Поводом для этого стал проект, в котором наша редакция принимает самое активное участие: в конце сентября выйдет в свет новое издание книги Евгения Соловьева «Расстрелянный Ярославль» о событиях мятежа 1918 года. А пока мы будем знакомить вас с малоизвестными, а подчас и вовсе неизвестными подробностями тех трагических событий.
Что связывает восстание против большевиков в Ярославле в 1918 году и культовый фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс»? Пароход «Спартак» (он же «Добрыня Никитич», он же «Великая княжна Татьяна Николаевна»).
В России надо жить долго. Эта максима Корнея Чуковского относится не только к людям, но и к кораблям. Длинная и интересная жизнь была суждена колесному пароходу «Великая княжна Татьяна Николаевна». Построенный накануне Первой мировой войны, он пережил восстание против большевиков в Ярославле, два переименования, Великую Отечественную войну и даже съемки в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Более 75 лет пароход перевозил по Волге пассажиров и грузы, пока не был списан вчистую в «лихие» 90-е.
В 1914 году по заказу известнейшего в России пароходного общества «Самолет» на знаменитых сормовских верфях в Нижнем Новгороде были построены два однотипных корабля – два брата, вернее, две сестры. В честь старших дочерей последнего русского императора они получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна». Царские имена были даны кораблям не случайно – они по праву считались лучшими из грузопассажирских пароходов, что были спущены на воды Волги.
«Речные княжны» (так их стали называть) были предназначены для перевозки пассажиров на линии Нижний Новгород – Астрахань. Они отличались от существовавших в то время волжских судов большими размерами (91,4 м в длину), а также воистину царскими комфортными условиями и роскошным убранством внутренних помещений. При отделке кают, коридоров и залов sister ships использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны и даже специальные каюты для новобрачных.
В годы Первой мировой войны корабли так же возили грузы и пассажиров вверх и вниз по великой русской реке. Революция дала им новые имена: «Княжна Татьяна» стала «Добрыней Никитичем» (позже «Спартаком»), а «Княжна Ольга» – «Алешей Поповичем» (затем «Володарским»).
Июль 1918 года бывшая «Княжна Татьяна» встретила в речном порту Ярославля, охваченного восстанием против новой власти. Корабль попал под огонь: со стороны нынешнего Заволжского района по центру Ярославля, захваченному восставшими, палили пушки. Взрывались, горели и рушились дома и церкви древнего города.
На десятый день восстания, когда стало ясно, что красные победят, лидер восставших полковник Александр Петрович Перхуров решил прорваться через окружение по Волге и отправиться за подмогой. 17 июля Перхуров, с которым было около 50 офицеров и солдат, пытается захватить «Княжну Татьяну», которую уже переименовали в «Спартак». Рядом со «Спартаком» в ярославском порту находился буксир «Батюшков».
Как вспоминала Хадиче Деже, дочь капитана «Батюшкова» Гюмяра Деже, оба корабля, увидев восставших, отчалили от берега. Перхуровцы начали стрелять из винтовок и пулемета. Буксир прикрыл своим бортом пассажирский корабль. Однако на «Спартаке» все же были убитые и раненые. Обратно к берегу корабли уже не пристали, а двинулись вниз по реке и на следующий день причалили в Костроме.
Полковник Перхуров все же сумел на другом пароходе прорваться из Ярославля на Толгу. Он пытался возобновить военные действия в Заволжье, в тылу красных войск. Когда это не удалось, он ушел в Кострому, оттуда в Казань, попал в армию Колчака, где был представлен к званию генерал-майора. Служил в колчаковской армии до ее разгрома. Потом работал на большевиков, однако был выявлен, доставлен в Ярославль, где в 1922 году осужден и расстрелян.
Пароход «Спартак» (бывшая «Княжна Татьяна») намного пережил своего неудавшегося захватчика. Долгие годы он перевозил людей по Волге. В 1950-х, после окончания строительства канала Волга-Дон, корабль иногда использовался на более длинных рейсах – из Москвы в Ростов-на-Дону.
Исследователи волжских судов приводят удивительный факт – двигатель «Спартака» ни разу капитально не ремонтировался. Этого не требовалось – машина работала, как часы. Ремонтировались каюты, восстанавливалась внутренняя и внешняя отделка корабля.
Именно уникальный для 1980-ых годов вид и превосходное состояние «Спартака» привлекли к нему внимание Эльдара Рязанова. Для съемок фильма «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» режиссеру требовался корабль, которому в экранизации была отведена значительная роль. По сути, «Спартак» стал полноправным героем фильма – паратовской «Ласточкой».
Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Жестокий романс», с грустью и теплотой вспоминал пароход: «Потрясающее судно. Сплошное красное дерево в отделке, и бронза – она так блестела! После съёмок я подошёл к гендиректору картины и сказал: было бы здорово, если бы Мосфильм купил это чудо, оно бы участвовало в исторических картинах. Но у Мосфильма денег на это, конечно, не было».
В середине навигации в 1991-м году «Спартак» вместе со своим близнецом «Володарским» были сняты с эксплуатации «за выслугой лет». «Речные княжны» проработали рекордный срок, ведь большинство их ровесников ушли на покой еще в 1950-х годах.
Рассказывают, что один из них хотели превратить в плавучий музей, другой — продать в Англию для капитального ремонта. Но благие намерения, как это нередко водится, так намерениями и остались, а пароходы погибли.
С кораблей вывезли все ценное – дорогую обшивку кают, люстры, посуду. Несколько лет сестры простояли на ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона, у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали и распилили...
Так закончился почти столетний путь этих кораблей. Но остались кадры великого фильма, который воскрешает перед нашими глазами красивейшие суда, которые сравнительно недавно ходили по Волге.