Рейтинг как метод политической борьбы с киноискусством

Отечественный кинематограф ежегодно радует зрителей яркими качественными новинками. 
© pixabay.com


В тренде прочно закрепились киноленты, апеллирующие к реальным событиям прошлого и настоящего. Развиваются и иные жанры – комедии, геройская научная фантастика и многое другое. Однако в онлайн-кинотеатрах ряд отечественных кинофильмов получает рейтинги, незаслуженно низкие, по мнению зрителей. Для опытных пользователей не секрет, что фильмы могут продвигать в рамках пиар-кампаний, как любой продукт или услугу. Однако эксперты видят в сложившемся положении вещей не только жажду прибыли, но и политическую подоплеку.


Три года назад вокруг популярной площадки «Кинопоиск» вспыхнул скандал с накрутками. Согласно личным расследованиям одного российского блогера, на сайте орудовала армия ботов, которая повышала рейтинги западных кинолент и понижала оценку отечественным фильмам. Также на сайте постоянно происходит взлом аккаунтов, по предположению блоггера, для голосования за «нужные» фильмы.


Так, от набегов ботов пострадала отечественная картина «28 панфиловцев». После премьеры, когда ботов отключили, от «живых» посетителей она набрала рейтинг 7,5 баллов. Нападениям оценщиков-однодневок также подвергся «Крымский мост. Сделано с любовью!». В руководстве самой площадке информацию опровергли, заявив, что на рейтинг влияют только оценки проверенных пользователей. За это отвечает специальный алгоритм, вычисляющий подозрительные аккаунты.

Тем не менее, странную картину можно наблюдать и сегодня. Популярная на западе фантастика в России действительно не всегда удается. Недолюбливают зрители и ремейки на классику кино. Однако жизненные драмы у россиян были популярны всегда, в них у отечественных кинематографистов есть обширный опыт. При этом именно у фильмов, снятых по злободневным событиям, наиболее противоречивый рейтинг.

Так, драма «Крым» в период проката получил рекордно низкую оценку в 2,4 балла. Сюжетные линии персонажей фильма разворачиваются на фоне событий в Украине 2014 года, поэтому, так или иначе, затрагивают политические темы. Однако спустя 4 года после премьеры, когда ажиотаж вокруг фильма спал, в ряде онлайн-кинотеатров его рейтинг достигает 4-8 баллов.

Атаке «минусаторов» подверглась прошлогодняя новинка «Зоя» – военно-историческая драма о подвиге советской школьницы Зои Космодемьянской. Массовое оценивание в низший 1 бал наблюдается всплесками строго в определенные периоды. Что наводит на мысль о плановости таких «акций».

В текущем году много шума наделала комедия по реальным событиям «16-й». Фильм, очевидно, носит провокационный характер, на что намекает слоган «исповедь Пригожина», а также аннотация, обещающая рассказать правду о событиях в США 2016 года, когда вокруг победы Трампа в президентских выборах разгорелся скандал о российском вмешательстве. Итоги выборов связывали с именем петербургского бизнесмена Евгения Пригожина. Множество зрителей позитивно оценили «российский стеб над американской системой». Однако на одном из онлайн-сервисов рейтинг картины упал до 4,7 балла.

Правда, пользователи, анализирующие колебания оценок, отмечают, что не всякий отечественный фильм попадает в опалу. Например, «Левиафан», очевидно выставляющий жизнь россиян не в лучшем свете, в онлайн-кинотеатрах имеет среднюю оценку выше 6 баллов. Более примечательно, что высокий рейтинг картина получила от зарубежных критиков: американские и британские издания называли «Левиафана» лучшим фильмом года и даже десятилетия.

По мнению аналитиков, в тенденции может прослеживаться политический мотив. Рейтинги российских фильмов, затрагивающие злободневные темы мировой политической арены могут занижать искусственно, чтобы о насущных проблемах задумывалось как можно меньше зрителей.

Автор
Суслова Анна
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе