Эффект Чебурашки

Яркий успех фильма «Чебурашка» в российском прокате обсуждается экспертами с самых разных сторон.


Меня лично занимает вот что: мы помним множество голосов, предупреждавших о том, что «привыкший к Голливуду зритель на отечественное кино в кинотеатры не пойдет ни при каких условиях». Просто потому, что оно «отечественное». Будет смотреть в интернете западное пиратское, объявит нашим фильмам бойкот. И вот настал январь 2023 года — и зритель пошел, побивая один рекорд за другим (и по сборам, и по числу проданных билетов).


Конечно, сложно назвать «Чебурашку» — дубль два шедевром киноискусства. Признаюсь, сам я ожидал после стольких положительных отзывов гораздо большего. Но в том-то и парадокс — даже средняя по качеству продукция с клеймом «Сделано в России» способна собирать не меньше, чем самое раскрученное голливудское кино. С одним, конечно, условием — если голливудского кино нет в прокате. Не открою Америки, если скажу, что «Чебурашка» выстрелил в том числе и потому, что наш прокат в силу естественных причин оказался зачищен от заокеанских конкурентов.

Далее вопрос, как говорится, философский. Есть ли смысл в том, чтобы замещать пресловутые американские блокбастеры средними российскими фильмами? Ответ однозначен: конечно, да, даже если не учитывать такие важные факторы, как появление в перспективе целой прибыльной индустрии и дополнительной кормовой базы для креативного класса. Тот же самый «Чебурашка» на порядок глубже и ближе русскому человеку, чем очередная марвеловская поделка про супергероев. Не буду изображать из себя киномана, но, на мой скромный взгляд, Голливуд за последние лет двадцать полностью «исснимался», занявшись производством визуально-спецэффектной жвачки или политагиток из текущей повестки. Наше же кино получает прекрасный шанс на развитие, который, дай бог, приведет к росту и количества, и качества. Насколько мне известно, успех «Чебурашки» сильно возбудил продюсеров, которые теперь бегают по рынку в поисках оригинальных текстов для экранизации.

Вывод? Даже если бы голливудские компании сами не ушли с российского кинорынка, надо было бы их отсюда попросить. Пресловутое импортозамещение не происходит само собой, особенно если финансовые возможности конкурентов несопоставимы. Сначала нужно «расчистить поляну». Иначе «заместить» тебе просто ничего не дадут.

Эта простая логика — если говорить о культуре — касается не только рынков и продукции, что предлагается конечному потребителю: фильмов, книг, спектаклей. Она работает и в отношении самих «творцов». Я уже не раз писал: можно издать миллион указов о «развитии духовных ценностей» и получить околонулевой результат по той простой причине, что дело не в указах, а в возможностях тех или иных людей влиять на реальность. За 30 лет наших натужных попыток «стать частью Запада» взросла культурная элита, которая уверена в неполноценности всего национального, ориентирована исключительно на копирование — чтобы «снять, как в Голливуде» или «написать, как Дэн Браун». Сами эти персонажи, конечно же, при случае объяснят подобные наклонности природной «тягой к общечеловеческим ценностям, свободе и демократии», но объективно они являются не чем иным, как проводниками колониальной культурной политики, что закрепляет нашу вторичность по отношению к Западу почище роли «сырьевого придатка».

Проблема не в том, что такие люди вообще есть в нашей культуре. Она в том, что они возглавляют культурные институции, включая учебные заведения, оккупируют жюри различных премий, постоянно светятся на телевидении, легко решают вопросы с чиновниками, в том числе и на весьма высоком уровне. Пробиться чему-то альтернативному через эту железобетонную сеть, сплетенную за три десятилетия из деловых знакомств, личных симпатий и зачастую прямой коммерческой выгоды, невероятно сложно. Точно так же, как и российскому фильму одолеть в равной борьбе американские блокбастеры, у которых всегда будет солидная фора. Государство здесь тоже не всесильно — его сигналы часто игнорируются или же исполняются формально, что, как правило, приводит к прямо противоположному результату. То есть, чтобы «эффект Чебурашки» повторился в литературе или где-то еще, нужно сначала тоже «расчистить поляны». Освободить их от тех, кто не жаждет культурной независимости и самобытности — да и особо не понимает, что это такое.

Ломать голову, кто есть кто в сегодняшних реалиях, слава богу, не надо — соцсети, интернет выложат всю подноготную. Но вот что делать дальше, мы пока представляем смутно. В отличие от того же Запада, где любое инакомыслие сейчас означает волчий билет в своей профессии и вообще социальную маргинализацию, в России по ряду причин наблюдается, скажем так, определенная стеснительность в отношении подобных мер. Если помните, в прошлом году многие СМИ с ужасом и негодованием сообщали о том, что в Госдуме, мол, составляются некие черные списки деятелей культуры, негативно высказавшихся об СВО. Понятное дело, вспоминали 37-й год, вождя народов, Колыму и тому подобные страшилки. Даже те, кого обвинили в составлении таких списков, поспешно заверили возмущенную общественность, что их «неправильно поняли».

С одной стороны, конечно, неплохо, что Россия, похоже, становится самой свободной страной на планете, где можно иметь и высказывать какое угодно мнение. С другой, все происходящее — и мы платим за него высокую цену — затевалось, по большому счету, с одной главной целью. Мы хотим, чтобы наша страна стала сильно другой. Причем в первую очередь это касается, думаю, именно культуры. Потому на самом деле было бы весьма полезно понимать, кто есть кто.

Неизбежен вопрос, и его действительно часто задают: почему позиция культурного деятеля в отношении СВО сейчас важнее, чем творческие заслуги? Ответ тут довольно прост. Противостоящие нам силы открыто провозглашают своей целью уничтожение русской культуры, да и самой России в ее сегодняшнем виде. Мы же видим, как сносятся памятники в русскоязычных городах Украины, как населению запрещают говорить по-русски, читаем в новостях о запрете уже в Европе классических русских произведений. Речь не о постепенном «размывании» нашей культурной традиции, что происходило во время попыток «сращивания с Западом», а уже о прямом ее табуировании — идея, в принципе, не новая, тем же были одержимы и нацисты. Если эти силы в итоге одержат верх, в очень короткой исторической перспективе никакой русской культуры попросту может не остаться. Те, кто так или иначе поддерживает их, льют воду именно на эту мельницу. Наступило время — такое периодически случается в истории, — когда волей-неволей приходится выбирать сторону. И вместе с тем все сопутствующие выбору риски.

Да, а на «Чебурашку» все-таки сходите. Надо «усилить эффект».

Автор
Петр ВЛАСОВ, Главный редактор газеты "Культура", писатель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе