ЯРСТАРОСТИ: Романовы в Ярославле – Александр I Благословенный

Сын недолго правившего Павла I – Александр Благословенный – продолжил политику своей великой бабушки, Екатерины II.

Восшедший на престол в марте 1801 года, Александр I четверть века правил Россией в тяжелые годы испытаний и великих войн. Первый раз Александр посетил Ярославль вместе с братом Константином, сопровождая своего отца Павла, в 1798 году, 8 июня. Это был короткий официальный визит – с прослушиванием литургии в Успенском соборе, с приемом у губернатора Николая Аксакова. Переночевав в губернаторском доме, император с сыновьями отправился дальше. 

Не сохранилось никаких свидетельств или воспоминаний о роли Александра во время этого визита. 20–летний наследник не мог не замечать происходящего, но по рано развившейся в нем скрытности никак своего отношения к нему до поры не высказывал.


Екатерина II, как известно, не любила сына Павла Петровича и не хотела видеть его на российском престоле. В роли преемника они видела своего первого внука Александра и оттого тщательно заботилась о его воспитании и рано лишила материнского присмотра. Великий князь Александр с бабушкиной подачи рос с верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия.

Однако внушаемые ему идеи резко контрастировали с российской действительностью. Душевное состояние Александра осложнялось враждой за него между бабушкой и родителями. Необходимость постоянно лавировать, нравиться и бабушке, и отцу смолоду приучила будущего императора к скрытности и лицемерию. Эти черты остались в нем навсегда.

В 1829 году Александр Пушкин пишет стихотворение «К бюсту завоевателя», в котором описывает бюст Александра I, сделанный скульптором Бертелем Торвальдсеном с натуры в 1820 году. Рассказывают, что Торвальдсен, делая бюст, удивлялся странному разделению красивого лица: верх нахмуренный, грозный, а низ выражает всегдашнюю улыбку. 

Напрасно видишь тут ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих уст улыбку,

А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен.

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен,

В лице и в жизни арлекин.

Порядки, которые завел после вступления на трон Павел I, не нравились Александру. Он с возмущением писал друзьям о безрассудных, капризных и жестоких поступках отца. В годы павловского правления Великий князь был главным военным губернатором Петербурга и в силу этого прекрасно знал обо всем происходящем – именно через Александра шел основной поток карательных приказов Павла.

В конце 18 века Александр сближается с умным и циничным графом Петром Паленом. Бывший при Павле и в фаворе, и в опале, Пален стремился заменить его Александром и для того разработал серьезную интригу, даже выпросил у императора приказ на арест наследника.

Александр согласился участвовать в заговоре на условиях, что отцу будет сохранена жизнь. Знал ли он, что этого не случится? Мы можем только гадать. Но чувство вины за смерть отца будет преследовать Александра всю жизнь, во многом определив его увлеченность мистицизмом в последние годы.


12 марта 1801 года был опубликован манифест о восшествии на трон нового императора, Александра I. Он обещал править «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Таковым было и желание всего русского общества, которое ликовало, узнав о смерти Павла, устав от его сумасбродного произвола.

Сразу же из тюрем и ссылок были возвращены все жертвы тайной экспедиции, а также исключенные без суда чиновники и офицеры – до 15 тысяч человек.

В течение короткого времени Александр I провел ряд назревших реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян. В Петербурге была восстановлена закрытая Павлом Академия наук, в 1804 основан педагогический институт, а в 1805 – университеты в Казани и Харькове.

Большое внимание к вопросам образования, которое демонстрировал император, непосредственно затронуло наш город. В 1803 году на призыв Александра жертвовать средства на создание учебных заведений откликнулся промышленник и ученый Павел Демидов. На основание Демидовского высших наук училища он выделил 3578 душ крестьян, что из расчета 300 рублей на душу составляет более миллиона рублей, и 120 тысяч рублей деньгами. Демидовский лицей был предназначен для подготовки государственных служащих из высших слоев общества, как и открытые чуть позже лицеи в Нежине (1806) и Царском Селе (1811).


Напряженная международная обстановка начала 19 века, наполеоновские войны полностью поглощали внимание императора. Вновь Ярославль он посетит только ближе к концу земной жизни. А пока Россия ведет первую Отечественную войну.

В Ярославле находится штаб народного ополчения – Ярославской народной силы. Руководит им Георгий Ольденбургский, муж великой княгини Екатерины Павловны (сестры Александра). Будучи на поздних сроках беременности, Екатерина Павловна поехала вместе с мужем в Ярославль. По одной версии, романтической, чтобы не разлучаться с ним, по другой, прагматической – боясь, что Петербург будет захвачен неприятелем. Как бы то ни было, 14 августа 1812 года в Ярославле она родила сына Петра.

Ярославская народная сила во время нахождения французов в Москве прикрывала дорогу из Москвы в Петербург, а затем была переброшена к Смоленску. В заграничных походах в 1813 году ярославцы участвовали в осаде Данцига (сейчас Гданьск), в боях в крепости Ландау.


В начале следующего года, когда русские войска вступили во Францию, Александр подписал указ о роспуске ополчения. Ополченцы возвращались на родину до ноября 1814 года. За храбрость в боях 21 ратник ополчения был представлен к наградам. А офицерам конного полка ярославского ополчения император Александр I разрешил за отличную службу сохранить мундиры.

В последние годы правления император постоянно путешествовал по стране. В августе 1823 года состоялся второй визит Александра в Ярославль.

Император прибыл в Ярославль утром 20 августа под крики «ура» и колокольный звон. В успенском соборе его встречали архиепископ Симеон, губернатор Александр Безобразов, ярославское дворянство и духовенство. После молебна государь отправился в новый Губернаторский дом, только что построенный по его велению как императорский путевой дворец и резиденция ярославских губернаторов. Здание, построенное в 1821–1823 годах по проекту архитектора Петра Панькова, и сейчас благополучно стоит на своем месте. В нем располагается Ярославский художественный музей.


Утром на следующий день императору представлялись военные и гражданские чиновники, дворянство и купечество губернии. Александр присутствовал на параде квартировавших в Ярославле войск. Государь осмотрел город, в том числе Демидовское училище, Гимназию, Дом призрения ближнего. Вечером император посетил бал, данный ярославцами в его честь. 

22 августа Александр осмотрел тюремный замок и ярославские промышленные предприятия, в том числе полотняную фабрику купца Углечанинова, шёлковые фабрики купцов Оловянишникова и Красильникова. Рабочие Ярославской Большой мануфактуры (принадлежащей тогда Яковлевым) передали государю жалобу на плохие условия труда. Рано утром на следующий день государь оставил Ярославль и отправился в Ростов.

Некоторые детали визита Александра I в Ярославль дошли до нас благодаря воспоминаниям лейб–хирурга Дмитрия Тарасова, сопровождавшего императора во всех поездках в конце его жизни: «Нельзя умолчать об отличном устройстве дороги по Ярославской губернии. Бывший в то время начальником губернии действительный статский советник Безобразов довел дорогу до такой степени совершенства, что ее можно было почесть за бульвар для прогулки. По этому распоряжению нельзя было не заметить, что г. Безобразов был тонкий дипломат и мастер своего дела. Он хорошо знал, какую имеет важность во всяком деле первое впечатление. И успел в расчете. Государь остался довольным как Ярославскою губерниею, так и начальником ея».

Ярославские дороги произвели на императора долгое впечатление. Назначая через некоторое время после посещения Ярославля Николая Хованского витебским генерал–губернатором, он, по воспоминаниям Ивана Якушкина, приказал ему отправиться в наш город поучиться у губернатора Безобразова, как устраивать большие дороги. «Император остался очень доволен дорогой в Ярославской губернии, проехавши по ней в самую сухую погоду, – пишет Якушкин. – Но Хованскому пришлось ехать по этой дороге в проливные дожди, вязнуть во многих местах; он едва дотащился до Ярославля и обратно, а между тем на устройство этой дороги сошло по 10 рублей с ревизской души всей Ярославской губернии».

Надо сказать, что и в целом от нашего города у императора осталось положительное впечатление. Известно, что когда через год он был в Вятке, то, обозревая город и местность, сказал «Очень красивый город, походит на Ярославль – в малом виде!».


А губернатор Безобразов так стремился угодить императору, что набрал для вечернего приема в честь Александра у ярославских купцов товаров в долг, да еще в какой – расплачивалась с ним городская власть три года. Но расходы ярославцев вернулись сторицей – благоустройством Волжской набережной.

Во время своего визита Александр I обратил внимание на неустроенность берегов Волги в черте города. И 27 сентября того же года в адрес губернатора Безобразова пришло извещение о выделении 200 тысяч рублей, чтобы «укрепить берега (Волги и Которосли), дабы предотвратить на будущее время могущий последовать вред строениям от ежегодного размытия тех берегов силою воды и напоров льда». Для разработки проекта и сметы в Ярославль был направлен известный инженерный офицер – генерал–майор Богдан Гермес (будущий Тобольский и Пермский губернатор и сенатор). Проект предполагал укрепить берега Волги и Которосли на 1238 погонных саженей (1070 и 168 соответственно). Он был утвержден императором 24 июня 1824 года, и началась работа.

Откосы правого берега реки крепили землей и бутовым камнем. Интересно, что все приходящие в Ярославль по Волге купеческие корабли должны были привозить 1/4 сажени камня и песка. На земляных работах трудилось более 150 заключенных из тюрьмы в Коровниках. Основные работы по берегоукреплению были выполнены в 1825 году.

Так что можно справедливо сказать, что именно Александру I Ярославль обязан появлением Волжской Набережной – любимого места прогулок ярославцев и гостей города.

Правда, проверить качество выполненных ярославцами работ Александр уже не смог. Это выпало его преемнику – Николаю I. Посетив Ярославль в 1831 году и оценив набережную, император выделил еще 70 тысяч рублей для завершающих работ. Но об этом читайте в следующем материале.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе