Почему русские живут по советскому календарю

В рамках «Русского университета» представлен «Русский календарь» как альтернатива современному.

Национальный календарь – это всегда возможность лучше и точнее сформировать самосознание любого народа через историческую память. Почему современная Россия живёт по календарю уже несуществующего государства с оборванными корнями, задумались участники второй сессии Русского университета, проходящей на этой неделе в Москве и онлайн.


«Есть значительная проблема:  на данный момент не существует календаря, который бы целостно отражал культуру и историю русского народа», – сказал преподаватель СФИ, действительный член Русского географического общества Игорь Корпусов, представляя проект так называемого «Русского календаря».


Член Русского географического общества Игорь Корпусов.
Фото: psmb.ru


«То, что сейчас используется в повседневной жизни России, – это эклектичный набор различных дат, которые имеют очень разное происхождение. Во-первых, это советские праздники, хотя некоторые трансформировали свой смысл, как, например, 23 февраля и 8 Марта, но по существу они являются советскими – и по культурному наполнению, и по подходу. А вторая составляющая – это праздники глобалистского толка, которые могут быть вполне нормальными, но они не могут заменить национальные даты», – отметил он.

По словам инициатора проекта, такое «состояние календаря – это частное выражение более глубокой, сложной проблемы современного состояния русского народа в культурном отношении и с точки зрения исторической памяти, в которой есть путаница и подмена русского и советского».

Попытка создать возможный «Русский календарь» могла бы инициировать обсуждение этих важных вопросов и дать возможность обществу жить иначе, считают инициаторы проекта.


Антон Чехов, 1889 год.
Фото: wikipedia.org


Предполагается, что такой календарь может состоять из двух частей: с одной стороны, это неизменная часть, которая повторяется каждый год, и изменяемая, которая связана с отдельными историческим событиями, так называемыми круглыми датами, которые могут задавать тему всего года.

К первой части могут быть отнесены даты, связанные с личностями, чьи достижения признаются в мире. «Таких людей очень много. Это и поэты, и писатели, которые прославили русскую культуру в мире. Например, Пушкин, Достоевский, Гоголь, Чехов. Есть ещё и русские учёные, которые внесли вклад в мировую науку, как например, химик Дмитрий Менделеев или Владимир Зворыкин, который у нас в стране как раз не очень хорошо известен, так как оказался в эмиграции, тем не менее это изобретатель телевидения – того, без чего современное общество представить невозможно. Можно также вспомнить русско-американского авиаконструктора Игоря Сикорского и других», – отмечает Корпусов. В области музыки это Чайковский, Стравинский, Рахманинов.


Владимир Зворыкин, 1956 год.
Фото: wikipedia.org


«При этом календарь не предполагает разделения на светское и духовное. Он должен стать единством жизни церковной и светской. Необходимо преодолевать подобное разделение, которое в значительной степени очень искусственно», – считает инициатор проекта. Он предлагает вспомнить представителей Русской православной церкви, новомучеников и исповедников российских, богословов, философов, внёсших существенный вклад в мировую богословскую и философскую мысль. Это в том числе выдающиеся деятели русской эмиграции митрополит Антоний Сурожский, Николай Александрович Бердяев, чей вклад признан не только в нашей стране, и многие другие.


Игорь Сикорский, 2010 год.
Фото: wikipedia.org


«Для нас очень важны люди, которые пытались соединить в себе церковное и общественное начало, как, например, Николай Неплюев –русский общественный деятель, юрист и дипломат, основатель Крестовоздвиженского православного трудового братства.«Это люди, которые представляли полноценную альтернативу революционному развитию событий, приведших нашу страну к известному печальному результату. Для нас важно восстановить этот предреволюционный опыт, чтобы понять и преодолеть тот неверный шаг русский истории, который произошёл, потому что этих людей вовремя не услышали и их опыт не был принят и распространён», – считает Корпусов.


Петр Чайковский, 1893 год.
Фото: wikipedia.org


В постоянную часть календаря предполагается включить и даты общенациональной значимости, связанные с ключевыми событиями нашей истории – как, например, «Стояние на реке Угре» (получение окончательной независимости от Орды), начало Столыпинской реформы и так далее – а также даты, относящиеся к так называемой «трудной памяти», напоминающие о необходимости воспоминания и осмысления трагических страниц в нашей истории – например, 30 октября, День памяти жертв политических репрессий и другие.


Дмитрий Менделеев, 1897 год.
Фото: wikipedia.org


К изменяемой части календаря могли бы относиться круглые даты, юбилеи, которые задают темы для осмысления в течение текущего года. «Например, в прошлом году это было 100-летие Русского исхода – эмиграция русских из Крыма в 1920 году. В этом году многие даты напоминают о масштабном голоде 1921–1922 и 1946–1947 годов. Также есть даты, которые затрагивают вопросы государственности. Например, в ноябре этого года будет 300 лет создания Российской империи, а в декабре – 30 лет распада Советского Союза», – напомнил инициатора проекта.

В следующем 2022 году столетние юбилеи затронут разгром отечественных университетов, высылку интеллигенции («Философский пароход») и репрессии против церкви («Кампания по изъятию церковных ценностей»).


Исход Белой русской армии из Крыма, 1920 год.
Фото: wikipedia.org


Филолог, доцент РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина в свою очередь предложила отмечать не дни отдельных русских музыкантов или писателей, философов, а, например, День русской музыки или День русской философии. По её словам, важно и то, как этот календарь будет входить в жизнь. Возможно, стоит, разработать для этого мобильное приложение, которое могло бы напоминать об этих датах и людях, предлагает она. Не менее сложный вопрос, который предстоит решить авторам проекта, это то, как например, отмечать даты, связанные именно с советской историей, когда гибли и страдали не только русские люди, но и представители других национальностей.


Сергей Рахманинов, 1900 год.
Фото: wikipedia.org


В любом случае попытка создать подобный «Русский календарь» могла бы инициировать обсуждение этого вопроса и дать возможность не только восстановить свои корни, узнать о многих достойных русских учёных, мыслителях, заслуживших мировую славу, чьи имена оказались вычеркнуты из советской историографии из-за несогласия с советской властью и эмиграции, но и современному русскому обществу жить иначе, полагают авторы идеи.


Игорь Стравинский, 1920 — 1930 года.
Фото: wikipedia.org

Автор
Ирина Чумакова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе