Российская демография: развенчивая мифы ("Sublime Oblivion", США)

Сейчас становится все более очевидным, что население России демонстрирует небольшую, но решительно четкую тенденцию к росту. Я реабилитирован.


Согласно последним данным, за первые восемь месяцев года уровень рождаемости снизился на 1,4% (с 12,5 на 1000 до 12,3 на 1000), а уровень смертности упал на 6,2% (с 14,6 на 1000 до 13,7 на 1000) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Уровень естественной убыли населения сократился с -198 300 до -128 800. Ощутимое снижение смертности произошло благодаря двум факторам: 1) продолжающемуся долговременному увеличению продолжительности жизни за счет снижения потребления алкоголя и увеличения затрат на здравоохранение; 2) в применении конкретно к 2011 году, эффекту «высоких базовых цифр» из-за резкого увеличения смертности во время прошлогодней летней жары.


Такая естественная убыль более чем компенсировалась чистым притоком мигрантов на уровне 200 255 за тот же период, что в совокупности дало увеличение населения на 71 500 человек в период с января по август. Это более чем компенсирует снижение населения на 48 300 человек за весь 2010 год, а также стоит напомнить, что в 2009 году был отмечен рост на 23 300 человек. Другими словами, голые статистические данные представляют собой резкий контраст с волной статей, преисполненных обреченности чуть ли не пророчеств конца света для одной отдельно взятой страны, которые продолжают появляться в западной прессе относительно «вымирающей России» - вот два самых свежих примера таких вопиющих материалов. Реальность - в том, что сегодня в чистом выражении население России больше, чем оно было в 2008 году.


И тут нужно отметить важный методологический момент. В этом году Росстат перешел на систему подсчета только тех иммигрантов, которые «зарегистрированы по месту проживания», в своих отчетах по населению, в то время как ранее использовался метод подсчета всех, кто въезжает в страну с разрешением на пребывание в ней на год и более. Первая цифра значительно меньше, чем вторая. Поэтому если по старому методу получаются вышеупомянутые 200 255 мигрантов, то метод «по принципу регистрации» Ростата дает цифру только в 68 822 человека (основываясь на этом показателе, Росстат заявляет о фактическом снижении населения России на 60 000 человек за первые восемь месяцев текущего года). Однако, как отметил Сергей Слободян на сайте Johnson's Russia List, это был непрозрачный, мутный и достаточно странный переход на новую систему учета. Для начала, даже с использованием первого метода в годы до 2011, который дает значительно больше мигрантов, чем метод «по принципу регистрации», в Росстате все равно недосчитываются примерно миллиона мигрантов - перепись 2010 года показал, что в стране живет 142,9 миллиона человек, а по подсчетам Росстата, основанным на проецировании результатов переписи 2002 года, должно быть 142 миллиона. И даже на интуитивном уровне, не кажется ли очевидным, что далеко не каждый мигрант в России незамедлительно побеспокоится о регистрации (или сможет ее получить) по месту жительства? Слободян не исключает, что новая методология была принята в связи с националистической напряженностью по поводу уровня миграции в преддверии предстоящих выборов, которые могли заставить Кремль оказать давление на Росстат, заставив его, по крайней мере пока, перейти к целенаправленному подсчету мигрантов; отсюда и необъяснимое изменение в методологии.


Особенно ободряющим в статистике этого года является то, что «смертность от убийств, самоубийств и отравлений» продолжает очень быстро снижаться. Эти причины оказывают гораздо больший по сравнению со среднестатистическим эффект на продолжительность жизни (потому что люди, которые умирают от этих причин, обычно умирают более молодыми) и на социальные проблемы, с которыми обычно ассоциируются. Отметим, что все эти цифры уже ниже, чем в 1990 году, последнем году нормального существования Советского Союза (более или менее). Ту же тенденцию можно увидеть и в смертях от несчастных случаев. Чтобы быть точными, заметим, что эти показатели по-прежнему очень высоки по глобальным стандартам: если в России общее количество смертей от «внешних причин» (самоубийства, убийства, несчастные случаи, и т.п.) составило 134 на 100 000 населения, что значительно ниже уровня 1990 года, то оно все равно еще очень далеко от показателя в 40 на 100 000 населения, который отмечается в таких странах, как, например, Австралия. Никто не сомневается, что впереди предстоит по-прежнему много работы в области здравоохранения и безопасности.


Вполне предсказуемым является тот факт, что ничто из этого не упоминается в западных средствах массовой информации, которые по-прежнему полны мифическими утверждениями о массовой эмиграции российского среднего класса, несуществующем крахе численности населения, и цитированием устаревших данных справочника World Factbook ЦРУ, которые приводятся вместо официальных данных Росстата.  Как раз наоборот, численность населения стабилизировалась, и «утечка мозгов» ныне превратилась в небольшой ручеек (только 400 российских специалистов в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок эмигрировали за границу на неопределенный период времени за первую половину 2011 года, что является каплей в море по сравнению с населением в 143 миллиона). Между тем, они совершенно ничего не говорят о настоящем демографическом апокалипсисе, который происходит не в России, а в одном из ее государств-соседей, Латвии, которую Запад давно и долго хвалит как прозападного и экономически либерального «балтийского тигра»: из Латвии каждый год уезжает почти столько же людей, сколько из России. Но население-то Латвии в 75 раз меньше!


Мои предсказания оправдываются


Три года назад, на основании моих собственных демографических моделей, я предсказывал, что демографическое будущее России будет представлять собой либо стабилизацию, либо медленный рост населения. В конце 2009 года я писал, что даже по невзыскательным предположениям, «численность населения останется в основном неизменной, к 2023 году вырастет со 142 до 143 миллионов, а потом медленно снизится до 138 миллионов к 2050 году». Это был крайне не согласовавшийся с общей точкой зрения прогноз, даже несколько скандальный, в то время, принимая во внимание, что в дебатах доминировали Ник Эберштадт (Nick Eberstadt) и ему подобные, и большинство ведущих демографических институтов были уверены, что снижение до 130 миллионов вероятно уже к 2025 году. Например, в профессионально озаглавленной «Спившаяся страна» статье, появившейся весной 2009 года, доктор Эберштадт писал: «Прогноз Отдела народонаселения ООН (UNPD) на 2025 год варьируется от 136 до 121 миллиона… Прогноз американского Бюро переписи населения в отношении численности населения Российской Федерации по состоянию на 2025 год составляет 128 миллионов человек».


Сейчас крупные демографические агентства признают, что ситуация фундаментально изменилась. Например, в своем последнем отчете о населении мира 2011 года (2011 World Population Data Sheet) американская Информационная справочная служба по вопросам народонаселения в среднесрочном прогнозе дает цифру населения России на 2025 год на уровне 139 миллионов человек. В пересмотренной версии Прогноза населения мира 2010 года (2010 Revision of the World Population Prospects) Департамента народонаселения ООН (UNPD) также сказано, что население России снизится к 2025 году до 139 миллионов человек, и это тоже средний вариант, а оптимистичный подразумевает 144,5 миллиона к 2025 году. Российское статистическое агентство Росстат прогнозирует 140,9 миллиона в 2025 году по среднему сценарию и 146,7 миллиона по оптимистичному варианту (отметим, что они по-прежнему пользуются цифрой в 142 миллиона текущего населения для этой своей оценки, а не цифрой в 142,9 миллиона, названной по итогам последней переписи; в действительности, если эту разницу тоже учесть, то, логически мысля, их прогноз на 2025 год тоже должен быть на миллион выше).


Ну и что теперь? Я уверен, что нынешний пессимистичный сценарий, подразумевающий снижение до 130 миллионов к 2025 году, стал крайне маловероятным. Он исходит из того, что многие из тенденций, которые мы наблюдаем сегодня, такие как снижение смертности и чистый приток мигрантов, почти полностью застопорятся. В свете правительственной кампании, направленной против чрезмерного потребления алкоголя - основной причины высокого уровня смертности в России - и в свете тех исторических успехов, которые обычно сопровождают подобные кампании (как, например, в Карельской Финляндии в 1970-е и 1980-е годы), не говоря уж о более позднем балтийском опыте; а также в связи с продолжающимся экономическим ростом, который позволит направлять больше ресурсов на здравоохранение, а потребителям выбирать более здоровый образ жизни, можно говорить о том, что продолжительность жизни будет расти относительно быстро. Между тем, пока сохраняется значительный разброс в доходах между Россией и странами Кавказа и Средней Азии, иммигранты будут продолжать прибывать в страну. Некоторые комментаторы считают, что сближение показателей рождаемости в этих регионах будет способствовать уменьшению числа потенциальных мигрантов в Россию в ближайшие годы. Возможно. С ругой стороны, как показывают примеры Молдавии и стран Балтии, даже пребывание в своих собственных затруднительных демографических обстоятельствах не обязательно ведет к уменьшению оттока мигрантов из экономически отстающих стран.


Вышеприведенный график представляет собой набор из пессимистичного, среднего и оптимистичного прогнозов от Росстата в 2000 году, где обозначенный зеленым цветом оптимистичный вариант предполагает стабилизацию на уровне в 142,7 миллиона человек в 2011 году. Как можно видеть, уже тот факт, что население России составило 142,9 миллиона человек, это неожиданное превышение даже оптимистичного прогноза, каким он виделся десятилетие назад. Если дела пойдут хорошо - экономика продолжит расти, а уровень смертности снижаться, и так далее - тогда совершенно спокойно может случиться так, что население России будет изменяться в соответствии с нынешним оптимистичным прогнозом (144-147 миллионов человек) или даже преодолеет планку в 150 миллионов человек к 2025 году.


Анатолий Карлин


ИноСМИ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе