От редакции. В рамках дискуссии вокруг «европейского незапада», которой был посвящен наш очередной ньюслеттер, «Русский журнал» решил обратиться к философу Дмитрию Галковскому, автору философского романа «Бесконечный тупик», с вопросом о том, европейцы ли русские?
* * *
Европейцы ли русские?
Ответ на этот вопрос должен быть скорее положительным, чем отрицательным. Русские выглядят как европейцы. Их легко спутать, например, с жителями Скандинавии.
Религия русских – христианство, а христианство – религия, господствующая в Европе. Правда, христианство русских несколько отличается от христианства большинства европейцев, поскольку в России живут православные, а в Европе – католики и протестанты. Но следует учитывать, что традиционно для России была характерна северная ветвь православия, которая по своим принципам очень напоминала протестантскую церковь. Например, в течение долгого времени во главе РПЦ стоял не патриарх, а светский обер-прокурор и коллегия. Именно такая схема организации религиозной власти была характерна, допустим, для Швеции.
Кроме того, российская монархия составляла с монархиями европейских государств единую систему. Николай II был двоюродным братом императора Германии и короля Англии.
Поэтому исторически европейцы считали русских все-таки европейцами.
Тому были и юридические основания, ведь, собственно говоря, на 60% мировая дипломатия XIX века была создана русскими. Современная дипломатическая система была узаконена на Венском конгрессе, на котором особую роль играл русский император. Благодаря этому русские часто выступали международными арбитрами. Так, благодаря русскому арбитражу были мирно решены территориальные споры между Великобританией и Соединенными Штатами, а также между Англией и Венесуэлой. Был урегулирован дипломатический спор между Англией и Голландией. Именно русские были инициаторами ограничения вооружений (Гаагский конгресс).
После Октябрьской революции 1917 года в России произошла кардинальная перемена не только политической власти, но и самой цивилизации. Первоначально считалось, что произошла социальная революция. Однако впоследствии выяснилось, что произошла не социальная революция, а этническая. Социальная революция развивается в соответствии с определенными закономерностями. Ее первоначальный этап – период социальных новаций. Второй этап – реставрация большинства институтов, против которых боролись революционеры на первом этапе борьбы. Как следствие, постепенно восстанавливается государственная и культурная преемственность.
Государство, пережившее этническую революцию, меняется кардинальным образом. Например, завоевание Испании маврами привело к образованию другой цивилизации. Испанцам потребовалось несколько столетий для совершения Реконкисты и восстановления на Пиренейском полуострове власти европейцев. Если представить себе, что Реконкиста не состоялась, то на территории нынешней Испании сегодня была бы в лучшем случае Турция, а в худшем – еще одно Марокко.
В России этническая революция привела к установлению господства азиатских народов, прежде всего, народов Кавказа. Во главе государства встал грузин Сталин (Джугашвили), его главным приспешником был еще один выходец с Кавказа Лаврентий Берия. Также кавказцем был и Анастас Микоян, второй человек в СССР при Никите Хрущеве. Это не говоря о многочисленных Орджоникидзе, Енукидзе, Георгадзе т.д. Все они строили то общество, которое им было близко, понятно и которое они могли воспроизвести в силу своих культурных и этнических традиций.
В 1991 году при распаде СССР в национальных республиках к власти пришли представители национальных интеллигенций, которые в меру возможностей стали развивать свои государства в соответствии с традициями собственных народов. В Азербайджане азербайджанцы построили такое государство, которое никто не считает Европой. А в Прибалтике были созданы государства, которые теперь юридически признаны частью объединенной Европы.
В России, к сожалению, национальную реставрацию осуществить не удалось. В нашей стране диктат до сих пор осуществляют азиаты, прежде всего, выходцы с Кавказа. Они навязывают русским свой менталитет, свое отношение к ценностям, человеческой жизни, к правам человека. Русские же не в состоянии серьезно обороняться. В итоге в России было создано азиатское государство.
Наиболее неблагоприятный факт господства азиатов – это деградация культуры. Европейская Россия была великой страной, ряд русских писателей и поэтов вошли в сокровищницу мировой культуры. Спросите любого человека в Лондоне, в Париже или в Нью-Йорке, кто такой Расул Гамзатов, и вы не получите ответа. Но если спросите о Достоевском или Чехове, то вам ответят все. Их проходят в средней школе.
Необходимо учитывать, что когда речь идет о национальных особенностях людей, то действует не рассудок, а предрассудки. Национальность – это нечто биологическое, вроде половой принадлежности. Что такое политКОРРЕКТНОСТЬ? Само слово предполагает, что человек должен вести себя корректно и не более того. Что он при этом думает, никого не интересует. При политкорректности важно, чтобы на социальном уровне личная неприязнь человека никак не проявлялась, и все. Никто в США не требует, чтобы белые любили негров или чтобы негры испытывали теплые чувства к белым: им только внушается, что вступать в открытые конфликты социально-неприлично. И это, в общем, правильно. В России, к сожалению, до сих пор присутствует варварское отношение к этим проблемам. Люди, выступающие с позиции интернационализма, априори говорят, что они сами лишены каких-либо национальных предрассудков и прямо-таки любят другие народы. А это неверно. Они, также как и самые махровые шовинисты, заражены национальными предрассудками. Отказываясь их признавать, эти люди лишают себя возможности подвергать свои предрассудки коррекции.
В психологии есть тесты, предполагающие наличие замаскированного контрольного вопроса. Например, человека помимо прочего спрашивают: не совершал ли он в детстве мелких краж? Если человек говорит, что не совершал, значит, он обманывает, потому что все люди в детстве потихоньку присваивает себе чужие игрушки, без спроса едят бабушкино варенье, а то и тырят у родителей мелочь на мороженое.
* * *
Европейцы ли русские? – К этому вопросу, на который мне предложили поразмышлять, я подошел предельно вежливо. Но в самой постановке вопроса таится заряд чудовищной ксенофобии. По аналогии, можно представить ситуацию, что мы подходим к человеку европейской внешности и спрашиваем, не негр ли он? В самом вопросе здесь содержится оскорбление, которое вызовет неизбежную фрустрацию и отпор. Возникнет цепная реакция ксенофобии.
На национальном уровне подобная ксенофобия будет проявляться до тех пор, пока во главе государства будут находиться национальные меньшинства. Чтобы подобного в государстве не наблюдалось, во главе него должны находиться представители господствующей нации. В противном случае постоянно будут наблюдаться столкновения на этнической почве. У нас до сих пор это не понимают.
Национальный вопрос требует деликатности. Люди, как правило, отмалчиваются вместо того, чтобы на него отвечать или, что более часто, просто не задают вопросов о национальности. В России такие вопросы задаются, но при этом требуется, чтобы люди на них отвечали очень плавно и корректно. Однако возможно это только в условиях сонного общества – общества, которое находится вне серьезных конфликтов. Современное же российское общество, к сожалению, весьма и весьма нестабильно.
Власть в нулевые годы совершила очень серьезный просчет. Ей надо было именно тогда сделать все возможное, чтобы все-таки решить главную проблему современной России, обеспечить социальный лифт, благодаря которому представители русского населения могли бы занять серьезные посты в культуре и политике, а русский народ в целом – принять участие в разделе бывшего советского имущества. Ничего этого не произошло. Проблему просто загнали внутрь. Но она себя проявит.
В обществе назревает конфликт между русскими, которые составляют 83% населения, и 17% «советского народа», состоящего из разношёрстных, а часто и сомнительных этнических групп. О «сомнительности» я говорю не в смысле «ущербности», а потому, что у этих народов есть свои суверенные государства, что делает их политически неблагонадежными (за исключением специфической еврейской общины, а также, может быть, общин украинцев и белорусов). Грузин или узбек, занимая пост в МВД, армии, налоговой или статистической службе России, будет потенциальным вредителем и шпионом.
К сожалению, в Российской Федерации как к потенциальным вредителем и шпионам относится к русским. Русские это государство пугают, и это чудовищная ошибка власти. Прохладное отношение к русским в СССР было оправдано политически и демографически. Но сегодня эта неприязнь, доставшаяся современному Кремлю по наследству, может завести его в тупик.
Russian Journal
Цитаты Галковского
imfromjasenevo: боюсь, что у научного знания нет национальности, вполне себе встречал лажовые статьи с еврейскими авторами, на уровне русских торсионных полей.
У Лысенко были евреи в команде, среди физиков сдавших теорминимум Ландау полно русских. Фок был немцем, Боголюбов писал первоклассные научный труды на украинском языке. Капица имел польскую кровь. Ведущий математик в СССР Колмогоров русский.
ДЕГ: Конкретно биографии могут быть разные, а общая тенденция однозначна.
imfromjasenevo: ярких спецов давали по шапке, вне зависимости от национальности.
И русский Королев, и немец Фор и еврей Ландау сидели. Судьба еврея-ученого точно также могла сломаться в любой момент, как ученого-русского или украинца.
ДЕГ: Могла. Только до революции евреи составляли 5% учёных и то это большей частью были евреи западные (в основном выходцы из Германии). А после революции из-за эмиграции и террора процент евреев-учёных увеличился до 20%. Потом, из-за ограничений поступления русских в вузы (внешне по социальному признаку) процент евреев увеличился до 35%. Поскольку из интеллигентных семей поступать в вузы разрешали только евреям, среди нефиктивных специалистов их процент составил к 40-м годам 50% и упорно держался до последней еврейской эмиграции. Их этих 50% девять десятых были евреи местечковые, слабо разбирающиеся в европейской жизни (они её просто никогда не видели).
Проблемы у евреев с советской властью были. На раннем этапе — у части культурных городских евреев, в конце — у еврейской массы, которая получила льготы на выезд. Евреев также очень напугал террор конца сороковых, когда к евреям несколько лет относились так же, как к русским относились всегда. То есть без льгот и с периодическим хамством («куда прёшь, рыло!»). Но в целом это была краса и гордость советской элиты. КОСТЯК. Еврей сам по себе для советской власти штука плохая. Советскую власть пугала любая этническая определённость. Нравились метисы. Идеальный советский человек это любая форма метисизации (узбеко-украинец, чечено-эстонец, русско-бурят), но обязательно с дополнением еврейства. Без еврейства советский гомункулюс ненастоящий.
Англичане кстати так к советским и относились. Как к нелепым крестьяно-евреям. Очень показательны в этом смысле впечатления об СССР Питера Устинова. Он всегда хохотал над советскими; А, «Шлёма Иванов». Думаю, это было у него не личное, а типологическое. «Взгляд из Лондона».
imfromjasenevo: Слышал от одного русского социолога, занимающегося этничностью в СССР, обратную версию. Что ,что быть по паспорту русским, но с фамилией Рабинович (или иметь плохое отчество) было много хуже, чем жить с записью еврей и еврейской фамилией, так как, меньше шансов быть принятым на работу и на учебу.
Типа явный еврей мог попасть в разрешенный процент, а вот за скрытого могли дать по шапке отделу кадров, и они предпочитали не связываться.
Это все, конечно, касается последних 30 лет советской власти.
ДЕГ: Существует много спекуляций по поводу процентной нормы для евреев в вузах. При этом конкретных цифр не называется. Дело в том, что подобная установка действительно существовала, кажется с начала 60-х, но была она вызвана не антисемитизмом, а засильем евреев. 20% — нормально. Но речь пошла о 60%. Это резко сужало базу для других наций, особенно без брони (она была у большинства отсталых нацменов). Кроме того, качество студенчества падало. Евреи народ культурный и талантливый. Но не до такой степени, чтобы 100% евреев имели высшее образование. Поэтому сказали: «Вы, это… орудуйте потише». «Возьмите себя в руки» (с) персонаж Волчек из «Берегись автомобиля». В условиях постепенного охлаждения к евреям (из-за льготной эмиграции) это стало подаваться как гонения. А какие гонения? Любая еврейская община приняла бы такое решение. Что они, дураки что ли?
В СССР было легко поменять национальность в паспорте и фамилию. В условиях льготной эмиграции смена национальности и фамилии воспринималась как проявление лояльности к советской власти. «Человек решил остаться». Никаких препятствий для этого не было. Наоборот, крайне болезненно относились к любым формам национальной самоидентификации (изучение иврита, хождение в синагогу и т.д.) Это могло вызвать проблемы. В последний период большие, чем у русских или мусульманских народов.
Кроме того, существовал бытовой антисемитизм. Повсеместный, но довольно слабый. Люди завидовали еврейским льготам, что естественно. В условиях скученности на евреев постоянно натыкались, что тоже «не способствовало». Но ничего похожего на армяно-азербайджанские отношения не было.