Искомо русские

XVIII Всемирный русский народный собор погрузился в национальную идентичность. Слушала и наблюдала Елена Кудрявцева.

В Москве приняли Декларацию идентичности русского народа.

Русский народ начал стекаться к храму Христа Спасителя задолго до начала мероприятия. В очереди, ежась от ноябрьской сырости, вперемешку стояли обычные люди и священники, чьи клобуки развевались на ветру черными шелковыми лентами. То и дело кто-то благочестиво предлагал батюшкам пройти без очереди, а те миролюбиво отвечали: "Да нет, мы такие же, как все, простые русские люди".

Участники XVIII Всемирного русского народного собора (ВРНС) готовились принять особый документ, который должен был ответить на непростой вопрос, кто же такой русский человек. Например, в Германии, чтобы называться немцем, нужно обязательно иметь немецкую кровь (от отца или матери), а в США американцем может быть всякий, кто признает Конституцию государства. Такого однозначного понятия о русской идентичности у нас пока нет. В ожидании ответа фойе Зала церковных соборов храма Христа Спасителя заполнили десятки делегатов со всей страны: учителя и политики, военные и футбольные болельщики, писатели и артисты, ученые, космонавты и кулинары-патриоты. Народу собралось так много, что возникло волнение: хватит ли номерков в гардеробе? Но в итоге обошлось, зал не заполнился до конца, так что все могли спокойно занять места и приготовиться к открытию Собора, тема которого была обозначена так: "Единство истории, единство народа, единство России".

Собор начался с молитвы и гимна России. Первым выступал патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который рассказал о том, что сегодня "мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками" и особую роль в этом должен играть русский народ — главный творец отечественной культуры. После этого патриарх призвал выработать общие смыслы для понимания истории, предупредив, что "описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно, а упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающуюся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу".

"Смотреть с восторгом в будущее"

Надо признать, что последний призыв патриарха услышан так и не был. На трибуну стали подниматься соборяне, и каждый из них нес в зал свою идею о том, как именно нужно созидать единство русского народа.

Ирина Яровая, председатель комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, член "Единой России", выступала без бумажки. О чем будет говорить автор целого ряда резонансных законопроектов, в том числе об ужесточении ответственности за нарушение правил проведения митингов и о возвращении уголовного наказания за клевету, угадать было несложно. Накануне несколько СМИ опубликовали выдержки из совещания возглавляемой ею в партии патриотической платформы, где было предложено отказаться от демократии, разогнать Высшую школу экономики и ввести единые учебники по всем предметам — для усиления единства. Согласно каким-то неведомым этому миру логическим правилам, депутат заключила, что множественность мнений ведет к зомбированию, а единая точка зрения, озвученная с детства,— к формированию здорового с нравственной точки зрения россиянина. "Недаром сказано: мир управляется из детской,— сказала Ирина Яровая.— Какой должна быть память? Каким должен быть учебник истории, литературы, русского языка? Учебник истории — учебник о любви к России. Множественность и плюрализм мнений не дает истины, а способствует утрате морально-нравственного выбора".

Советник президента Сергей Глазьев отметил, что президент Путин ведет твердую линию на обеспечение мира и теперь необходимо подумать об укреплении единства нации изнутри. "На Украине вырастили зомбированную молодежь, которую толкнули на войну с собственным народом",— сказал он. И теперь, по мысли политика, России в качестве лекарства надо принимать историческую правду, "основанную на русских традициях всемирной отзывчивости и соборности". "Кроме нас слово правды сказать в мире некому",— уверенно заявил советник президента. В свою очередь, глава Республики Северная Осетия — Алания Таймураз Мамсуров призвал собравшихся не упустить исторический шанс поддержать Владимира Путина, "пока ЕС — это спрятанное в словесной шелухе чудовище — пожирает национальные суверенитеты". Он удостоился овации, напомнив, что кавказские территории — исконно русские и что Осетия собирается построить самое высокое здание в республике — храм в честь святого Александра Невского.

Обстановка постепенно накалялась: все чаще звучали до боли знакомые слова о мировой закулисе, об оси зла и о врагах, окруживших Россию со всех сторон. На трибуне показался глава Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Зюганов. После приветствия святейшего патриарха лидер коммунистов добавил "товарищи", по-новому зазвучавшее в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. "Наша держава всегда стояла и стоит на четырех столпах,— громогласно заявил лидер коммунистов.— Это сильная власть, высокая духовность, чувство соборности и коллективизма, а также элементарная житейская справедливость".

Рецепт единства от коммунистов таков: бороться с империалистами, которые развязывают войну, вернуть советскую школу и направить не менее 5 процентов ВВП в сельское хозяйство, потому что иначе "крестьянин не может ни купить новую технику, ни освоить новые технологии". В конце речи глава коммунистов вдруг напомнил, что очень важно заботиться о земле, воде, лесе и духовных основах. "Только на глубокой переработке леса без ущерба для природы можно зарабатывать до 100 млрд долларов в год. Это колоссальные ресурсы! — с воодушевлением говорил Зюганов.— А что касается пресной воды, то в одном Байкале 24 процента ее мировых запасов. Напомню, тонна чистой воды на европейском рынке стоит гораздо дороже тонны отборного бензина, и она будет удваиваться в цене каждые пять лет!" Оратор сорвал аплодисменты, спросив присмиревший зал, почему правительство подписало указ о праздновании юбилея Солженицына в следующем году, а о юбилее Тургенева в 2018-м и Горького в 2016-м — ни слова?

Следом на трибуну ВРНС энергично взошел лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заметив, что у нас есть все, чтобы построить национальное государство: территория, народ, язык, культура и история. "Надо открыть все архивы, чтобы все знали, как мы прожили эту тысячу лет, особенно XX век,— говорил Жириновский.— От кого их закрыли? Зачем? Их закрыли при советской власти, уже ее нет или, получается, она есть? Либо восстанавливайте советскую власть, либо открывайте архивы". Попутно лидер партии предложил защищать историческую память. Для этого нужно, во-первых, упразднить советские праздники, например праздновать создание ФСБ не 20 декабря, когда в 1917-м образовалось НКВД, а в день основания царской жандармерии или "специальных структур" при Иване Грозном. А во-вторых, помнить, что "некоторые партии сносили храмы, а некоторые — строили". Вот ЛДПР, мстительно говорил Жириновский, поглядывая на Зюганова, построила два — один в Бутово, другой — в Ростове. А потом заявил: "Историю объединить, всю правду рассказать, всех простить! Я предлагал акт исторического примирения. Объединить три истории: царской России, советской и нынешней. И памятники или не ставить, или не сносить. Всех прошу рассматривать все в позитиве и вашу жизнь, даже если уволили, если развод в семье, плохое жилье — все! В позитиве смотреть на прошлое, настоящее и с восторгом на будущее!"

Потом свою версию российской идентичности изложил и лидер "Справедливой России". Оригинальной она не была: "Четвертого ноября все четыре парламентские партии шли в одной колонне. И сегодня мы снова вместе в храме Христа Спасителя,— торжественно объявил Сергей Миронов.— Теперь мы вместе, потому что мы вместе с нашим президентом сплотились вокруг той опасности, которая нависла над Россией и миром". А вслед за этим выступавшие вновь и вновь говорили о том, что у России, не поддавшейся очарованию "содомитской Европы, которая смотрит в рот США", особая историческая миссия — спасти мир.

Назвать себя по имени

В перерыве русский народ организованно кормили в двух больших, на несколько сот человек, залах. Рядом с лестницей, под картиной, где Христос стоял перед Понтием Пилатом, выстроилась очередь за чаем. "Чем русский человек отличается от других? — повторил вопрос Эдуард Анашкин, писатель из деревни.— Добротой! Русский человек отзывчивый и добрый. Все мы: кто-то украинец, кто-то латыш,— все люди! Мы все человеки! Поэтому должны по-доброму, по-хорошему, тихо договариваться и решать вопросы какие-то. Вот сегодня здесь, вокруг земли русской, Собор собрал всех добрых хороших людей, которые хотят нести добро".

Надо сказать, что церковь не первая попыталась определить, кто же такие русские. Историки считают, что поиск национальной идентичности — занятие довольно полезное, как и всякое осмысление. А если какая-либо нация или государство, будь то Римская империя или послевоенная Греция, связывает свою идентичность с верой, это всегда дает импульс к развитию и страны, и народа, который переосмысливает и по-новому принимает вечные ценности. В России особо остро вопрос русской идентичности встал в 1814-м, когда наши войска вошли в Париж и стали победителями страны, культурой которой жила и восхищалась российская элита России на протяжении двух сотен лет. А сегодняшние искания своей национальной судьбы с подачи патриарха Кирилла, страшно теперь сказать, находятся в русле самой что ни на есть европейской и общемировой тенденции. Именно о ценности национальности говорят в мультикультурной Европе.

— Проблема соотношения национальной и религиозной идентичности — это одна из самых дискуссионных и обсуждаемых проблем в современной исторической науке, причем не только отечественной,— говорит, сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН историк Алексей Беглов, который одним из первых начал публиковать документы тайных монашеских общин советского периода.— Можно точно сказать, что определить некую формулу оптимального сочетания в данном случае невозможно. Национальная идентичность в новое и новейшее время была очень мощным фактором и заметно влияла на ход истории, но при этом она могла быть связанной и не связанной с другими процессами. Например, существовавшее в Прибалтике с середины XIX века движение за переход латышей и эстонцев в православие было одновременно и религиозным движением, и национальным, и социальным. Ведь таким образом латыши и эстонцы, принадлежавшие в основном к податным слоям, противопоставляли себя немецкой лютеранской элите.

Применительно к российской истории, по мнению Алексея Беглова, в историографии до сих пор стоит вопрос о том, завершилось ли формирование российской нации к концу имперского периода. "Потому что на протяжении долгого времени она во многом была в тени имперской идентичности. А имперская идентичность далеко не соответствовала национальной русской идентичности". Но почему-то именно в России, по мнению директора ВЦИОМа Валерия Федорова, для формирования национального самосознания всегда нужен внешний враг. Скачки патриотизма в последнее время, согласно данным социологов, наблюдались именно на фоне конфликтов — грузинского, чеченского и теперь конфликта на Украине. Показательно, что почти год назад ВЦИОМ провел исследование на тему российской идентичности. На вопрос, к какой группе вы бы себя отнесли, 32 процента россиян ответили, что они "сами по себе". 11 процентов опрошенных причислили себя к среднему классу, 6 — к пенсионерам, 5 — к бедным, 4 процента — к русским. А когда нужно было выбрать из уже предложенных ответов, 57 процентов опрошенных выбирали группу "гражданин РФ". 35 процентов причислили себя к жителям города или села, по 16 процентов — к определенному поколению или национальности. К группе по уровню достатка причислили себя 11 процентов, по вере — 10, по политическим взглядам — 2 процента.

Ростовский горошек и патриотизм

Во второй части Собора, когда патриарх уже покинул собрание, в зале зазвучали еще более разнообразные рецепты создания русской идентичности и единства народа: всеобщая военная мобилизация, футбол и даже реабилитация древнерусской кухни.

— Возрождение подлинной русской идентичности невозможно без возрождения национальной кулинарии,— уверенно говорил с трибуны председатель фонда сохранения русской кухни "Русская поварня" Максим Сырников. Ресторатор, известный блогер и собиратель старых рецептов с болью констатировал, что россияне в соцсетях жалуются на то, что не могут купить итальянский сыр или испанский хамон, но при этом совсем не расстраиваются из-за того, что потеряли сотни исконно русских блюд и продуктов. "Ростовский горошек. Соловецкая сельдь. Где они? — спрашивал соборян Сырников.— Мы даже названий таких не знаем!" Чтобы пощадить собравшихся, Сырников не стал спрашивать, готовят ли они дома сальник, мясное тельное, кашку рыбную или соковеню. В утешение привел цитату о том, что о полной утере исконно русской кухни еще в 1882 году писал известный деятель Вольного экономического общества Василий Левшин. Но было поздно: все уже чувствовали себя виноватыми.

Митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, напомнив, что старообрядчество — это не какая-то попутная разновидность христианства, а самое что ни на есть настоящее христианство, говорил о традиционном образе русского человека, связанном с многодетностью, трудом и молитвой. А затем рассказал историю жизни семьи староверов-отшельников Лыковых. Они ушли жить в Сибирь еще после революции и с приближением советской власти укрывались все дальше в саянских лесах. Там их и разыскал в середине 1980-х журналист "Комсомольской правды". Митрополит Корнилий поведал, как весной этого года он сам лично навестил последнюю представительницу рода Лыковых — Агафью, которая, несмотря на возраст, много работает в огороде, варит варенье из лесных ягод, собирает шишки и ткет половики изо льна. Такая вот скромная трудовая жизнь в сочетании с постоянной молитвой и есть то, что предписано русскому человеку и христианину.

В ответ на это выступление глава ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин вспомнил, что старообрядцы помогают своим, давая деньги в долг без процентов, и обратился к "банкирам в зале": возможна ли православная экономика без ростовщичества? Если в зале к этому времени и оставались банкиры, то на вопрос они не ответили.

— Еще в советское время мы боролись за свои права: за право кричать кричалки на стадионах,— говорил с трибуны один из руководителей Объединения спортивных болельщиков Степан Кривошеин.— Мы отсчитываем историю с 1972 года, но сегодня перед нами стоят другие задачи.

Задачи глава болельщиков оценил коротко: собирать молодежь. В качестве примера он привел совместную акцию РПЦ и футбольных фанатов "Будь русским!", которая прошла в августе этого года в Старой Рязани и очень понравилась молодым ребятам, которые "фальшь за версту чуют".

Громче всех говорил генерал-майор Александр Владимиров, почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений. Он взбодрил начавших было дремать после обеда соборян, заявив, что Россия уже проиграла войну Западу, потому что она не знает, что в ней участвует. Главный посыл генерала состоял в том, что русский народ должен сплотиться с оружием в руках, так как Россия в силу своего особого исторического пути вынуждена будет идти в одиночку. В такой ситуации Владимиров предлагает немедленно внедрить расширенное кадетское образование, которое будет давать России "новый класс служивых людей". По мысли генерала, это будут патриотические вертикали, подчиняющиеся непосредственно президенту России.

Получив свою порцию оваций, генерал уступил место следующим ораторам, ищущим русскую идентичность. Слово получил писатель Станислав Куняев, который сказал, что настоящая русская литература всегда служит своему Отечеству, и решительно открестился от "богохульной либеральной интеллигенции, имеющей финансирование с Запада и устроившей сатанинские пляски в храме Христа Спасителя". К патриотичной литературе он в числе прочих причислил Александра Проханова и Захара Прилепина. После патриотической прелюдии Куняев заговорил о насущном: "Циничные чиновники из Минюста" под разными предлогами пытаются отнять собственность у Союза писателей. Литератор привел неожиданную параллель, заметив, что как когда-то революционеры хотели уничтожить монашеский слой и поэтому разрушали церкви, так сегодня чиновники хотят уничтожить совесть эпохи — слой писателей. В конце выступления он еще раз предупредил, что они (по всей вероятности, циники из Минюста) "надеются выдавить нас в протест, в пятую колонну предателей, но мы так просто не сдадимся".

Одной из последних выступала кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН Наталья Лактионова. Она в чем-то пошла дальше всех выступающих, которые говорили, что надо бы взять из истории Советского Союза все лучшее. Историк Лактионова предложила начать с начала: разобраться с понятиями, в частности с термином "тоталитарное государство", который бросает тень на наше Отечество. Дальше Лактионова, автор работы "Реабилитация советского периода как необходимое условие укрепления российской государственности", предложила подретушировать не только термины, но и исторические факты, "И, наконец, Катынь,— сказала она,— надо открыто сказать: не стреляли мы там никаких поляков!"

Зал устал, хотя, по идее, должен был бы вздрогнуть: кандидат исторических наук Лактионова опровергла не только историческую правду, но и многократно цитируемого соборянами президента России Владимира Путина. Который, будучи премьером в 2010 году, сказал: "Этим преступлениям не может быть никаких оправданий, в нашей стране дана ясная политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима. И такая оценка не подлежит никаким ревизиям".

В конце мероприятия уже немногочисленные участники Собора заслушали Декларацию русской идентичности, выработанную Экспертным советом ВРНС. "Русский,— звучало там,— это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа".

После всего услышанного это казалось немного пассивной позицией и я решила поделиться сомнением с участницей Собора Светланой Переваловой, приехавшей сюда из маленького военного городка. "Я думаю, что мы можем проявлять свою русскость во всем,— кратко резюмировала она дискуссию.— Русский народ отличается особенной широтой, добротой и любовью ко всем. Почему на Руси говорят про Иванушек-дурачков? Потому такой свет изнутри у нашего человека идет, что, кажется, любому руку подаст. Это где-то на генном уровне. У нас, может быть, молодой человек и не встанет в метро место уступить, но случись какая беда, за родину, за маму он грудью встанет. Такова наша великая миссия"...

Елена Кудрявцева

Не такие, как все

Опыт

Попытки отдельных народов обосновать свою особость, а то и исключительность в истории не редкость. "Огонек" припомнил некоторые эпизоды

Англичане

На Альбионе по сей день популярно суждение: Британская империя вряд ли стала бы таковой, если бы не представления англичан о своей особой миссии. Они, представления, закладывались на заре британского могущества, а "несущей конструкцией" стала вышедшая в середине XVI века "Книга мучеников" священника Джона Фокса. В ней католическая церковь клеймилась как антихристианская, а носителем истинной веры объявлялась набиравшая силу англиканская церковь во главе с королевой Елизаветой. Как считают историки, после того как книга Фокса пошла в народ, многие англичане осознали свою богоизбранность.

Поляки

Первоначально о собственной исключительности заявляли лишь представители привилегированного сословия — шляхты. Согласно идеологии сарматизма, популярной в XVI-XVIII веках, шляхтичи считали себя потомками уникального народа — вольнолюбивых сарматов, хотя это было не более чем предположение. После разделов Польши в конце XVIII века о сарматских корнях польской знати говорить перестали, зато начали говорить об особой миссии всех поляков, свой народ польские интеллектуалы стали называли "Христом Европы", который, будучи как бы распятым, обязательно принесет спасение другим этносам. Такое прочтение было популярным еще в начале прошлого века.

Американцы

Об особой миссии США и американской исключительности исправно говорит едва ли не каждый американский президент. А началось все с появлением формулы о "явном предначертании", ставшей популярной в середине позапрошлого века. Историки утверждают, что впервые ее использовал в статье "Аннексия" демократ Джон О'Салливан, оправдывая территориальные приобретения периода американо-мексиканской войны 1846-1848 годов. В частности, "явным предначертанием" объяснялась необходимость присоединить к США западные штаты. Чуть позже, во время испано-американской войны, республиканцы использовали "явное предначертание" для обоснования зарубежных завоеваний. Дальше работала эволюция: от предначертания до исключительности — один шаг.

Новозеландцы

Новая Зеландия не может похвастаться древней государственностью и единым этносом. Но многие населяющие ее люди, этнические разные, тем не менее уверены в своей богоизбранности: уже более 100 лет новозеландцы как бы невзначай признают, что живут в Личной Стране Бога. Это название Новой Зеландии придумал поэт Томас Браккен, выходец из Ирландии, однако метафору бесхитростные обитатели затерянных в океане земель восприняли всерьез. Они искренне полагают, что если бы у Бога было постоянное место жительства, то он обосновался бы на живописных островах Новой Зеландии.

Подготовил Сергей Мельников

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе