Проект мечты

Создан Антикоррупционный сетевой кабинет: www.askjournal.ru. Здесь вы найдете любую инструкцию по использованию бюрократа без участия денег

«При Панфиловой создан Антикоррупционный молодежный комитет» — новость облетела редакцию вместе с командой: вникнуть срочно!


Казалось, привычный «размерчик» — комитет, борьба, коррупция, враги народа. Оставалось понять, можно ли всерьез рассчитывать, или ерунда. 

Реальность отличалась от информации на дистанцию нового сознания.

Панфилова — другая. Не комитет. И не борьба. Но всерьез рассчитывать — можно.

«Аск» — словцо, означающее — класс!

АСК — так они назвали дело: Анитикоррупционный сетевой кабинет.

 Его создали Иван Ниненко, 25 лет, Антон Поминов, 23 года, и Максим Авдеев, 21 год. Антон и Иван — экономисты, Максим — успешный фотограф.

Иван родил идею, Антон помог ее развить, Максим обеспечил технически и придумал дизайн. А деньги на создание и раскрутку предоставила действительно Панфилова, Елена, директор российского отделения Center Transparency International (так совпало, что и ей пришлось высказаться в этом номере — см. интервью выше).

Кабинет открыт не для чиновников, политиков, крупного бизнеса. Не для безнадежных случаев. Он для нормальной жизни обычных людей. 

Тех, кого принятый порядок вещей на каждом шагу толкает давать взятку: чтобы сына не взяли в армию, чтобы гаишник не забрал права, чтобы в срок оформили паспорт. В АСКе описан круг ситуаций, в которых человек сталкивается с государством и структурами, вымогающими у него деньги.

ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ… Старый вопрос классика «Тварь ли я дрожащая или право имею?» они решили перевести из колеи раскольниковской мании на рельсы гражданских свобод. Исходили из здравого смысла. Понимали: зона бытовой коррупции почти не имеет границ. Поэтому людям остро нужна правовая поддержка классных специалистов, знание новых норм. 

Вместе они давно.

— В 2004 году накануне выборов мы наклеили в университете наивное объявление, в нем говорилось: если кто-то думает, что идет не в ту сторону, или ему не нравится то, что происходит, давайте соберемся возле университета и подумаем, что можно сделать…

Так возник проект «Я думаю», дискуссионный студенческий клуб, чей бюджет за все время составил пачку компакт-дисков, подаренную каким-то предпринимателем. Вместе провели кампанию против отмены отсрочек для студентов, подписывали «Зеленое письмо», боролись за Байкал…

МИР ПРИНАДЛЕЖИТ НАМ, «но им правят пид…сы», убеждены авторы АСКа. Если что-то в мире сильно мешает, надо попытаться от этого избавиться. А коррупция — как раз то, что мешает сильно. 

Ответ Ивана, Антона и Макса режиму, при котором коррупция громко обличена на словах и негласно поддержана на деле, — обнадеживает спокойной конкретностью. АСКу — всего два месяца, но он будет расти и расширяться. 

Итак: заходите — и пользуйтесь: www.askjournal.ru. Здесь есть разделы: суд, армия, соцзащита, жилье, здравоохранение, образование, авто, милиция и др. А также законы, инструкции, шаблоны и бланки заявлений, базы данных организаций, разбитые по регионам и округам, обмен опытом, личные истории, советы и рекомендации, адреса, телефоны, явки. 

— Главное в проекте, — объясняет Максим, — то, что пользоваться им максимально просто. Особое внимание ключевым словам, которые пронизывают несколько рубрик. Скажем, со словом «ребенок» связаны 15 инструкций из разных разделов — от школы до защиты. 

СЕТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ. АСК построен на простом убеждении: чем больше знания, тем меньше поле для взяток. По сути, сетевой фронт. Его создали, чтобы люди — от Москвы до самых до окраин — жили проще и достойней. К тому же АСК опровергает идею, объективно подтвержденную социологами, но субъективно глубоко несимпатичную — о тотальном себялюбии молодых. Дескать, им дело только до себя, своих бюджетов и семей, а что происходит вокруг — плевать.

В Center Transparency International хорошо понимают: бытовая коррупция способствует созданию толерантного отношения к коррупции вообще. Человек знает: давая взятку, поступает, как все. Возникает негласный договор между человеком и госстурктурой: от паспортного стола до директора школы, от гаишника до нотариуса. 

— Но практика АСКа, — говорит Иван, — рождает ощущение, что все больше людей не хотят участвовать в этом договоре. Принятый российский формат общения с чиновниками особо напрягает тех, кто вполне успешен в жизни. Даже если люди знают — проще дать взятку, — им хочется доказать свое право ее не давать. 

«Самые интересные фишки, — говорит Антон, — которые мы собираемся внедрить, еще не запущены. К тому же проект все время разрастается. Сейчас, скажем, надо освоить опыт ЖКХ». Сайт создается силами правозащитников, но в перспективе будет обновляться пользователями.

РОДИНА — СТРАНА НИЗКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ. Одно из ценных и продуктивных качеств молодости — неготовность принимать мир таким, как он есть. Иван, Антон и Максим свое неприятие облекли в очень внятную и остроактуальную форму. 

— Есть вещи, за которые люди готовы бороться, особенно если это касается их ребенка. Во многих областях у нас нормальные законы или административные регламенты, но они не соблюдаются. Например, все говорят, невозможно устроить ребенка в детский сад, без денег этого не сделать. А у нас написано, как это сделать, куда обратиться (Иван).

— Вот пример: вчера я ногу повредил на лыжах. В травмопункте медсестра мне говорит: чего по месту жительства не поехал? Я там не живу. Ну, так вы и здесь не живете. Я ей говорю: медицинская помощь действительна на всей территории Российской Федерации при наличии полиса обязательного медицинского страхования. Начали лечить (Антон). 

НЕ СТЫДНО РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ. У нас в редакции, где работают люди разных возрастов, началась и все время идет по кабинетам и коридорам дискуссия на тему, что сегодня важно для читателя. До дрожи, до страсти. Или, как сформулировал один наш товарищ, что вставляет. Я задала вопрос АСК-авторам и получила ответ:

— Обманывать мир! Когда, кажется, он устроен таким образом, что никуда нельзя из него деться. Ты должен работать. Ты должен водить машину. Должен стремиться купить квартиру. Все это считается важным. А ты говоришь себе: ни фига, я никому ничего не должен. Я хочу, чтобы мой мир был устроен совсем по-другому. Не хочу сидеть с девяти до шести в офисе, не нужно заоблачных зарплат, которые до последнего времени получали многие наши друзья-финансисты. Один из самых важных критериев: не стыдно рассказать друзьям о том, что ты делаешь или собираешься сделать. Нельзя же гордиться тем, что вот сегодня выдал два кредита, а вчера три… Наша цель — завоевание мира. Пока она на линии горизонта. 

Марина Токарева

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе