ЯРСТАРОСТИ: Как первый патриарх Московский и Всея России стал почетным гражданином Ярославля

Со студенческих лет судьба вела его к вершине служения Русской Православной церкви

Он стал первым патриархом после восстановления в России патриаршества.


Ярославцы же могут гордиться, что часть его жизни связана с нашим городом и что он – уникальный случай в истории церкви – был избран почетным гражданином Ярославля.

22 февраля отмечается день обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (в скобках замечу, что это не опечатка, именно так – патриарх Московский и Всея России – титуловался святитель Тихон). Событие это произошло совсем недавно, в 1992 году, и остались еще живые его участники и свидетели.

Однако, начнем по порядку. Василий Иванович, а именно так в миру звали святителя Тихона, Белавин (иногда встречается написание Беллавин) родился 19 января 1865 года в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его был священником. Он часто брал сына в храм, и тот с самых ранних лет полюбил церковь.


В 1872 году отец отдает мальчика в Торопецкое духовное училище. Окончив его, Василий в 1878 году уезжает учиться в семинарию в Пскове. Учеба давалась ему легко, он хорошо постигал учебный курс, при этом был добр и приветлив с соучениками. Однокурсники прозвали его «архиереем», как бы начав этим предопределять его дальнейший путь. Закончив семинарию в числе лучших учеников, юноша в 1884 году поступил в Петербургскую духовную академию. В академии прозвище Василия становится более значимым – «патриарх».

В скобках добавлю, что к тому времени институт патриаршества в России был уже почти как двести лет упразднен и заменен Святейшим Синодом, и ничто не указывало на возможность его восстановления. Но у судеб свои законы, и студенческое прозвище оказалось пророческим.

В 23 года Василий выпускается из академии кандидатом богословия и направляется преподавать догматику, нравственное богословие и французский язык в родную псковскую семинарию. Там он учит студентов три года, после чего в 1891 году принимает монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

В 1892 году молодого монаха назначают инспектором Холмской семинарии, чуть позже – ее ректором в сане архимандрита. В октябре 1897 года состоялась его хиротония во епископа Люблинского с назначением викарием Холмской епархии.

Эти польские земли входили тогда в состав Российской империи. Служение там было спряжено с религиозными и национальными распрями. Но святитель Тихон за год службы в Люблинском викариатстве Холмской епархии успел заслужить любовь и уважение не только православных жителей Люблина, но и униатов, и католиков.


В те годы церковные власти не давали долго задерживаться пастырям на одном месте. В декабре 1898 года епископа Тихона назначают руководить епархией, в которую входили Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада и Аляска. На американской земле святитель Тихон  не просто поддерживал православные приходы, но и развивал их, строил храмы, основал духовное училище. Благодаря его трудам число приходов возросло с 7 до 40 на материке и до 35 на Аляске. По инициативе Тихона были переведены на английский язык православная литургия и служебник, что значительно облегчило иностранцам понимание православия. При нем архиепископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где был возведен Свято-Никольский собор. Труды Тихона сделали его одним из самых почитаемых святых православной Америки. Были они отмечены и в России – в 1905 году святитель был возведен в сан архиепископа.

В 1907 году архиепископ Тихон переводится в Ярославль. Ярославская епархия – одна из крупнейших и древнейших епархий России. Служить на Ярославской кафедре было почетно.

Иеромонах Алексий в «Ярославских епархиальных ведомостях» подробно описал прибытие архиепископа Тихона к месту нового своего служения – в Ярославль: «Служебная телеграмма принесла ярославцам весть, что архиепископ Тихон едет в Ярославль с 9-часовым вечерним поездом из Петербурга и, значит, к месту назначения своего прибудет в 2 часа дня 11 апреля. Задолго до прихода поезда на дебаркадере ярославского вокзала стали собираться представители духовенства, духовно-учебных заведений, городской администрации и полиции. Толпа народа жадно устремила свои взоры на дверь вагона и ловила момент выхода из него святителя Божия. Вот он показался, благодушный, улыбающийся, и весь народ, встречавший Владыку, обнажил свои головы и отдал святителю общий поклон. Архиепископ Тихон проследовал в директорское отделение вокзала, где и состоялось представление высших административных лиц, представителей духовно-учебных заведений и города. Под торжественный звон всех ярославских колоколов, которые возвещали о прибытии Владыки Тихона горожан, спешивших к кафедральному собору и Спасскому монастырю, архиепископ Тихон направился к собору».

По дороге к Успенскому кафедральному собору владыку приветствовали выстроившиеся шпалерами кадеты. Внутри собора архиепископа встретило старейшее городское духовенство. Настоятель собора протоирей Николай Крутиков обратился к нему с приветственной речью, в которой вспомнил о входе Господнем в Иерусалим (празднование которого практически совпало с днями приезда святителя).

Святитель Тихон выступил с ответным словом, в котором отметил, что в Иерусалиме Христа встречали враги, друзья и любопытные. Здесь же у незнакомого для всех собравшихся нет ни врагов, ни друзей, но не одно любопытство привело народ, а любовь к церкви. Еще до приезда владыка слышал много отрадного о своей новой пастве, о любви ярославцев к благолепию храмов, и такое стечение людей подтверждало эти сведения.


Епархиальная газета продолжает: «Приложившись к св. мощам, архиепископ Тихон проследовал в Спасский монастырь, где в его покоях ожидали его начальствующие и преподаватели всех духовноучебных заведений Ярославля, представители администрации, общества хоругвеносцев и проч. Под ионафановский трезвон колоколов архиепископ Тихон прибыл в свой архиерейский дом и направился сразу же в монастырский собор, поклониться св. ярославским чудотворцам – Феодору, Давиду и Константину. Все аллеи монастырского двора и садика были запружены народом, радостно взиравшим на своего нового святителя».

В Архиерейском доме владыка начал знакомство со своими сотрудниками. Как отмечено в отчете епархиальной газеты, почти со всеми он немного поговорил. Ярославцы поднесли архиепископу хлеб-соль. На серебряной солонке была выгравирована надпись «Высокопреосвященному Тихону, архиепископу Ярославскому и Ростовскому в память прибытия в Ярославль 19-11/IV-07 г. от Ярославского общества хоругвеносцев».

Завершая описание прибытия святителя, иеромонах Алексий отмечает, что его внешность, его первое слово, его движения произвели массу впечатлений: «И народ, расходясь по домам, вслух выражал свои чувства симпатии и уважения, которые уже успел снискать себе новый Владыка Ярославский».

Симпатия и уважение к святителю Тихону со стороны паствы возрастали во все годы его пребывания на ярославской земле. Много этому способствовал деятельный характер владыки, его постоянное участие в местных делах, его стремление к простоте и правде.

Новый архиерей ревностно приступил к исполнению своих священнических обязанностей. С 16 до 22 апреля – от Великого Понедельника до Святой Пасхи – он каждый день служил литургию. Вообще, святитель Тихон всю свою жизнь совершал богослужения очень часто, причем служил не только в знаменитых соборах, но и в небольших храмах, и в сельских церквушках.

Уже первое официальное объявление от имени владыки, которое появляется в «Ярославских епархиальных ведомостях», свидетельствует о его внимании к людям: «Его Высокопреосвященство просителей и лиц, имеющих до него надобность по делам службы, принимает ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 10 ч. утра до 1ч. дня».


Важными были и следующие распоряжения архиепископа Тихона – о земных поклонах архиерею, об анонимных письмах, о подаче прошений сельским духовенством.

В те годы клирик, встречая владыку, должен был при каждой встрече совершать земные поклоны. Эта традиция была распространена в России повсеместно. Святителю претило раболепное поведение низшего духовенства, далеко не всегда вызванное душевным порывом, и он своей волей отменяет эту варварскую традицию. Кстати пришелся и пример из Деяний апостолов: Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек... (Деян. 10, 25-26).

В 1907 году «Ярославские епархиальные ведомости» публикуют такое распоряжение святителя Тихона: «Его Высокопреосвященство просит: 1) анонимных доносов ему не присылать, ибо таковым не только не будет придаваться значение, но они не будут и читаться им; 2) в прошениях не писать КАВАЛЕРУ ОРДЕНОВ (духовные лица лишь сопричисляются к орденам, а не состоят кавалерами оных); 3) при представлениях не делать ему земных поклонов».

И содержание, и форма (владыка не требует, а просит) распоряжений были необычны для того времени и вызывали добрый отклик и у духовенства, и у паствы Ярославской епархии.

В 1908 году публикуется распоряжение архиепископа Тихона о том, что подача прошений на его имя со стороны сельского духовенства разрешается по почте взамен бывшей обязательной личной явки. Такой новацией святитель избавлял обычно небогатых сельских священников от расходов, связанных с поездкой.


Сам же Тихон ездит много и охотно. По железной дороге, в карете или верхом на лошади, на пароходе, пешком или на лодке посещал он монастыри и уездные города, добирался в глухие села Ярославской епархии. «Ярославские епархиальные ведомости» сохранили  сведения о маршрутах владыки и о том, что в своих поездках святитель Тихон всегда совершал богослужения, обращался к пастве с проповедями, общался с духовенством и простыми людьми, не гнушаясь заходить в избы крестьян.

Полюбив Ярославскую епархию, святитель Тихон стал инициатором издания справочника «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». Пусть вас не смущает слово «краткие» в названии – в уникальной книге более 550 страниц. И до сих пор она используется учеными.


В 1908 году святитель Тихон посетил Иоанна Кронштадского. Рассказывают, что во время их встречи отец Иоанн сказал: «Теперь, владыка, садитесь вы на мое место, а я пойду отдохну». Только потом, будучи избранным патриархом, владыка понял всю глубину этих слов.

Деятельность владыки не ограничивалась только церковными делами. Он являлся почетным членом ярославского отделения Союза Русского Народа и сильно влиял на его деятельность. Человек довольно демократичный, свободных, широких взглядов, он способствовал, чтобы СРН в Ярославле занимался не погромами, а просветительской работой.

Почти семь лет служил на Ярославской кафедре святитель Тихон. Его уважали, как говорится, и мир, и клир. Свидетелем народной любви к владыке стал и император Николай II, который посетил Ярославль в мае 1913 года.

Возможно, именно популярность святителя Тихона у ярославцев стала причиной его «высылки» из Ярославля. Есть слухи о конфликте владыки с тогдашним ярославским губернатором графом Дмитрием Татищевым, который мог отправить жалобу на архиепископа, но достоверных свидетельств этому нет.


Земляк владыки и соученик его по Петербургской духовной академии, учитель Великих Княжон протоирей Александр Рождественский писал: «Высшее церковное начальство, преимущественно светское, не любило, чтобы архиерей долго засиживался на одной кафедре, особенно если он приобретал там общие симпатии».

Скорее всего, именно потому, что владыка был любим паствой, высочайшим повелением от 22 декабря 1913 года архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон переводится на Виленскую и Литовскую кафедру. А архиепископ Виленский и Литовский Агафангел (Преображенский) назначался в Ярославль. Такая вот рокировочка.

Ярославцы, известные своим свободолюбием и независимостью, нашли способ выразить свое отношение к произошедшему. В знак своей любви к переведенному владыке они избрали его почетным гражданином города. Таким титулом в воздаяние его заслуг и трудов по управлению епархией, а также в знак своей любви и признательности за все соделанное почтила его Городская Дума Ярославля. Вот как писал об этом событии 15 сентября 1914 года Вестник Виленского Свято-Духовского Братства: «Св. Синод разрешил архиепископу Литовскому и Виленскому Тихону принять звание почетного гражданина города Ярославля. Этот случай избрания епископа почетным гражданином города является чуть ли не единственным в истории Русской Церкви. Высокопреосвященный Тихон пользовался, как известно, глубоким уважением и любовью Ярославской паствы».

С 1914 по 1917 год Архиепископ Тихон управляет Виленской и Литовской кафедрой. Когда немцы были близко к Вильно (напомним, что в эти годы шла Первая мировая война), святитель перевозит в Москву принадлежащие епархии святыни, а затем возвращается к своей пастве, как всегда, совершает богослужения, обходит лазареты, благословляет войска на защиту Отечества.

В июне 1917 года Синод удостоил избранного на Московскую епархиальную кафедру Тихона сана митрополита. Это было одним из последних деяний Синода. 15 августа в Москве открылся Собор Русской Православной Церкви, на котором встал вопрос о восстановлении патриаршества. Люди говорили так: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».


Выборы Патриарха на Поместном Соборе проходят в два этапа. Первый из них – тайное голосование. На нем наибольшее число голосов (по убывающей) получили архиепископ Харьковский Антоний (его называют самым умным), архиепископ Новгородский Арсений (его – самым строгим) и митрополит Московский Тихон – самый добрый. Вторым этапом был жребий. Взяли кусочки пергамента, написали имена троих претендентов, положили в ковчежек, и слепой старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий своей рукой вынул жребий, на котором было написано – Тихон. 

В первом же обращении к пастве Патриарх Московский и всея России (именно так он назывался тогда) Тихон называет переживаемое страной время как «годину гнева Божия». И хотя он всячески старается уйти от политических вопросов, происходящие в России события не дают ему этого сделать.

В январе 1918 года святитель Тихон предает анафеме тех, кто творит «кровавые расправы», в марте 1918 года призывает к продолжению войны с Германией, а позже осуждает подписанный большевиками очень невыгодный для России Брестский мир, в июле осуждает расстрел Николая II.

Во все годы гражданской войны Тихон продолжает совершать богослужения, давая поддержку православным христианам. В 1921 году в стране начинается голод. Патриарх призывает церковные советы жертвовать на нужды голодающих церковные драгоценности, которые не используются для богослужений. В это же время декрет об изъятии церковных ценностей издает ВЦИК, для которого голод стал предлогом разгромить Церковь и завладеть ее имуществом. Патриарх заявил о недопустимости этого, и многие послушавшиеся его священники были арестованы.

В это же время в русской церкви стали активнее проявляться группировки, которые призывали к обновлению церкви и выступали против института патриаршества. Святитель Тихон резко выступал против обновленцев. В особом послании в конце 1921 года он подчеркивал недопустимость богослужебных нововведений.

В результате революционные власти, которые хотели использовать в своих целях обновленческое движение, арестовывают Патриарха Тихона. С мая 1922 по июнь 1923 года святитель находится под стражей. За этот год обновленцы сумели внести раскол в церковную жизнь, при поддержке большевиков захватив большинство приходов.


Не сломив владыку, власти были вынуждены отпустить его. Первое обращение патриарха к пастве гласило: «Российская Православная Церковь аполитична и не желает быть ни белой, ни красной Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью».

Святитель Тихон продолжал жить в Донском монастыре. Его здоровье пошатнулось, особенно в конце 1924 года, когда во время разбойного нападения на дом патриарха был убит его келейник с 1902 года, близкий ему человек Яков Полозов. Однако он продолжал совершать богослужения, на которые стекалось большое количество людей. 23 марта (5 апреля) 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а через два дня, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, скончался.

Местонахождение истинной могилы святителя оставалось загадкой долгие годы советской власти. В 1989 году патриарх Московский и всея России Тихон был причислен к лику святых, а 22 февраля 1992 года в Донском монастыре были обретены его мощи, которые теперь покоятся в большом соборе монастыря.

Поиски истинной могилы патриарха безуспешно велись несколько лет во время реконструкции собора Донского монастыря. Вновь приняться за них подтолкнул поджог отреставрированного храма в конце 1991 года. Поиски принесли свои плоды, и тело святителя было обнаружено.


Как вспоминал Архимандрит Тихон (Шевкунов), бывший участником обретения мощей, «несмотря на то что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Сохранились также великий патриарший параман, четки, монашеский параман, нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная, еще в бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и прихожанами этой епархии».

Святитель Тихон трепетно чтится ярославцами по сей день. В самом большом и самом молодом районе города – Дзержинском – возводится Свято-Тихоновский храм, размерами не уступающий многим кафедральным соборам.

Следует помнить и слова патриарха Тихона: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Побеждайте зло добром!».

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе