Русское национальное заблуждение

Не смея формулировать свои претензии к власти, россияне искали и ищут причину своих бед в кознях инородцев и иноверцев

Лозунг «Россия для русских» столь же абсурден, сколь и опасен. А буквальное его воплощение неминуемо приведет к исчезновению самой России.

В самом конце января Левада-Центр провел опрос среди россиян, чтобы выяснить, как они относятся к ставшему недавно актуальным – или, если хотите, модным, - лозунгу Россия для русских».

Итоги этого опроса дали, на первый взгляд, пугающие цифры, если учесть, что большинство опрошенных – 58% – в той или иной степени поддержали этот призыв, а 56% предсказывают России массовые кровопролитные столкновения на национальной почве. Однако более детальное знакомство с мнениями россиян, отстаивающих «Россию для русских», говорит не столько о якобы присущей им ксенофобии, сколько об архаичности, а, скорее, о полной беспомощности их общественного сознания, которое подчиняется эмоциям и неспособно к рациональному осмыслению общественных проблем.

Например, процент прогнозирующих «массовые кровопролитные столкновения» не во всей России, а в конкретных местах проживания респондентов составляет всего 30%. Тоже немало, но согласитесь тревожных ощущений здесь почти вдвое меньше, чем катастрофических прогнозов, которые те же самые россияне делают в масштабах России. В данном случае респонденты ориентируются на собственные впечатления от привычной и понятной им обстановки, а поэтому они менее склонны драматизировать ситуацию. На мой взгляд, это обстоятельство косвенно подтверждает, что припадки нашего посконного национализма носят, по существу бытовой характер и ни в коей степени не могут являться отражением некоей «стройной нацистской идеи», вызревающей якобы в миллионах великоросских голов.

Об этом говорит, в частности, и тот факт, что опрошенные Левада-Центром россияне меньше всего склонны возноситься в духоподъемные эмпиреи и объяснять появление требования «Россия для русских» неким «ростом национального самосознания». Так считают всего 4% опрошенных. Немногим больше и тех, кто фаталистически приписывает такие настроения «национальным предрассудкам русского населения» - 11%. Зато целых 37% респондентов согласны с этим призывом из-за «вызывающего поведения национальных меньшинств». А 25% объясняют его появление «плохими условиями жизни в России». Тут бы всем и призадуматься на минутку. Но нет – 68%, то есть две трети россиян видят выход из положения в «ограничении властями притока приезжих».

Вот тут сразу видны рефлексы вчерашних советских граждан, которые привыкли искать спасение в одномоментных, но судьбоносных решениях партии и правительства, не слишком вдумываясь в их смысл и в возможные последствия этих решений. Как не вдумываются они сейчас в смысл термина «приезжие». Отсюда и полная каша в головах значительной части «государствообразующего народа».

Заметьте, основным раздражителем для русской части россиян стало «вызывающее поведение национальных меньшинств». Говоря точнее, поведение кавказцев, «пляшущих лезгинку» в исконно русских городах. Но даже если согласиться с тем, что лезгинка, исполняемая чеченцами или дагестанцами, скажем, на той же Манежной площади, носит характер явного вызова окружающим «некавказцам», то это еще не самое большое их прегрешение. Некоторые этнические кавказцы бывают замешаны в скандалах, драках, убийствах, да и просто в вызывающем и сознательном хамстве. Но по очевидным демографическим причинам они грешат этим в пропорциях неизмеримо меньших, нежели их русские сограждане.

Между тем, совершенно очевидно и то, что вышеописанные явления не имеют никакого отношения к этническому происхождению преступников и хамов. Это прямое следствие падения, если не вырождения социальной культуры, которое стремительно распространяется в нашем обществе без разбора рода и племени.

Может ли кто-либо провести грань между культурным и интеллектуальным уровнем чеченского офицера милиции, исполняющего лезгинку на столе ростовского или ставропольского ресторана, и завсегдатаев Лазурного берега, пляшущих на столах ресторанов куршевельских?

Боюсь, что авторы и сторонники лозунга «Россия для русских» тоже недалеко ушли в смысле интеллектуальных способностей. Ладно, забудем о преступниках, которых нужно ловить и наказывать независимо от того, совершили они свое преступление дома или в другом городе. Но как они намерены избавляться от кавказцев, раздражающих жителей русских городов своими национальными танцами и прочими провокациями? Депортировать на Северный Кавказ? Ввести для кавказцев некую черту оседлости? И вообще, с каких это пор законопослушный выходец из Махачкалы или Нальчика, поселившийся в каком-нибудь крупном русском городе, должен считаться «приезжим», а житель русской глубинки, перебравшийся в Москву или Екатеринбург, считается своим, будь он даже пьяницей, дебоширом или грабителем?

Вспомним, кстати, что основная масса «приезжих» (тут с этим термином можно согласиться), то есть миллионы таджиков, узбеков и киргизов лезгинку танцевать не умеют. Более того, в подавляющем большинстве своем эти люди стараются быть как можно менее заметными в России, зная, что их безопасность, а иногда и жизнь в любой момент зависят от прихоти милиционера или банды «патриотически» настроенных отморозков. Разумеется, среди них тоже есть преступники, но далеко не в том количестве, чтобы сделать невыносимой жизнь коренного населения России. Присмотритесь, между прочим, к поведению выходцев из Средней Азии в том же московском метро – именно они, а не молодые москвичи немедленно вскакивают со своего места, чтобы уступить его старушке или пожилому мужчине. И, тем не менее, их присутствие в России русских раздражает.

Вот тут, пожалуй, стоит приглядеться к мнению тех двадцати пяти процентов россиян, которые связали появление бессмысленного, по сути, лозунга «Россия для русских» с «плохими условиями жизни в России». Фактически это традиционная для российского общества формула выражения социального протеста. Не смея, а, тем более, не умея формулировать свои претензии к власти, россияне искали и ищут причину своих бед в кознях инородцев, иноверцев, затем в кознях империалистического окружения, «вашингтонского обкома», а теперь в происках кавказцев.

Но было бы крайне ошибочно считать это признаком некоей врожденной ксенофобии русского человека. Это, скорее, проявление социальной и политической безответственности нашего общества, воспитывавшейся в нем веками. Обратите внимание: среди тех 58% россиян, согласных с идеей «Россия для русских», безоговорочно поддерживают ее лишь 15%, тогда как 43% считают, что ее «неплохо было бы осуществить, но в разумных пределах».

Вот тут-то собака и зарыта. Эти люди никогда не смогут ясно ответить на вопрос, что они имеют в виду под «разумными пределами», в которых они считают нужным осуществить идею «Россия для русских». И это понятно, поскольку такая реакция является, по существу, сублимацией их недовольства условиями жизни, а также общим состоянием социальной среды. «Приезжие» (без всякого различия между российскими гражданами с Кавказа и выходцами из Средней Азии) уже самим фактом своего существования в их еще вчера привычном мире являются раздражителем, лежащим на поверхности, и вызывают чисто рефлекторное, но никак не рациональное отторжение. Единственное, что обнадеживает в реакции этих 43%, высказавшихся за «разумные пределы», так это отсутствие той оголтелой озлобленности, которую проявляет в этом вопросе «агрессивное меньшинство» государствообразующего народа.

Лозунг «Россия для русских» столь же абсурден, сколь и опасен для самой России. Более того, он нереализуем, ибо буквальное его воплощение неминуемо приведет к исчезновению самой России. Однако нельзя не замечать и того, что даже эта идея-уродец является косвенным симптомом вполне естественного русского национального запроса. Речь идет вовсе не о поставленных на кабинетный конвейер поисках «национальной идеи», которые регулярно приводят к появлению оксюморонов типа «суверенная демократия», «православный дресс-код», «гражданское православие» или «возврат к Домострою».

Русскому большинству российского общества действительно необходимо привести в осмысленный порядок свое самоощущение, которое в последние два века шизофренически разрывается между убежденностью в своем имперском, а то и всемирном величии, и вечным осознанием своего бесправия, неустроенности и нищеты.

В стране, где постоянно учат любить власть, какой бы она ни была, и загодя объявляют враньем любую критику власти со стороны оппозиции, общество полностью лишено естественного ощущения своего превосходства над властью. Поэтому русское большинство российского многонационального общества всегда – и при царях-батюшках, и при советской власти, и сегодня – искало и ищет доказательство собственной состоятельности в ощущении превосходства над национальными меньшинствами. Ну, и, разумеется, в сознании все еще нечеловеческого территориального размаха России. Хотя, заметим, этот размах помогает среднестатистическому жителю смоленской или, скажем, вологодской глубинки, как мертвому припарки.

Он знает, этот житель, что в Чечню и в другие северокавказские республики вбухиваются огромные финансовые средства ради того, чтобы умиротворить не столько местное население, сколько местных князьков. Иначе они снова станут источником головной боли для Кремля. Нам бы эти деньги, думает житель Вологодчины, так нет, все этим наглым чеченцам отдают. Но избавиться от «нахлебников», отпустив их на волю, он не желает – как же, матушка-Россия снова усохнет территориально, не дай бог. Но при этом он продолжает мечтать о «России для русских».

И все-таки, как помочь цивилизованному и достойному осуществлению «русского национального запроса»? Особенно, если учитывать, что на его реализацию уйдет не одно десятилетие. Было бы смешно предполагать, что существуют подробно расписанные инструкции по этому вопросу, и было бы полной катастрофой, если бы за его решение взялись Госдума, кремлевская администрация или другие властные инстанции. Но в любом случае, лозунг «Россия для русских» следует немедленно выбросить на помойку. А потом начать долгий диалог между русскими и другими народами, населяющими Россию. Без чванства, без обид на горькую правду и без хватания друг друга за грудки. Но это уже вопрос социальной культуры.

Скажете, идеализм? Тогда возвращайтесь к идее «Россия для русских», и мы посмотрим, что из этого выйдет…

Борис Туманов

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе