«Кремль посылает абсолютно четкий сигнал в Киев»

Максим Юсин — о новых правилах получения гражданства России жителями Донбасса.
Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ


Президент Владимир Путин упростил получение российского гражданства для жителей Донбасса. Теперь заявления жителей этого региона должны рассматриваться не дольше трех месяцев. Указ опубликован на сайте Кремля. Согласно действующему закону, для получения гражданства в общем порядке человек должен прожить в России пять лет без перерыва, иметь достаточный доход, отказаться от паспорта другой страны и сдать экзамен по русскому языку. Сейчас эти ограничения могут быть сняты. Новые правила вступили в силу на фоне недавно прошедших президентских выборов на Украине, победу на которых одержал Владимир Зеленский. Ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели обсудил ситуацию с международным обозревателем «Ъ» Максимом Юсиным.


— Итак, можно ли говорить, что этот специальный указ Владимира Путина снимает большинство ограничений по выдаче паспортов жителям Донбасса?

— Конечно. Кроме того, Кремль посылает абсолютно четкий сигнал в Киев, суть которого — не надо даже пытаться отбить силой Донецк и Луганск. Ведь теперь в этом случае, после предоставления массового гражданства жителям этих областей, подобные акции со стороны официальных украинских властей будут рассматриваться так же, как действия Михаила Саакашвили в 2008 году в отношении Южной Осетии, со всеми известными последствиями.

— То есть можно провести параллели между двумя сценариями и имеет смысл вспомнить Южную Осетию?

— Думаю, да. Это та точка зрения, которая и для Запада вполне доходчива, даже для тех же американцев, которые своих граждан защищают где бы то ни было. То есть, конечно, они на словах будут возмущаться и говорить о двойных стандартах, но некую логику Кремля, очевидно, поймут и будут учитывать при выработке своей позиции в будущем.

— Если на юго-востоке Украины появится столь масштабная группа российских граждан, как Москва собирается их защищать в случае каких-то непредвиденных обстоятельств?

— Если под непредвиденными обстоятельствами мы имеем в виду, грубо говоря, попытку Киева осуществить хорватский сценарий, то, учитывая, что между Россией и непризнанными республиками есть граница в несколько сотен километров, туда вполне официально войдут российские войска для того, чтобы отразить наступление. И понятно без дипломатических экивоков, что это значит.

— А что на это ответят Евросоюз и США?

— Я думаю, до этого не дойдет, потому что Киев не предпримет такую акцию, потому что там и так-то, на самом деле, все прекрасно понимают.

— Получается, что некая попытка устрашения и попытка удержать Киев от неких слишком смелых и агрессивных действий?

— С одной стороны, да. На самом деле, здесь много причин. Вот это то, что я мог бы понять. Чего я не могу понять — почему это решение объявлено именно сегодня? Ведь понятно, как на это отреагируют в Киеве патриотические националистические круги. Кроме того, в четверг в Верховной раде пройдет голосование по важнейшему для русскоязычных украинцев законопроекту, который обязательно любой ценой Петр Порошенко, спикер Рады Андрей Парубий, хотят протолкнуть, пока еще не изменилась политическая конфигурация. Я имею в виду абсолютно человеконенавистнический закон о языке.


И я не понимаю, почему в Кремле два дня не подождали с этим указом, который наверняка сплотит националистов, радикалов, в том числе и в Верховной раде.


До последнего момента оставался шанс, и, в общем, я надеюсь, что он остается, что в новой изменившейся политической ситуации авторам законопроекта о языке не удастся собрать большинство депутатов, которые проголосовали бы за документ. Но Кремль, как ни парадоксально, играет в данном случае на руку украинским радикалам. Не впервые это происходит и вызывает некоторые вопросы, скажем так осторожно. Потому что существует точка зрения, что есть в Москве силы, для которых в отношении Украины, в общем, актуален лозунг «Чем хуже, тем лучше»: чем больше хаоса, тем лучше ситуация, чем больше там националисты будут лютовать и такие чудовищные законы проталкивать, тем, может быть, это более приемлемый вариант для Москвы. Я не сторонник этой точки зрения, но вот то, что именно сегодня об этом объявлено, меня на некоторые подозрения наталкивает.

— Все-таки получается, что этот указ в какой-то степени является ответом на заявление Владимира Зеленского о том, что он собирается выйти из минских соглашений, которые его не устраивают, которыми он недоволен. Но, с другой стороны, избранный президент сможет это сделать нескоро. Можно ли подписание этого указа о предоставлении упрощенной схемы получения гражданства рассматривать как некое давление и некий аргумент в уже начавшемся диалоге между Москвой и Киевом?

— Диалог еще не начался. И я думаю, что воспринимать всерьез то, что говорит Зеленский в области внешней политики, да не только, не стоит. Потому что, да, он говорит о возможности выхода из минского формата, его советники заявляют о том, что надо привлечь англичан и американцев.


В общем, это абсолютно тупиковый путь к переговорам между Москвой и Киевом.


Если привлекать американцев, уж тем более англичан, то это прямой путь к тому, чтобы этих переговоров вообще не было. Потому что уж точно с Терезой Мэй с ее командой Путин никогда не будет обсуждать будущее Украины. То их не было англичан, а вдруг сейчас их украинцы будут туда проталкивать? Для России абсолютно комфортен нынешний формат с немцами, французами, — с теми, кого Москва считает наиболее адекватными представителями европейских тяжеловесов. А британцы — это тупиковый вариант, давайте еще поляков позовем и литовцев. То есть не надо рассматривать всерьез то, что говорит Зеленский, и то, что заявляют его советники в области внешней политики и обороны и безопасности, потому что они пока еще не набрали нужного опыта, в Кремле это понимают. Решение Владимира Путина — это послание в целом украинской политической элите, но вовсе не команде Зеленского, который еще, в общем, по большому счету и нет, не существует.

Автор
Рамаз Чиаурели, Максим Юсин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе