Иван Ильин. В поисках русской идеи

22-23 декабря в Большом зале коллегии Министерства культуры Российской Федерации и здании Института Наследия на Берсеневской набережной прошла Международная научная конференция "Национальный вопрос в творческом наследии Ивана Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики".

Организатором конференции, посвященной 60-летию со дня смерти знаменитого русского философа, выступил Институт культурного наследия при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Всемирного Русского Народного Собора.


«Сейчас решается судьба России», - прокомментировал событие зам. начальника Управления по внутренней политике Администрации Президента, Михаил Белоусов, «от нашей страны ждут шагов не только внутри ее, но и за ее пределами». «В этих условиях - подчеркнул он - наследие Ивана Ильина, который посвятил всю свою жизнь поиску особого пути России, становится особенно актуальным».

Директор Института культурного наследия, Арсений Миронов отметил историческую важность события:

«Сегодня ключевыми задачами государственной культурной политики объявляется воспитание личности на основе традиционных ценностей нашего общества – и объединение страны единой культурой. Мне кажется, Россия делает первые шаги в полном и строгом соответствии с позитивной программой Ивана Ильина. И эта конференция - еще один шаг в этом направлении».

На конференции выступили заведующий кафедрой философии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Александр Маслин, профессор Воронежского государственного университета, доктор исторических наук Аркадий Минаков, профессор кафедры гуманитарных наук СПбГУ, доктор философских наук Игорь Евлампиев, заслуженный профессор права Пенсильванского университета Уильям Батлер, профессор философии Дикинсон колледжа Филип Гриер, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Владимир Катренко, заместитель губернатора Ярославской области Александр Грибов, а также другие крупные специалисты в области философии и права, общенациональной политики, межнациональных отношений, теории и истории культуры, как из России, так и других стран.


Первые доклады были посвящены важной исторической роли, которую Иван Ильин сыграл в жизни России. Вспомнили его прогнозы о посткоммунистической России, задачи которые он ставил перед новой Россией почти век тому назад, опасности, о которых он предупреждал, а также о завещании Ильина – не допустить расчленения России, что «превратит нашу страну в гигантские Балканы, в вечный источник войн, в великий рассадник смут».

Вспомнили и о русской эмиграции, о том, что Иван Ильин, его современники и потомки, вынужденные покинуть свою Родину, сделали для Европы и всего мира. И о том, как все это было забыто. Недаром сам Ильин писал: «Европа не знает и не понимает Россию».

Одним из самых ярких докладов стал доклад Капитолины Антоновны Кокшенёвой, руководителя отдела культуры Института наследия, поднявшей вопрос о «кризисе» современной культуры с точки зрения продвижения традиционных ценностей, в которых, по мнению Ильина, и есть «инстинкт самосохранения» народа.

«Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... Словом, у каждого народа особый душевный уклад и духовно-творческий акт».

Но самый важный вопрос, поднятый в первый день конференции, касался необходимости выработать новую государственную идеологию – того, чем должно руководствоваться государство в своём бытие. Как показывает исторический опыт, ни одно государство не может жить без собственной идеологии, которая, в свою очередь, не должна быть заимствованной или бездумно скопированной, какой Ильин видел западную демократию в России. Каждый народ, по мнению Ильина, обладает собственной уникальной культурой и собственным подходом к жизни, деятельности и творчеству. И русская идея должна быть именно русской. Она должна стать основой национальной культуры России и русской самоидентичности, без которой возрождение России невозможно. Участники события предложили в качестве фундамента для новой русской идеологии – идеи Ильина.

В завершении первого дня участники конференции отправились к некрополю Донского монастыря, где захоронен Иван Александрович Ильин, почтить память знаменитого русского философа.


Утром следующего дня Конференции, 23 декабря, докладчики посетили архив Ильина, который был возвращен обратно в Россию из США в 2006 году. В богатейшем собрании хранятся документы, письма, фотографии философа, а также книги из его личной библиотеки.

Заседание второго дня началось с дискуссий о кризисе русского самосознания и о первостепенной задаче русского народа, которую ставил перед нами Ильин: «воспитать в себе культуру организации и начать строить мир, альтернативный западному». При этом «новый мир» должен подходить всем народом многонациональной России, как в практическом, так и в культурном плане.

Как правильно заметил один из выступающих: «философия Ивана Ильина напоминает звездное небо, чем больше вглядываешься, тем больше звезд». В рамках второго дня конференции Ильина вспоминали не только как политического публициста и философа, но и как лирика, произведениям которого место на полке у каждого русского школьника. Так, в рамках своего выступления, старший научный сотрудник Института Наследия, к. фил. наук, Наталья Кузина рассказала о литературных работах Ивана Александровича, в частности о «Поющем сердце», жанр которого сам философ определил как «Книгу тихих созерцаний».

Книга писалась во время эмиграции философа в Швейцарии. Она вошла в триптих философско-художественной прозы писателя — «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний» (1943), «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований» («О грядущей русской культуре», 1945). По словам ученика философа, Р.М. Зиле: «Эти три книги представляют собой совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философических эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углубленных наблюдений на самые разнообразные темы, но проникнутые одним единым творческим писательским актом — во всем видеть и показать Божий луч».

«Есть только одно истинное “счастье” на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти всё; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло».

Автор: Татьяна Шингурова | Фото: Сергей Прокудин-Горский

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе