Жуковский: судьба поэта и слово, без которого «ничто не на́чало быть»

Василий Андреевич Жуковский умер сто семьдесят лет назад, в конце апреля 1852 года.
Фото: портрет Жуковского работы Карла Брюллова


Жития его было шестьдесят девять лет, в эти годы вместился величайший взлет Российской Империи. 


С 1783-го, года его рождения, блестящего екатерининского времени, до заката царствования Николая I, когда Россия окончательно утвердилась в положении сильнейшей европейской континентальной сверхдержавы. Он чуть-чуть не дожил до покончившей с этим Крымской войны.

О том, что Василий Андреевич был крупнейшим русским поэтом, одним из основоположников романтизма, реформатором поэтического языка, известно всем, кто помнит школьную программу. Жуковский не стал государственным деятелем, как Державин, не был сослан, как Пушкин, в его жизни не было дуэлей — она оказалась сугубо частной и внешне достаточно благополучной.

Незаконнорожденный, сын пленной турчанки и русского барина, жившего и с ней, и со своей законной женой, он учил русскому языку будущую императрицу, стал воспитателем наследника престола, получил соответствовавший званию генерал-лейтенанта чин тайного советника.

При этом он был несчастен: в двадцать три года Жуковский полюбил двенадцатилетнюю девочку, свою ученицу, и это чувство осталось с ним на всю жизнь. Тогда он был нищ, не имел положения, у него не было никаких жизненных перспектив. Она тоже его любила, но вышла за другого. Поэт принял это, был дружен с ней и ее мужем. Когда она умерла, Жуковский прекрасно обеспечил ее дочь.

Женился он в пятьдесят восемь лет, на двадцатилетней девушке, полюбившей его еще ребенком. Счастье пришло слишком поздно: он тяжело болел, ее здоровье разрушили роды. Поведение Жуковского удивляло тех, кто его знал: он не боролся за свою первую любовь и находил утешение в том, что та, кто была ему дороже всего, счастлива с другим. Для его времени это было совершенно нехарактерно.

И здесь нужно сказать о том, чем наша история и мы, как народ, обязаны Жуковскому и русской литературе в целом.

Россия стала европейской страной очень поздно, в XVIII веке. Она надела на себя одежды европейской культуры, стала частью концерта великих европейских держав, изменения были стремительными. Внешнее здесь опережало внутреннее: Россия уже была великой европейской страной, а новой русской культуре только предстояло ответить на вопрос, кто мы и каково наше мировое предназначение. Русская литература должна была освоить совершенно новую для русских людей гамму чувств и представлений, которые вскоре стали соприродны образованному дворянскому обществу. А впоследствии и всей стране.

Самоирония, умение поставить себя на место другого человека и связанное с этим чувство сострадания пришли в европейскую культуру через описывавшие переживания героев романы. С этим было связано всеобщее смягчение нравов. У нас это произошло позже, трансформации оказались гораздо резче: в петровскую и послепетровскую эпоху стал совершенно иным не только внешний вид русских дворян, но и их внутренний мир. Много написано о том, что Пушкин изменил русский язык, но дело не только в этом: поэзия развила и обогатила язык русских чувств. Роль, которую здесь сыграл Жуковский, трудно переоценить. Иные поэты, возможно, описывали внутренний мир людей и их эмоции точнее и тоньше, но он был по-настоящему народен, его стихи и баллады действительно изменяли людей.

Была очень важна и его роль наставника царской семьи, продолжавшаяся двадцать четыре года, с 1817-го по 1841-й. Будущая императрица, великая княгиня Александра Федоровна (урожденная прусская принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина) впоследствии писала, что для учителя русского языка он был слишком поэтичен, а на свою роль наставника цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, сетовал сам Жуковский. Для того-де их занятия были «встречей со скукой». Но нельзя переоценить то, что наставником, близким человеком семьи Романовых, с их немецкими корнями или прямо германским происхождением стал крупнейший русский поэт. Крайне важным было и достаточно близкое общение Жуковского с самим Николаем I: пишут о том, что его отношения с царским семейством периодически портились, но это тоже являлось знаком особой близости.

Жуковский был и блестящим критиком, литературным наставником Пушкина, он, как никто другой, знал подлинное значение современных ему писателей. Он оказался их предстателем перед властью, без его хлопот и попечений участь Пушкина оказалась бы куда более печальной. Вместо службы на Юге юный поэт почти наверняка отправился бы в ссылку. Поэтическая и общественная судьбы Василия Андреевича показывают, какую важную роль в современной ему России играло писательское слово.

Оно, как в Евангелии от Иоанна, было первично: «Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть».

Без него не было бы и нас, с нашими эмоциями, сомнениями и рефлексией.

Автор
Алексей Филиппов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе