Современная элита и нацизм

Добрался до журнала «Interview», выход русскоязычной версии которого преподносили как «наконец-то свершилось». Журнал оказался средней паршивости. Много фотографий, претензия на нестандартность, мегаполисность/столичность, хипстерство, рассуждения ни о чем, околокультура, оппозиционность «белоленточного» толка – в общем, все, что угодно, кроме стоящего материала и здравого смысла.

И вот, среди прочего словесного мусора, подвернулось кое-что. Есть в этом журнале такой вид интервью, когда один рукопожатный человек опрашивает другого. И сегодня хочу обратить ваше внимание на беседу «художника, мыслителя, утописта, мастера тягучей живописи и тягучего слова» Павла Пепперштейна (которого Максим Кантор охарактеризовал как «унылого юношу концептуализма») с актером Петром Федоровым, который, если верить аннотации, поделился с первым «своими болезненными кино-национал-экзистенциальными переживаниями». Кто не знает, Петр Федоров – неплохой актер, который периодически снимается во всяком… кино: «Обитаемый остров», «Сталинград», продукция SaveFrom.net инфернальной студии Enjoy Movies и т.д. Что касается Павла Пепперштейна, он же Павел Пивоваров, то это фигура такого масштаба, что легко поместилась в узкий круг столичной арт-тусовки. Вообще, обратите внимание на эпитеты, подаренные редакцией этим двум субъектам.

На нужный лад нас уже настраивает цитата Федорова, вынесенная в заголовок – «Я бы очень хотел сыграть фашиста». Дальше – больше.

Петр признается, что его в детстве «изнасиловал» Алан Паркер своим фильмом «Сердце ангела». Пивоваров-Пепперштейн делится своими псевдо-мыслями о кино. Федоров выдает «суть» своей натуры: «Мы хотели показать им [женщинам] свою [надо полагать, мужскую] суть и сняли жесткое мужское кино про пацана-гея, который однажды проснулся и решил что-то сделать, чтобы стать «настоящим мужиком». Но у него ничего не вышло, потому что — любовь». Редакция журнала дезинформирует читателя, сокращая название закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних на два последних слова.

Ну, а теперь о самом важном. О Великой Отечественной войне в понимании нашей элиты.

Во-первых, оказывается, в фильме «Сталинград» есть то, «что точно нравится аудитории: любовь, кровь, кишки, Родина». А вам разве не за это нравятся «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Освобождение», «17 мгновений весны» и другие?

Во-вторых, «если бы в СССР не было войны, не было бы сюжетов для кино». Привет детским фильмам, Довженко, Эйзенштейну, Вертову, Гайдаю, Тарковскому и многим другим.

Но и это ерунда, в сущности, по сравнению с дальнейшими измышлениями. Давайте просто насладимся этими кусками… текста.

ПАВЕЛ: По-моему, все наши фильмы про войну (за исключением самых ранних) пронизаны подспудной, а иногда прямо неприкрытой любовью к фашистам. И в этом есть древняя мудрость: нельзя победить врага, не полюбив его.

ПЕТР: В сущности эстетика СС очень кинематографична. Нарциссизм и даже пугающая сексуальность присущи ей. Вообще не наши маскхалаты.

ПАВЕЛ: Книга мемуаров Гете называется «Поэзия и правда». Поэзия — это всегда что-то изящное, красивое. А правду — ее рубят. Так вот во всех русских интерпретациях бой между фашистами и Красной армией — это бой между красотой (она за немцами) и правдой (за нами). И хотя все любят красоту, побеждает правда. Она неприглядна, как и советский герой, замызганный какой-то. Тем не менее эти люди в мешковатой одежде побеждают роскошных, чуть ли не античных героев.

ПЕТР: Полубогов. (Смеется.)

Ну, все же мы, смотря фильмы о зверствах нацистов, видели «неприкрытую любовь» создателей к ним. Да и сами стыдливо испытывали. Нет? Как? Разве вы не замечали «пугающую сексуальность» немецких офицеров? Форму все-таки Hugo Boss шил, это же не «наши маскхалаты». Да еще и на «каком-то замызганном советском герое». А тут красота, изящество… Но суровая жизнь такова, что красота проигрывает. Роскошные античные герои, полубоги повержены.

А еще вы наверняка не раз диву давались, когда думали, как же все-таки наше командование во главе с генералиссимусом справилось с самой сильной армией мира. Как сдюжило во всеми этими мощами? Все просто – они полюбили нацистов. Просто они этого не знали тогда. Но, слава Богу, сегодня у нас есть Павел Пепперштейн. Ждем новые передачи от РенТВ или НТВ на эту тему.

ПАВЕЛ: Прекрасно помню свои детские мечты: я немецкий офицер, осознавший неизбежность поражения.

В отличие от многих советских детей у Павла было желание стать роскошным античным полубогом. И, конечно же, пасть в битве между прекрасным и правдивым. Не это ли выгодно отличает его? Да, отличает. Как минимум от 140 млн граждан нашей страны. Это ли не свобода совести? Да, это свобода. Но скорее от совести. Как и от здравого смысла.

ПАВЕЛ: Паулюс и Павлов — как бы одна и та же фамилия.

ПЕТР: Это отдельная тема. Для экспериментального кино.

Тут, к сожалению, ничего нового. Мы ведь уже знаем, что Сталин=Гитлер, коммунизм=нацизм и т.д.

ПАВЕЛ: Из массы продукции на эту тему мне понравился один клип, его сняли люди, которые исполняют русские романсы (красноярская группа «Яхонт». — Interview). Звучит песня «Черный ворон», а вокруг — поле битвы, где наши солдаты потерпели жестокое поражение. Много военных тел разложено на местности. И вот когда фашистский отряд зачистки продвигается по этой территории, методично добивая наших героев...

Все снято в должной эстетике. Двигаются очень серьезные ребята, в какой-то момент натыкаются на граммофон. Или патефон. На нем пластинка. Немецкий воин ставит ее, и начинается песня «Черный ворон». Фашисты группируются вокруг граммофона, камера по очереди фокусируется на их лицах. Мы видим скупую мужскую слезу, которая стекает по немецкому лицу и падает на воротничок с вышитым дубовым листиком. Вот это основной элемент войны: советские войска как бы потерпели поражение, но мы видим победу русской души и понимаем, зачем немцы сюда приперлись. За душевным оргазмом.

ПЕТР: Верняк, верняк.

Занавес.

Я не знаю, что должно быть у человека в голове, чтобы он смог назвать геноцид своего (?) народа «душевным оргазмом». Я не знаю, как надо мыслить, о чем думать, о чем мечтать и т.д., чтобы так трактовать самую ужасную войну в истории, зверские преступления, рабство, насилие, унижение.

Просто представьте себе то время. Стоит солдат около сгоревшей деревни. Он вырос в ней, он знал в ней каждого, вплоть до собак. Там выросли его родители, все его друзья, его жена, его дети. Он мечтал вернуться к ним после ада, через который шел. Но деревни больше нет, домов нет, людей нет. Свалены в какую-нибудь кучу трупами. Или сожжены. Или уведены в рабство на территорию Германии. Большую часть его жизни вычеркнули в какие-то мгновения. И стоит он, а в голове только один вопрос: «За что с нами так? Ради чего?». И подходит к нему слева Пепперштейн и говорит: «Ради душевного оргазма», а справа – Федоров в своей гоповской манере: «Верняк, верняк».

Да что не так с этими людьми? Что за художник такой, что за мыслитель, который не видит красивого и изящного в своей культуре, в своей народе? Могут, конечно, возразить: ну, сморозил человек ерунду, чего такого. А то, что эту «ерунду» сморозил один, никак не опроверг второй, напечатали третьи, распространили четвертые, молча согласились, прочитав, пятые. И такой «ерунды» становится все больше: Гозман с СС, Кличко с его непониманием термина ВОВ, Михалков с «новой, многим неприятной правдой», «Дождь» с блокадой, ВГТРК с Геббельсом и многие, менее именитые другие.

Причем последние два «рупора истины» вообще глупо отмазались. Мол, случайность. И извинились.

Нет, не случайность. В вашем случае – нет. Очень удобно нагадить, а потом извиниться. Плюнул в лицо человеку, извинился – и хорошо. Разбил монтировкой человеку машину, извинился – и здорово. Изнасиловал жену, извинился – что еще надо?

Это что за случайности такие? Можно ошибиться, нажав клавишу не с той буквой, запятую не поставить, но случайно набрать оскорбительный текст невозможно. Случайно снять мерзейший фильм в двух частях невозможно. Случайно нарядить макак в форму солдат Красной армии – невозможно.

Так можно сделать, только если ты все люто ненавидишь: народ, страну, ее историю, культуру, героев. Но кто ж такое прямо скажет? Так и денег государственных денег лишиться недолго. Поэтому мы еще много раз будем наслаждаться «случайностями». Но, возможно, перед нами извинятся.

Не дай Бог, у нас начнется нечто схожее с украинской ситуацией (или сирийской), эти господарики свалят, а нам с вами разгребать. Только уже не ответными текстами.

Максим Конин

Родился, вырос и живу в Перми, но не токарь.

Контакт через konin-maxim89@yandex.ru

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе