Знакомство с заводом

Где практиковались будущие механики из Рыбинского училища Комарова? 

Читаем статью Натальи Паниной, ярославского историка.


Как и сегодня, в дореволюционной России технические училища работали в тесной связке с будущими работодателями — промышленными предприятиями.

Обе стороны были заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов. Отношения налаживали с заводами, фабриками и мастерскими, располагавшимися в городе, регионе и даже в столицах.

Вчерашние крестьянские дети впервые знакомились с большим производством. Об этом писали так:

«Ученики совершали технические прогулки на заводы и пароходы, ж/д мастерские. Там им разъясняли смысл предприятия и значение его в обыденной жизни, отношение заводоуправления к служащим и рабочим, говорили о пользе, приносимой обществу».

— Так, в 1897-98 учебном году ученики первого класса Рыбинского технического училища посетили паровую мельницу Калашникова, механический завод Журавлева, пароходы рыбинской речной полиции. И даже мастерские Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, — перечисляет Наталья Панина.

При училищах были мастерские, и предприятия нередко заказывали штучные изделия, которые студенты для них выполняли. Например, в рыбинском училище Комарова собирали токарные, «стругальные» станки, станки по дереву и металлу, которыми пользовались многие техучилища и ремесленные школы России.

Сотрудничали и по вопросам оказания финансовой помощи. Так, в 1911 году в Комаровском училище появилось электрическое освещение и динамо-машина – на деньги купца Ефрема Калашникова. Он же помог оборудовать электротехническую лабораторию.

— Промышленники постоянно поддерживали техучилища. Часто владельцы заводов и фабрик выступали попечителями учебных заведений, они представляли реальное положение дел и нужды профессионального образования, — пишет историк.

Кем становились выпускники Рыбинского училища Комарова? Их профессии звучали так: слесарь, чертежник, помощник машиниста, рабочий по слесарно-механическому делу, мастер при техучилище, мастер столярно-модельного и слесарно-механического дела.


За работой в столярной мастерской (фото из московского училища)


В мастерских студенты проводили вторую половину учебного дня, осваивая специальность. Самые новейшие машины работали в рыбинском училище: в кузнице и литейке, слесарно-механической и столярно-модельной мастерской.

И главный плюс сотрудничества училища и предприятия – практика на производстве. Руководство училища заранее собирало пожелания от учеников, чтобы выяснить, где они хотят пройти стажировку.

Каковы были предпочтения будущих рыбинских техников? В 1898 году из 35 практикантов десять выбрали механический и чугунно-литейный завод Смолякова, девять – заводы Журавлева, шесть – механический завод Ганшина, пять – пароход в Акционерной компании цепного пароходства по Шексне. Эти предприятия занимали ведущее положение в экономике Ярославской губернии.

— Все запросы учеников были удовлетворены. Этому способствовала усердная работа директора Комаровского училища Сергея Сергеева. Он провел предварительные переговоры по условиям пребывания учащихся, возможности их размещения «по квартирам к надежным служащим» и финансовому содержанию, — пишет Панина.

По итогам практики в училище высылали характеристику учащегося. Похоже, рыбинские ученики производили самые лучшие впечатления на опытных специалистов.

— Так, управляющий механическим заводом Журавлева В. Иванов писал: «Ученики относились к занятиям с полным усердием и любознательностью при отличном поведении». Подобное мнение выражали и представители завода Смолякова. Значит, уровень подготовки будущих специалистов соответствовал ожиданиям представителей промышленных кругов, — сообщает историк.


Меценат Меркурий Комаров/ Алексей Кузьмин, выпускник техучилища Комарова. 1918 г.


Постоянная переписка шла и по вопросам трудоустройства выпускников Комаровского училища. Они устраивались на работу в крупные прославленные предприятия России: на петербургский Путиловский завод, московский механический завод братьев Бромлей, адмиралтейские мастерские Севастопольского порта.

И на местные предприятия: Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, судостроительный завод Журавлева, Ярославскую Большую мануфактуру. Они занимали должности чертежника, разметчика, помощника машиниста, слесаря.

— Средняя ежемесячная зарплата выпускников Рыбинского училища в первые годы их работы – 25 руб. У некоторых доходила до 60 рублей. Тогда как среднемесячный размер зарплаты рабочего в начале ХХ в. составлял 20 рублей. Таким образом, оплата труда квалифицированного рабочего со свидетельством об окончании промышленного училища была существенно выше, — пишет Наталья Панина.

Статья Натальи Паниной «Подготовка технических специалистов в Рыбинском училище Комарова (вторая пол. XIX – начало ХХ вв.)» опубликована в сборнике «Золотаревские чтения»


Письмо директора технического училища им. Комарова, 1911 г.

Автор
ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе