Родину не выбирают

Символы страны не создаются голосованием на конкурсе в интернете

Телеканал «Россия 1» и Русское географическое общество проводит мультимедийный проект-конкурс «Россия 10». На общенародное голосование представлены природные и культурные достопримечательности, из которых планируется выбрать десять новых визуальных символов России. Конкурс сопровождается громкими и резонансными скандалами, которые дискредитировали и по сути провалили проект, но вскрыли реальное состояние общества в «поисках» символов. И в этом отношении приуменьшить значение «России 10» было бы неправильным.

Голосование за Коломенский кремль было эмоциональным

© Московские новости. Павел Пахомов

Напомним, страсти вокруг конкурса накалились и вышли в публичное пространство, когда по результатам голосования на первое место вышла мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-Хаджи Кадырова в Грозном. Это вызвало негодование в интернете, вылившееся в призывы не допустить «чтобы мечеть стала символом России» и голосовать за Коломенский кремль. В Чечне и Подмосковье были проведены множество мероприятий и акций, призывавших активнее голосовать за «свой» символ. После того, как на первое место все же вышел Коломенский кремль, мечеть «Сердце Чечни» была снята с дальнейшего участия в конкурсе, а операторы связи обвинены в том, что не учитывали отправленные за мечеть голоса.

Интересно, что на этом медийном фоне не замеченным остался другой скандал. Массовая «накрутка» голосов была выявлена, например, в голосовании за башкирские «Шиханы», из-за чего оно периодически блокировалось, а все десять объектов Башкирии оказались под угрозой исключения из проекта. Впрочем, эта новость интереса не вызвала, так как конкурс стал восприниматься в рамках политического и идеологического противостояния двух символов.

Как точно заметила в своем комментарии Наталья Афанасьева, вне зависимости, какие символы войдут в десятку, настоящим символом России стал сам этот конкурс. Что же в этом качестве он, собственно, продемонстрировал?

Участвующие в проекте объекты были восприняты обществом деструктивно и оказались четко разделены на «свои» и «чужие», «местные» и «пришлые». Подобное ясно читающееся настроение не может дать положительных результатов, ведь национальные символы требуют определенного согласия и консолидации. К слову, в СССР был один главный символ – Московский Кремль, но это не мешало существованию мультикультурной и интернациональной страны.

Психоз вокруг «Сердца Чечни» не должен вводить в заблуждение. Современное российское общество и власти равнодушны к достопримечательностям и символам страны. Культурно-историческое наследие и природные богатства часто просто недоступны и вспоминают о них «по праздникам». Создается впечатление, что если бы скандала с мечетью не было, то конкурс прошел бы и вовсе незамеченным, учитывая что другие объекты, не попавшие в поле скандала, набирали незначительное для их масштаба количество голосов.

Коломенский кремль не станет символом России, как и не стала бы им и мечеть «Сердце Чечни». Нужно не решение жюри и интернет-голосование, а системная, долгосрочная и реальная работа

Голосование за Коломенский кремль как альтернативный мечети символ было эмоциональным, но не имело никакой прагматической основы. У Коломны и Коломенского кремля нет маркетинговой и брендинговой (не говоря уже об идеологической) стратегий развития. Правда, теперь, в качестве финалиста проекта в новом ландшафтном «Парке Россия» в районе города Домодедово Московской области будет построена его уменьшенная копия.

Настоящая проблема заключается в том, что символы страны не выбираются путем голосования. Кто помнит, чем закончился конкурс «Имя России»? Обиды глав республик, попытки административно влиять или «накручивать» результаты конкурса, равно как и истерики вокруг него, показывают решительное непонимание этого факта, а также чудовищный инфантилизм как власти, так общества в сфере символической и визуальной политики.

Результат проекта предсказуем: Коломенский кремль не станет символом России, как и не стала бы им и мечеть «Сердце Чечни». Чтобы войти в пресловутую десятку, нужно не решение жюри и интернет-голосование, а системная, долгосрочная и реальная работа. За достопримечательности голосуют «ногами» (туристическими потоками), а не СМСками.

Пока символическая сфера продолжает оставаться игрой для политиков и пространством политических амбиций, спекуляций и популизма, даже положительные и нужные проекты будут вызвать обратный эффект. Во многом происходит это потому, что российские государственные имиджевые проекты не учитывают стремительно меняющуюся и обостряющуюся глобальную социально-экономическую ситуацию и продолжают действовать в рамках докризисных коммуникаций.

Павел Родькин

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе