именно в военный театр, театр Краснознаменного Северного флота?

– Склонность к авантюрам, наверное (смеется). В 1963 году, работая актрисой Ворошиловградского областного музыкально-драматического театра, увидела в газете объявление о приглашении актеров в Драматический театр Краснознаменного Северного флота и поехала на Север, где тогда работал гремевший на всю страну режиссёр – заслуженный деятель искусств РСФСР Исай Борисович Шойхет (основатель театра КСФ, впоследствии народный артист РСФСР). Это был потрясающий режиссер, по-настоящему «штучный товар», на его имя ехали артисты со всей страны. Вот и я сознательно приехала в Мурманск именно к Исаю Борисовичу. Ему удалось собрать шикарный букет актеров: народные артисты РСФСР Сергей Простяков и Алексей Найчук, заслуженные артисты РСФСР Игорь Москалевский и Сергей Садиков – мечта! Мы выпускали параллельно «Короля Лир» и «Власть тьмы». Была большая труппа, высокий уровень. Исай Борисович воспитывал артистов, давая им разноплановые роли: острохарактерные и героические, лирические, возрастные. Он мог без предупреждения прийти на спектакль, а когда опустится занавес, собрать труппу и устроить разбор. Ну а анализ работы каждого в конце сезона был традицией. Главный режиссер оценивал работу каждого в течение сезона, говорил о перспективах, новых ролях и постановках. Исай Борисович – ветеран Великой Отечественной войны, имеющий тяжелые ранения, но нас держал в кулаке. Он научил нас ответственно относиться к своему делу. Прошло много лет, но я до сих пор волнуюсь, выходя на сцену, поскольку должна соответствовать профессии, произносить точные реплики, помнить о партнере. Вообще, работа в Театре Северного флота для меня была самая трогательная, честная, суровая и ответственная. И я столько не гастролировала нигде, кроме как с этой труппой. Мы ходили в отдаленные гарнизоны области на тральщиках в дикие штормы, гастролировали по всему Советскому Союзу и за рубежом. Принимали нас всегда очень тепло.

В 1968 году И. Б. Шойхет едет по приглашению Командования возглавить Театр Группы советских войск в Германии в Потсдаме и берет с собой нескольких артистов Театра флота, в том числе и меня. Именно в Потсдаме я впервые сыграла свои любимые роли: Гелены в «Варшавской мелодии» Л. Зорина и Инги в «Вызове богам» А. Делендика. В 1971 году мы вернулись в Драматический театр Краснознаменного Северного флота, в котором я с удовольствием проработала до 1992 года. Затем, в связи с различными обстоятельствами, я перешла работать в Мурманский областной драматический театр, в труппе которого состою и сейчас…

Яркий талант, отточенный профессионализм, огромная работоспособность, постоянный творческий поиск по праву определили артистку в разряд ведущих мастеров. А. И. Журавлева органична в разных жанрах: комедии, трагикомедии, трагедии, драме. Ей подвластна классическая и современная драматургия. Индивидуальной особенностью актрисы является ее способность создавать на сцене мощную нервную энергию, некое напряжение, захватывающее как партнеров, так и зрителей. За годы работы сыгран богатейший репертуар – более 150 разноплановых ролей, все они были высоко оценены и зрителем, и театральной критикой.

– И раз уж разговор зашел о Ваших актерских работах, задам традиционный для всех интервью с актерами вопрос: любимые роли, они есть? что вспоминается чаще всего? чем гордитесь? что стало знаковым в огромном репертуарном списке?

– Любимые роли? Ролей немало, более 150-ти. Гелена в «Варшавской мелодии» А. Зорина, Фениса в «Хитроумной влюбленной» Л. Де Вега, Софья в «Зыковых» М. Горького, Кручинина в «Без вины виноватых» А. Островского, миссис Туз в пьесе «Все в саду» Э. Олби, изобретательная Ханума в «Проделках Ханумы» А. Цагарели, Орели в пьесе «Безумная из Шайо» Ж. Жироду и многие другие. Особое место в моей жизни занимает яркая, знаковая работа – роль Елизаветы Английской в спектакле «Елизавета Английская» Ф. Брукнера. Моя дочь Инга (Инга Иващенко, известный на международном уровне художник-кукольник и дизайнер) даже сделала кукол, Елизавету и Сесила, которые побывали на многих выставках в России и за рубежом.

С нежностью вспоминаю спектакли малой сцены, которую очень люблю за особый контакт со зрителями. Было время, когда билеты на эти спектакли было не достать. «Фамарь» Т. Манна, «Преступление…» по Е. Замятину, «Изгнание» по повести «Воспоминания» Н. Тэффи. Вечер старинного романса «Мы странно встретились…» – самостоятельная работа, где я попробовала себя в роли автора сценария, постановщика и исполнителя. 

– Алла Иосифовна, Вы – единственная актриса в истории Мурманска, которая получила «Золотую маску» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Эта награда вручается не только за работу актера на сцене.

– Спасибо Союзу театральных деятелей России за столь высокую оценку моей работы. Отдельное спасибо Алеше Гудину, тогдашнему председателю нашего регионального отделения. Это была его инициатива, светлая ему память. Помимо театра я всегда занималась общественной работой. Член Союза театральных деятелей РФ с 1964 года. Тринадцать лет возглавляла Мурманское региональное отделение СТД РФ. Более двадцати лет мы мечтали об отдельном помещении для нашего отделения, и не просто об офисе, как сейчас говорят, а о Доме актера, со своей сценой, на которой любой артист смог бы осуществить свои творческие планы и мечты.

И сегодня я с признательностью вспоминаю Олега Петровича Найденова, первого мэра Мурманска, благодаря чуткой, заботливой помощи и опеке которого у Мурманской организации Союза театральных деятелей России появился свой дом – Дом Актера. 19 марта 1999 года на торжественном открытии он появился стремительно, опустился передо мной на одно колено, как истинный рыцарь, преподнес цветы и благословил дитя, Дом Актера, на долгую жизнь, обещая внимание и помощь, как настоящий родитель. Олег Петрович говорил о театральных традициях, о вере в то, что в заполярном городе-герое Мурманске рождается неповторимая мурманская театральная школа… В прошлом году Дом актера отметил свое двадцатилетие.

Алла Иосифовна погрузилась в свои воспоминания, ярким цветом вспыхнули не только радости прошлых лет, но и обиды, проблемы. Вспыхнули и тут же исчезли, оставив на лице немного усталую, но царственную улыбку.

– Давай прощаться, мой мальчик! У меня строгий режим, а скоро начнутся новости на канале «Культура». Я никогда их не пропускаю! До встречи!

Я попрощался, и пошел, прокручивая сотни раз в голове строчку из стихотворения заслуженного артиста РСФСР, актера театра Краснознаменного Северного флота, фронтовика Игоря Григорьевича Москалевского: «Я шагаю по памяти, как по минному полю…». 

Автор
Алексей Макаров (Мурманск)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе