Бум против билетной мафии

Как Владимир Мединский выступил перед депутатами Госдумы.
Очередь на выставку Рафаэля в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Александр Щербак/ТАСС


Сравнение билетов в кинотеатр с автомобилями, констатация театрального бума и музейных очередей, строительство сельских домов культуры и отсутствие необходимых законов – что сказал министр культуры Владимир Мединский депутатам Госдумы.
 
Российский кинематограф необходимо защищать от неравной конкуренции с западными блокбастерами. Об этом заявил министр культуры Владимир Мединский, выступая в среду, 17 мая, на правительственном часе в Государственной думе.
 
«На поддержку кинематографии выделяется сумма меньше половины бюджета одного голливудского «Форсажа», — напомнил министр. — Поэтому мы уверены, что необходимо вводить протекционистские меры и защищать отечественного кинопроизводителя от неравной конкуренции».
 
Мединский привел статистику, что большинство российских зрителей (две трети, по его данным) заметили улучшение качества отечественного кино за последние два года. Министр также привел итоговые данные по проводимому в 2016-м Году кино, когда число зрителей стало рекордным с 1991 года и достигло 35,2 млн человек.
 
«Совокупные кассовые сборы российского кино составили 8,6 млрд руб. Рост к 2012 году — плюс 41%», — похвалился Мединский.
 
Позже министр, говоря о возможных протекционистских мерах в отношении американских фильмов, сказал: «Представьте себе, что американские автомобили будут продаваться в автосалонах наряду с отечественными, стоять рядом и стоить одинаковую сумму».
 
Впрочем, кинематограф, с которого министр начал свое выступление перед депутатами, сам он явно не считает приоритетным направлением деятельности своего ведомства. Даже в этом пункте он первым делом напомнил о программе кинофикации регионов, которая наконец возобновилась в России и по которой на переоборудование и открытие более 600 кинозалов по всей стране выделено 3,2 млрд руб. (за те же последние два года).
 
Более важным Мединский посчитал то, что десять лет втрое (с 20% до 7%) сократилось количество людей, которые не могли посещать культурные мероприятия по месту жительства. Также, по словам министра, выросло число тех, кто в течение последнего месяца сходил в музей (с 2% до 10%), на концерты (с 2% до 8%), в театр или кинотеатр (с 5% до 11% и с 10% до 22%, соответственно).
 
Вообще очередями в музеи министр, кажется, даже гордится.
 
«Можно много говорить про феномен культурных очередей, про выставки Серова и Айвазовского, Рафаэля и шедевров Ватикана, — сказал он. — Но посещаемость государственных музеев в России в 2016 году по сравнению с 2012-м увеличилась на 41%, в шесть раз выросло количество выставок федеральных музеев в провинции, а объем доходов от платных услуг по федеральным музеям Минкультуры в 2016 году составил почти 10 млрд рублей».
 
Мединский напомнил, что эти показатели достигнуты при том, что дети посещают музеи бесплатно.
 
Кроме того, добавил министр, бум в России сейчас не только музейный, но и театральный. В 2016 году было поставлено более 170 тыс. спектаклей, посещаемость театров за пять лет выросла на 14%, а их доходы достигли 22,3 млрд руб. Мединский напомнил о завершении реставрации БДТ в Петербурге и Малого театра в Москве, открытии новой сцены Вахтанговского театра и Новой сцены Театра наций, а также о завершении других проектов по модернизации.
 
«Отреставрирован Новосибирский театр, после чего доходы выросли со 152 млн рублей в 2014 до 233 млн рублей в 2016-м», — рассказал он.
 
Успешной признал министр и программу развития инфраструктуры культуры в регионах, по поводу которой он недавно перешучивался с Владимиром Путиным. По словам Мединского, в 2017 году завершится строительство многофункциональных культурных центров в городах с населением до 100 тыс. человек, а также найдены деньги на строительство и реконструкцию сельских домов культуры.
 
Обеспокоенность Мединский высказал только в отношении одного направления, непосредственно касавшегося депутатов, перед которыми он выступал. Он напомнил, что с 2004 по 2011 годы было принято всего шесть федеральных законов в сфере культуры, и похвалил Госдуму, что за последние пять лет они утвердили 33 закона.
 
«Сегодня на различных стадиях согласования и рассмотрения еще семь законопроектов, часть из которых уже принята в первом чтении, — сказал министр депутатами. — Среди них пакет законов по ввозу и вывозу культурных ценностей, закон о финансовой поддержке меценатов, льготы для книжных магазинов и закон о борьбе с пиратством в интернете».
 
Кроме того, он отметил, что в думу внесены два законопроекта по обеспечению прозрачности управления авторскими правами на коллективной основе.
 
«Призываю вас поддержать эти законы, которые очень ждет наша отрасль», — заключил министр.
 
Еще один законопроект на злободневную тему, который пока не внесен в Госдуму, но разработан культурным ведомством, касался повышения прозрачности в торговле театральными билетами – то есть борьбой с так называемой «билетной мафией». Минкультуры предлагает ограничить количество сайтов-перекупщиков, запретить продажу билетов по цене выше номинала, и ограничить перечень причин, по которым можно сдать билет. Мединский заверил депутатов, что эта инициатива согласована с театральным сообществом.
 
Под конец своего выступления Владимир Мединский с гордостью отметил, что абсолютное большинство россиян (более 80%, по опросам ФОМ) относит развитие культуры к вопросам первостепенной значимости. «Мнение наших граждан о состоянии культуры и о нашей с вами работе важнее, чем сухие цифры отчетов о количестве мероприятий», — заключил он.

С мнением министра согласен режиссер и продюсер Сергей Сельянов, который считает, что экономическое измерение в культуре — не главное. «Прежде всего, это культура, национальная идентичность, то что делает нас страной, начиная с мультиков и продолжая всеми популярными фильмами, которые люди цитируют с молодых ногтей до преклонных лет», — сказал он.

Что касается кинематографа, то, по его словам, отношение к российским фильмам у зрителей изменилось в лучшую сторону отношение, они увидели, что появилось «достаточное количество достойных фильмов». Та же тенденция наблюдается и за рубежом. «Четыре года назад нас вообще не было нигде. Авторское кино всегда пользовалось определенный спросом, не только было на фестивалях, но и покупалось раз в пять лет где-нибудь. А сейчас уже три года мы активно присутствуем на международных рынках с анимацией нашей, с игровыми фильмами. Они продаются в десятки стран мира, этого не было и в помине», — рассказал он. Это важно не только с точки зрения бизнеса, но с точки зрения культурного присутствия в мире, заключил Сельянов.

Автор
Олег Маслов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе